Часто встречается мнение, что гореть своим делом может лишь собственник бизнеса. Наемный персонал работает за деньги и большего от него ждать не следует. Так ли это? Только ли деньги влияют на увлеченность сотрудников?
Ответы на эти вопросы нужно искать в мотивации.
Мотивация — что за зверь
Мотивация — это побуждение к действию. Именно она заставляет вставать утром с кровати и что-то делать. Она управляет нашим поведением.
Психологи выделяют следующие виды мотивации: внутреннюю и внешнюю, положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую.
Любой работодатель заинтересован, чтобы у каждого сотрудника была внутренняя, устойчивая и положительная мотивация трудиться с полной отдачей.
Безусловно, есть трудоголики, изначально нацеленные на такую работу. Но таких немного в любой компании. Что же делать? Ответ прост, надо работать над мотивацией в команде.
Мотивация сотрудников — система морального и материального стимулирования персонала, включающая в себя ряд мер по повышению трудовой активности и эффективности труда.
Правила системы мотивации
Существует множество мотивационных учений, основанных на пирамиде Маслоу, теорий постановке целей Локка, справедливости Адамса, ожиданий Врума, двух факторов Герцберга и т. д. Не надо ничего придумывать, можно брать готовое и делать. Но делать надо с умом.
Прежде всего, стимул должен отзываться интересам сотрудника. Поощрение в виде билетов на футбол не сработает, если человек не увлекается этим видом спорта.
Поощрять надо всех, а не только продавцов или работников, значимых для бизнеса категорий. Для успеха важен труд каждого. Вряд ли вы нанимали кого-то лишнего.
И помните, лучше всего работает материальная мотивация, но не только она.
Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.
Деньги правят миром
Деньги действительно являются главным стимулом к работе. Все мы нанимаемся за зарплату, по-другому не бывает.
Если человек зарабатывает в рынке или выше него, то он точно будет бояться потерять свое место. Если его зарплата ниже рынка, то вряд ли он будет дорожить работой. Скорее всего, будет параллельно искать новое место.
Кроме зарплаты отличным стимулом выступают премии и бонусы за достижения.
Но не всегда малый бизнес имеет возможность платить высокие зарплаты и большие бонусы. Он не конкурент в этом вопросе с большими корпорациями. Но не все безнадежно.
Во-первых, можно платить премии или увеличить зарплату, если бизнес достигнет определенных показателей. Просчитайте условия, при которых вы сможете платить больше, и озвучьте их.
Во-вторых, можно внедрить систему KPI, и платить премии при достижении определенных результатов. Четкое понимание критериев премирования способно замотивировать работников.
В-третьих, если компания испытывает финансовые трудности, то можно изменить пропорции между постоянным ФОТ и премией. Однако снижение оклада может демотивировать, поэтому возможность повысить доход при повышении производительности труда должна быть реальной.
В-четвертых, не забываем про повышение должности, расширение полномочий, премии за идеи, которые позволят компании выйти на новый уровень, участие в капитале, получение права на покупку доли компании, оплата полиса ДМС и спортивных абонементов, курсов и тренингов, дотаций на питание, предоставление служебного автомобиля и командировки на отраслевые выставки.
От денег, естественно, никто не отказывается, но нематериальные стимулы тоже никто не отменял.
Доброе слово и кошке приятно
Работников надо поощрять. Тот факт, что вы платите зарплату и не делаете выговоров, не говорит человеку, что вы довольны его деятельностью. А знать это важно многим. Не скупитесь на одобрение, хвалите, когда есть за что, отмечайте успехи. Это повысит лояльность к вам и компании.
Рассмотрите возможность выбирать лучшего сотрудника месяца и размещать его на доске почета или сайте компании. Старый как мир способ работает, и неважно, что он напоминает про школьные годы.
Поддерживайте работников, общайтесь с ними, не возводите себя на недостижимый пьедестал. Каждый член вашей команды должен знать, что может обратиться к вам за дельным советом.
Отказ от жестких рамок
Говорят, можно бесконечно смотреть на горящий огонь, бегущую воду и на то, как другой человек работает на вас. Но настало иное время, и многие ценят возможность работать из любой локации и по свободному графику.
Подумайте, что ценнее для бизнеса: имитация бурной деятельности перед вами или результат. Если специфика работы позволяет, разрешите работать удаленно постоянно или частично и двигать рабочие часы. Это не навредит бизнесу, люди и без надзора знают свои задачи. Наоборот, это повысит ценность вашей компании среди сотрудников, сделает ее привлекательнее для других талантливых соискателей.
Очень многие известные компании уже идут по этому пути. Например, агрегатор Aviasales перенес главный офис в Таиланд, при этом возможность работать в России также осталась. А Совкомбанк открыл коворкинг для своих сотрудников в Турции.
Система отгулов
Оплачиваемые отгулы обычно полагаются за работу в выходной, однако, они могут быть и премированием. Мотивация отдыхом эффективна. И не стоит переживать, что работа будет простаивать и компания понесет убытки. Компания выиграет, так как отдохнувший человек трудится эффективнее усталого.
Позвольте выступать на публике
Есть люди, которым важно показывать экспертность и повышать известность. Для них ценно выступать на конференциях, писать материалы в СМИ, давать интервью и бывать на телевидении. Предоставьте достойным специалистам такую возможность. Они будут нарабатывать свой портфолио и ценить вас, вы получите бесплатный пиар.
Позитивная атмосфера и семейные ценности
Большая зарплата не компенсирует издержки недружного коллектива. Мало кто приживется в атмосфере стукачества, подсиживания или безразличия. Зато многие простят огрехи руководству, если коллектив душевный.
Работайте над атмосферой, старайтесь ее сделать семейной. И, конечно, уделяйте внимание личным качествам соискателей при собеседовании. Не стоит нанимать непорядочного и конфликтного человека, пусть даже он будет большим асом в своем деле.
Определите и развивайте ценности компании. Даже при небольшом бюджете, можно собраться летом на шашлыки, еженедельно играть в футбол или шахматы, дарить сотрудницам цветы к 8 Марта, выписывать премию на рождение ребенка, и вместе отмечать Новый год.
Необычные фишки
Мотивация может быть направлена на развитие коллектива, получение положительных эмоций. Даже простая смена обстановки может решать вашу задачу.
Вы думаете, только дома хочется перестановки или обновления? Нет, организация офисного пространства по-новому также способна взбодрить коллектив. А если при этом будут учтены пожелания работников, то положительные эмоции удвоятся.
Попробуйте сделать перестановку, организуйте зону отдыха, наладьте систему кондиционирования и продумайте вопрос с обедами и перерывами на чай или кофе. Все эти фишки не напрямую, но влияют на эффективность работы сотрудников. В комфортных условиях люди чувствуют себя лучше и качество их труда повышается.
Стимулировать можно всех одинаково, а можно учитывать индивидуальность. Известно, что сангвиник и меланхолик работают по-разному, а флегматики отличаются от холериков. Мотивация таких людей, естественно, различается.
Так, холерик работает с полной самоотдачей и ценит креатив, свободу и самостоятельность. Давление и излишний контроль будут его демотивировать. Используйте сильные стороны таких людей, хвалите их публично, предоставьте возможность карьерного роста или обучения.
С флегматиком придется действовать иначе. Эти люди не склонны к лидерству и публичность их не привлекает. Они отличные исполнители, ценящие коллектив, справедливость и внимание.
Холериков больше всего стимулируют нематериальные вещи: хороший коллектив, внимание и спокойствие.
Есть много способов повысить мотивацию работников. Выберите близкие вам и вашей компании. Нет универсального решения, у каждого индивидуальный путь как в бизнесе, так и в построении команды.
Успехов вам в сплочении коллектива!