Маркировка шин — это все данные, которые на них указаны: буквы, сокращения, слова, цифры, различные отметки.
На первый взгляд, подбор и расшифровка резины — задача со многими неизвестными. Но на самом деле все условия для ее решения есть на самих шинах. Там можно найти:
- размер;
- сезонность;
- максимальные нагрузку и скорость;
- качество сцепления с дорогой;
- примерную износостойкость (сколько тысяч километров можно проехать, прежде чем они сотрутся);
- дополнительные параметры — производителя, дату изготовления и другую информацию.
Чтобы проще было понять, во что «переобуть» авто, рассказываем, что скрывается за каждым обозначением и на какие отметки обращать внимание в первую очередь.
Зимняя или летняя резина
Чтобы узнать тип резины и предпочтительное для нее время года, откройте каталог от прямого производителя. Если же этим заниматься не хочется, есть и другой способ — осмотреть покрышку. На ней должны быть специальная надпись и значок.
Для зимней резины это снежинка и горы, для летней единого обозначения не существует — каждый производитель ставит что-то свое. Это могут быть, например, капли дождя.
Всесезонные шины маркируют надписями M+S, R+W, AS или AW (All Season/All Weather).
Как найти диаметр колеса
Чтобы легче управлять авто, надо подобрать покрышки, которые будут сидеть идеально. Как определить подходящий размер шины?
Существует три параметра, на которые обязательно нужно обратить внимание при выборе. Каждый из них можно найти примерно на середине покрышки, они подписаны крупным шрифтом и обычно первыми бросаются в глаза:
- ширина;
- высота боковины;
- посадочный диаметр.
Например, если на ободке резины написано «180/60 R18», значит, ширина протектора — 180 мм, высота равна 60% от ширины, а диаметр посадки — 18 дюймов. По этому параметру понятно, какого размера должны быть диски.
Некоторые значения на покрышках могут варьироваться — в этом нет ничего страшного. Главное — чтобы диаметр был точным, иначе шина не встанет на положенное ей место, а вы выкинете деньги на ветер.
Расшифровка маркировки легковых автошин — далеко не самая интуитивно понятная наука. Например, буква R отвечает не за радиус. Она говорит о том, по какой технологии изготовили каркас шины, точнее, как в нем расположены нити корда (жесткого основания, сплетенного по типу ткани).
R перед диаметром посадки значит, что корд радиальный — нити в нем перпендикулярны окружности колеса. Раньше встречался еще диагональный (D), но он по многим параметрам хуже, поэтому исчез из магазинов.
Как понять, какой размер вам нужен
На автомобиль лучше устанавливать только те покрышки, которые рекомендует производитель. Но иногда у вас может быть небольшой выбор.
При производстве машины на нее наклеивают специальный стикер с данными о покрышках. Там будет написано, какой размер колес подойдет для вашего авто и до какого предела их нужно накачивать. Найти этот стикер можно на водительской двери или на люке бензобака. Еще эта информация продублирована в инструкции к машине.
Настоятельно не рекомендуем использовать покрышки, значения которых отличаются от заводских, потому что вы можете серьезно ухудшить ездовые качества автомобиля. Кроме того, это создаст дополнительную нагрузку на подвеску и сами шины.
Подобрать резину можно и с помощью онлайн-«калькуляторов». Для этого просто введите марку авто и программа автоматически выберет необходимые покрышки. Обычно такие приложения работают без ошибок, но все равно советуем сравнить результаты с данными от производителя.
Давно копите на авто, но не хотите брать кредит и переплачивать? Попробуйте авторассрочку от Совкомбанка. Забудьте о первоначальном взносе и процентах. Оставьте заявку на сайте, и мы свяжемся с вами через две минуты.
Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С его помощью можно купить новое или подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!
Скорость и вес: где посмотреть
Следующая маркировка после размеров — показатели нагрузки и предельной скорости. Они обозначаются числом и латинской буквой. Цифра показывает индекс максимальной нагрузки, а буква — индекс максимальной скорости.
Индексы максимальной нагрузки для легковых автомобилей находятся в диапазоне от 62 до 129. Это означает, что при минимальном значении колесо выдерживает 265 кг, а при максимальном — 1850 кг. Но бывают и более крепкие модели. Такие, в основном, делают для тяжелых грузовиков и спецтехники.
Например, если у вас на колесе написано 74, то оно выдержит 375 кг веса, а если 109 — 1030 кг.
Во многом нагрузка на шину зависит от ее размера. Производители это тоже учитывают и стараются подобрать в рекомендациях резину, которая точно будет выдерживать вес авто даже с большим запасом.
Если хотите проверить, что точно все подходит, сложите вес авто, всех членов семьи и накиньте сверху еще 25–30%. Затем разделите на четыре. Если максимальная нагрузка шины примерно равна тому, что получилось, — все в порядке.
Почему важно учитывать индекс нагрузки? Чтобы знать предельную грузоподъемность машины. Шины не стоит перегружать, потому что в лучшем случае они быстрее сотрутся, в худшем — возникнет серьезный риск ДТП.
Далее стоят буквы латинского алфавита от J до Y. Без X, Z и всего, что можно принять за числа (I,O).
Например, J означает, что шина рассчитана максимум на 100 км/ч, а Y — на 300 км/ч. Если на вашей покрышке указано S или T, значит, быстрее 180 или 190 км/ч ехать не стоит.
Если не соблюдать рекомендуемый скоростной режим, как и в предыдущем случае, покрышка может быстрее стереться или просто разорваться.
Какая еще бывает маркировка
На некоторых авто можно встретить и другие маркировки. Например, вслед за размерами и индексами бывают буквы C, XL, VR и ZR.
- C
Располагается прямо за показателями диаметра, а маркер означает, что покрышка предназначается для легкого грузового транспорта.
- XL
Буквы обозначают повышенную нагрузку и расшифровываются как extra load. Они указывают на то, что резина подходит для крупногабаритных автомобилей вроде кроссоверов и джипов. Маркер можно найти после индексов максимальной скорости и веса.
- VR и ZR
Эти буквы можно встретить только на спортивных машинах. И то довольно редко. Обычно маркировка просто дублирует скоростные показатели шин.
RunFlat: что это такое
Иногда маркировка шин включает сокращения RFT, ZP, SSR, ROF, FlatRun. Что они значат?
Обычно если проколоть шину, это означает конец поездки — особенно если нет с собой запаски. Технология RunFlat позволяет ехать на проколотой резине еще около 100 км. Этого расстояния вполне должно хватить, чтобы добраться до автосервиса и заменить колесо.
Многие производители выпускают RunFlat-шины, но все маркируют их по-разному. Например, у Michelin это ZP, а у Bridgestone — RFT.
Омологация и ее обозначения
Омологированную резину изготавливают специально по заказу некоторых производителей для улучшения ходовых качеств авто. Происходит это нечасто, и используют омологацию преимущественно премиальные бренды.
Каждая компания-производитель обозначает омологацию по-своему. Например, у Аudi — А0, у BMW — *, а Porsche — N c числами от нуля до трех. Особую маркировку можно найти чуть правее индексов.
Где на резине посмотреть год выпуска
У обода покрышки всегда находятся четыре цифры, обозначающие дату изготовления. Еще вокруг них часто бывает круг.
Расшифровывать эти числа нужно так:
- первые две цифры обозначают порядковый номер недели в году, в которую шину произвели;
- последние две цифры говорят о годе изготовления.
Например, если на вашей покрышке написано «0323», значит, ее сделали в марте 2023 года.
Совет:
Срок службы покрышек составляет четыре-пять лет, а для зимней резины и того меньше — пока не сотрется на половину объема. Поэтому обращайте внимание на срок изготовления шин. Если она «старая», ее лучше не брать.
Кроме того, не забывайте регулярно менять резину — так вы сможете обеспечить комфортное вождение и безопасность.
Место изготовления
Многие с подозрением смотрят на продукцию, на которой написано знаменитое Made in China. Но именно эту фразу часто можно увидеть на покрышках. Если же шина изготовлена в другой стране, то вместо Китая будет, например, надпись Germany.
Далеко не всегда на покрышках указывают страну, в которой находится главный офис компании-производителя. Чаще всего на маркировке проставляют страны, в которых шины произвели. А это может быть почти любой уголок света, даже если бренд позиционирует себя, например, как европейский.
Сертификация
Поскольку от шины напрямую зависит безопасность авто, все покрышки должны быть сертифицированы по международным стандартам. По Техническому регламенту Таможенного союза на шинах обязательно должна быть либо европейская (Е), либо американская (DOT) сертификации.
На боковине покрышки можно найти информацию о стране, которая произвела сертификацию. Ее код будет указан сразу же после «Е» или «DOT». В редких случаях можно встретить сразу два варианта вместе.
Определяем износ шины и качество сцепления
Еще одна группа буквенных и числовых маркеров находится на боковой стороне шин ближе к внешнему краю возле слов Treadwear (или TWI), Traction и Temperature.
Показатель Treadwear — это условная скорость износа протекторов на полигоне. Говорит о том, сколько на шине проехали, пока она стерлась. Специалисты отмечают, что образцы испытывают на практически идеальных дорогах, поэтому итоговый пробег в реальности нужно делить надвое.
Для удобства маркировки Treadwear указывают не в километрах, а с помощью индекса, принятый стандарт которого: 100 = 48 тысяч км. Чаще всего для современных легковых шин он в пределах от 200 до 500. Значит, по неидеальным дорогам проехать на них можно в среднем от 48 до 120 тысяч км.
Износ шины также определяют по тому, сколько на ней осталось протектора. Если его слой меньше 1,6 мм для летней резины и 4 мм для зимней — нужно срочно менять покрышку.
Протекторы измеряют линейкой в дома или специальными приборами в автосервисе. Производители всегда размещают на шинах отметки — индикаторы износа. Они выглядят либо как небольшие вставки с определенной высотой, либо в виде чисел на протекторе. Когда он встает в один ряд с вставкой или числа стираются до определенного уровня — покрышку лучше заменить.
Traction — это тип сцепления с мокрой поверхностью. Лучший показатель — АА, чуть уступает ему А. Худший — СС, но такой едва ли сегодня попадется вам в магазине.
Temperature — устойчивость к нагреву на большой скорости. Здесь также почти всегда стоит буква А, это значит, что шины выдержат разгон до 184 км/ч.
Монтаж
Еще один важный параметр, который можно найти на шине, — направление вращения и точки жесткости.
Как покупателю или пользователю авто они вам, скорее всего, не пригодятся, но зато очень помогут монтажнику, который будет менять вашу резину в автосервисе. Особенно если у нее нестандартные характеристики.
Если же поставить протектор неправильно, он может сильно шуметь, плохо отводить воду и ухудшить трение с дорогой.
Точки жесткости обозначены разными цветами и указывают на более и менее мягкие точки резины:
- белая точка маркирует самый гибкий участок покрышки;
- желтая точка нужна для обозначения наиболее легкого места;
- красная точка ставится на самую жесткую часть боковины.
В идеале покрышка должна быть установлена так, чтобы желтая точка оказалась прямо напротив ниппеля. Таким образом можно добиться лучшего баланса.
Наклейки
На новых покрышках всегда должны быть стикеры, указывающие на их классы экономичности, звукоподавления и водоотведения. Если когда-нибудь видели холодильники, то на покрышках эти наклейки выглядят почти так же.
Еще на шине можно обнаружить QR-код, поскольку в России с 2020 года ввели систему контроля шин. QR-код на покрышке подтверждает, что покрышка прошла госрегистрацию и ею можно легально пользоваться.
Выбор покрышек для машины — ответственное дело, к которому нужно подойти со всей серьезностью. Внимательно изучите инструкцию к автомобилю или посмотрите на стикеры, расположенные на водительской двери или люке бензобака, — там будет нужная информация о размере, диаметре покрышке и необходимом давлении.