По итогам предыдущего 2021 года объем продаж китайских автомобилей вырос более чем в два раза по сравнению с 2020 годом (115 700 ед. против 57 200 ед.). И этот невероятный тренд продолжается.
Так, за первые два месяца текущего года россияне потратили на новых «китайцев» в 2,3 раза большую сумму, чем за аналогичный период год назад. И это еще до старта нынешних политических и экономических потрясений.
Некоторые причины этого «экономического чуда» очевидны. Значительную долю российского рынка автопродавцам из Поднебесной отдали их западные и японские коллеги. Хаотичная санкционная политика лидеров этих стран в отношении России заставила многих из них в авральном порядке оставить завоеванные с таким трудом рыночные позиции и подарить их конкурентам.
С учетом того, что отечественный автопром также утонул в санкционных проблемах (главная из которых – приостановка поставок оборудования для повышения экологичности), китайские автодилеры перешли в активное наступление и продолжают откусывать доли рынка. Особенно это касается сегмента машин бюджетной и средней ценовой категории.
Какие китайские производители представлены в России
Автопром Поднебесной представлен на российском рынке пятью основными брендами. По данным на апрель 2022 года рейтинг популярности (в порядке убывания) выглядит следующим образом:
- Haval;
- Chery;
- Geely;
- Exeed – хотя это суббренд Chery, но все же в статистике считается отдельно;
- Changan.
Помимо этих марок на дорогах нашей страны можно встретить FAW, Dongfeng, GAC, GW, Lifan и ряд других. Их пока можно считать экзотическими для нашей полосы. Но китайский автопром характеризуется высокой конкурентностью, так что нельзя их однозначно выносить за скобки.
Всего в Поднебесной на сегодня зарегистрировано более 80 автобрендов.
Примечательно, что если бренд Chery считать вместе с его дочерней компанией Exeed, то он станет победителем нашего рейтинга, немного обогнав Haval, который, в свою очередь, является «дочкой» Great Wall.
Хотя при таком подходе в статистику по Geely стоит включить все проданные в России новые легковые Volvo, поскольку с 2010 года марка входит в состав китайского концерна.
Кстати, Exeed становится весьма популярной маркой в России. За первый год дилеры продали почти 3000 автомобилей. Внедорожник получил довольно высокую оценку владельцев по итогам непродолжительной пока эксплуатации. Практически все отмечают, что это достойное авто с учетом сравнительно небольшой цены.
Где производят китайские автомобили для российского рынка
География китайского автопрома весьма обширна. Россияне могут без проблем найти в дилерских центрах машины, произведенные на просторах Евразийского экономического союза.
При этом в нашей стране пока функционирует только один завод. В 2019 году концерн GW открыл в Тульской области (на территории индустриального парка «Узловая») предприятие по выпуску внедорожников и кроссоверов Haval. Его производственная мощность – более 80 000 ед. авто в год.
В мае завод на 15 дней приостанавливал работу конвейера из-за резкого падения продаж на фоне санкционной истерии. Но сейчас работает в штатном режиме.
Бренды Chery и Changan также имеют опыт сборки машин на территории России. Первый, например, открывал производственные линии на базе предприятий в Калининградской области, Новосибирске и Таганроге.
Завод Changan до недавнего времени (до 2019 г.) функционировал в Липецке. К сожалению, в настоящий момент все эти предприятия закрыты, а производственные мощности выведены в другие страны.
Есть также китайский завод в Беларуси (член ЕАЭС) – с 2017 года на сборочных линиях «Белджи» (Минская область) там выпускают автомобили марки Geely, в том числе популярные сегодня модели Coolray и Tugella.
На днях концерн Chery заключил договор с компанией Roodell дружественного нам Узбекистана (пока не член ЕАЭС, но все возможно) о строительстве нового завода. Предполагается, что на нем будут производить три популярные модели: кроссоверы Tiggo 7 Pro и 8 Pro Max, а также среднеразмерный седан Arrizo 6 Pro.
Последняя модель, кстати, в прошлом году взяла главный приз на конкурсе в Бразилии (номинация «Лучший легковой автомобиль среднего размера») – на заметку хейтерам китайского автопрома.
Технические особенности китайских автомобилей
У российских автолюбителей сложилось множество стереотипов в отношении китайского автопрома, большинство из которых имеют пренебрежительный или явно негативный оттенок. Бесспорно, многие из них вполне обоснованны и актуальны даже сегодня. Но давайте не будем судить строго.
Автоиндустрия Поднебесной еще очень молода. Если, например, представить, что немецкий автопром – это умудренный опытом седовласый мужчина преклонного возраста, то японский рядом с ним будет взрослым спортсменом в самом расцвете сил.
Российский в соответствии с этой метафорой (если не брать в расчет историю и философию советского автомобилестроения, т. к. они ушли в небытие) – неуверенный в себе и заплутавший в большом городе подросток. Его родители лишь делают вид, что заботятся о нем, а на самом деле погружены в свои проблемы.
Зато китайский автопром – это озорной ребенок, который ежедневно придумывает и пробует что-то новое. Он полон энергии, его фантазия безгранична, но возможности пока скромнее, чем у некоторых взрослых.
Итак, перейдем собственно к особенностям.
Почему можно покупать китайские автомобили
1. Главное конкурентное преимущество «китайцев» – безусловно, их цена. Хотя и здесь не все однозначно, поскольку в последнее время в сегменте бюджетных автомобилей на пятки им наступают «корейцы».
Низкая стоимость автомобилей обусловлена несколькими факторами:
- низкие зарплаты специалистов на китайских заводах;
- более дешевые материалы по сравнению с теми, которые используются при сборке европейских и японских машин;
- экономное применение этих самых материалов. Особенно заметно это проявляется в качестве лакокрасочного покрытия (ЛКП) кузова.
2. Богатая «начинка». Помимо заманчивых цен, китайские маркетологи активно используют прием «бросить пыль в глаза». Чтобы отвести внимание покупателей от многочисленных огрехов в качестве сборки и материалах, они буквально набивают салон автомобиля яркими «высокотехнологичными» гаджетами. В кавычках потому, что на самом деле никакой особой высокотехнологичности в них нет – в большинстве случаев эти приборы и девайсы дешевы и также порой недолговечны.
Тем не менее согласитесь, что лучше иметь огромный ж/к дисплей и проекцию навигации на лобовом стекле, чем не иметь их. На весах выбора между различными предложениями часто решающий перевес будут иметь такие приятные мелочи.
3. Современный модный дизайн многих «китайцев» – также серьезный довесок в пользу их привлекательности.
Например, в очертаниях Geely Tugella четко проступает образ агрессивного и крутого BMW X6, а внешность Haval H9 напоминает о брутальном Land Cruiser Prado.
Да, китайцы не стали изобретать велосипед и пошли по пути наименьшего сопротивления – переманили к себе дизайнеров брендов-бестселлеров (речь об автомобилях премиум-класса) и без долгих творческих мук обеспечили себе конкурентное преимущество.
Кому-то такой подход может показаться недостойным, но практичные люди все поймут и простят.
Почему нельзя покупать китайские автомобили
Плавно переходим к «национальным болезням» автомобилей, сконструированных в самой динамично развивающейся державе планеты.
1. О низком качестве материалов и посредственном качестве сборки деталей мы уже говорили. Здесь обязательно нужно отметить, что положительная динамика решения этих проблем налицо. Все эксперты единогласны в этой оценке.
2. Отдельно стоит остановиться на качестве ЛКП и антикоррозионной обработки днища автомобиля. Проблема в том, что даже если производитель заявляет о том, что кузов оцинкован, во многих случаях эта оцинковка касается не всего кузова, а лишь отдельных элементов.
Кроме того, технология нанесения цинка более примитивная, чем, например, в японских предприятиях. В связи с этим вероятность увидеть «рыжики» на кузове шестилетнего «китайца» намного выше, чем на сверстнике-«японце».
3. Довольно посредственная эргономика внутри салона – это практически уже визитная карточка навороченных «китайцев». Под эргономикой мы подразумеваем то, насколько удобно расположены органы управления и другие элементы внутреннего убранства.
В первую очередь этот показатель оценивается с точки зрения водителя – может ли он, не выкручивая руки и шею и не отрываясь от спинки сиденья, разблокировать стеклоподъемники, изменить угол наклона фар или найти регулировку сиденья. Также оценивается и комфортное взаимодействие с автомобилем со стороны пассажиров.
При этом важна степень унификации – другими словами, то, насколько эта эргономика привычна и совпадает с автомобилями других марок.
4. Еще одна серьезная проблема для владельцев ТС китайских брендов – непонятное и даже нелогичное отношение производителей к обеспечению запчастями. По сути, у некоторых марок эта сфера, как организованное направление деятельности, отсутствует в принципе.
Среди водителей популярна поговорка, которая гласит, что для китайской машины любая запчасть оригинальная. А все потому, что часто разницы между деталью, произведенной на лицензированном заводе, и ее копией, собранной кустарно в каком-нибудь гараже на окраине Шанхая, практически нет. Более того, последняя может оказаться даже лучше по качеству.
Можно сказать, что производители не считают необходимым для водителей вкладываться в ремонт авто после окончания гарантии. К слову, такой подход становится все более популярен и среди автогигантов других стран, которых мы привыкли считать иконами качества.
Покупать или нет
Мы не будем давать советы, принимать решение вам придется самостоятельно. Отметим лишь еще раз, что китайская научная мысль, а также специалисты по копированию иностранных технологий не сидят сложа руки.
Очень вероятно, что к концу этого десятилетия мы будем отзываться о машинах из Поднебесной не хуже, чем о «корейцах» и даже, возможно, «японцах».
А пока что высокое разнообразие марок и моделей создает хорошую конкуренцию даже на внутреннем рынке Поднебесной, не говоря уже о внешнем. И надо отдать должное китайским конструкторам, экономистам и маркетологам: они нашли способы за короткий срок завоевать сердца многих автовладельцев по всему миру.
Может, китайский автомобиль – не предел мечтаний каждого автолюбителя, но точно вполне достойный вариант по совокупности всех плюсов и минусов.