Отрицательная ставка — реальность. В мировой истории это уже было, в российской, скорее всего, скоро будет в отношении валютных депозитов для юридических лиц. Соответствующий законопроект уже подготовлен Министерством экономического развития и поддержан Министерством финансов и Центральным банком.
ЦБ успокоил, что мера не затронет вклады частных лиц. Но давайте разбираться.
Что такое отрицательная ставка
Отрицательная процентная ставка не нарушает математических законов и имеет значение меньше нуля. Нам непривычно, что за депозит можно «получать» -0,5% или, допустим, -2%. По сути, это ситуация, когда вкладчик платит за хранение денег.
Еще более непривычным кажется то, что отрицательный процент может быть и по кредитам. Картина мира, где банк доплачивает заемщику за денежный займ, кажется неправдоподобной. Но и так бывает.
Отрицательная ставка — это особая форма денежно-кредитной политики, которая направлена на решение конкретных задач. Обычно такой механизм позволяет сгладить последствия экономических кризисов.
Примеры истории
Отрицательный процент по любому банковскому продукту — это последствие экономических трудностей. Просто так такие шаги не делаются.
Например, так произошло после кризиса 2007 – 2008 годов, когда различные финансовые послабления не дали ожидаемого результата. Некоторым иностранным центральным банкам пришлось прибегнуть к традиционному инструменту влияния — изменению ставки процента. Но ее не подняли, а опустили ниже нуля.
Для стимулирования экономики такой шаг сделали Европейский центральный банк, а также банки Швеции, Швейцарии, Дании, Венгрии, Японии. Некоторые рассчитывали, что это приведет к экономическому росту, остановит дефляцию, а некоторые надеялись сдержать таким образом курс национальной валюты.
Дефляция — процесс обратный инфляции. Он предполагает снижение цен на товары и услуги.
К отрицательным процентам также в разные периоды прибегали Франция, Германия, Австрия, Бельгия.
Зачем нужна отрицательная ставка
Ключевая ставка ниже нуля применяется, когда необходимо простимулировать экономический рост. Процент же по банковским продуктам устанавливается с ориентировкой на ключевую ставку.
Механизм влияния на экономику прост. Ставка опускается ниже нуля в периоды, когда люди из-за кризиса не тратят деньги, не вкладывают их в развитие, а экономят. Это приводит к еще большему замедлению производства, может грозить даже его остановкой. Призывами ситуацию не изменишь, а вот отрицательный процент справляется с этой задачей.
Из-за платы за депозит деньги в банках держать становится невыгодно. Что делают вкладчики? Забирают деньги из банка. И тут есть два пути: можно копить дома, а можно инвестировать, чтобы деньги приносили доход.
К инвестициям подталкивает не только отрицательная ставка по депозитам, но и по кредитам. Такие выгодные для заемщика кредиты стимулируют кредитование и инвестиции. Бизнес получает вливание в виде дешевых денег и начинает работать.
Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.
У отрицательной ставки есть и другие экономические цели, которые ставят перед ней для решения. Такой процент:
- мешает укреплению национальной валюты;
- останавливает приток иностранных инвестиций в национальную экономику;
- предотвращает дефляцию.
Но есть риски. Так, отрицательный процент, призванный остановить дефляцию, может привести к высокой инфляции. Тут важно не пропустить момент, когда ставку надо менять. Именно по этой причине такой механизм регулирования считается рискованным, и центральные банки разных стран пользуются им в случаях, когда все остальные рычаги не сработали.
Кроме того, банки часто избирательно применяют отрицательную ставку в отношении депозитов. Обычно это затрагивает крупные остатки корпоративных клиентов, фирм, связанных с инвестициями, и пенсионных фондов. Депозиты частных лиц чаще всего такой процент минует.
Это объяснимо. Корпоративных вкладчиков такая ситуация подтолкнет к инвестированию в более доходные инструменты. Физлица же способны создать ажиотаж по снятию вкладов, но не будут эти деньги инвестировать, а просто поменяют банк на сейф. Это не поможет экономике, наоборот, может привести к нехватке наличности.
Стоит напомнить, что к покупкам стимулируют и карты рассрочки. Возможность купить сейчас, а заплатить потом без комиссии, помогает совершать дорогие покупки. Так, по карте «Халва» можно получить до 10 месяцев рассрочки при покупке холодильника, стиральной машины, духового шкафа, дивана, кровати или велосипеда в таких партнерах как….
Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары более чем в 250 000 магазинов-партнеров на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 12,5% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!
Будет ли в России отрицательная ставка?
В России в настоящий момент плата за депозиты невозможна. Закон запрещает это. Но экономическая ситуация такова, что требуется ввод отрицательной ставки по валютным счетам: такие счета стали обходиться слишком дорого банкам.
Для этого надо внести изменения в закон «О банках и банковской деятельности», который разрешит брать плату за депозиты в любой валюте с корпоративных клиентов. Нужные поправки уже разработаны и согласованы с министерствами и ЦБ. Они будут касаться не только новых вкладов, но и уже действующих договоров.
Причина такого решения — валютные пассивы дороги в обслуживании, а банки сегодня не имеют возможности страховать свою валютную позицию. Требуется девалютизация, то есть снижение объемов привлеченных в банк валютных средств. Снизить же объем можно, если сделать валютные депозиты невыгодными.
Причины такого решения понятны бизнесу. Олег Воробьев, бизнесмен, президент социального телемагазина Shop and Show, поделился с нами своим мнением:
— С точки зрения банковского сектора, идея понятна. Риски, связанные с размещением валюты, подталкивают банки к «выдавливанию» клиентов из доллара и евро. Причины готовящихся поправок в закон «О банках и банковской деятельности» очевидны: трудности с размещением валюты, риски «заморозки», регуляторные расходы, связанные с обслуживанием валютных счетов — все это заставляет финорганизации искать способы снижения доли валютных операций. Отрицательные процентные ставки лишь узаконят тренд на введение дополнительных комиссий и ограничений по операциям с валютой. По сути, компании, которые хранят деньги на счете с отрицательной процентной ставкой, вынуждают платить банку за хранение своих собственных денег.
Наталья Шувалова, кандидат экономических наук, бизнес-тренер и предприниматель, также считает, что обсуждаемая мера ожидаема:
— Некоторые игроки российского банковского сектора уже прекратили принимать вклады в евро, поскольку конъюнктура рынка такова, что ставки валютного привлечения почти равны нулю. Спрос на вклады в евро заметно сократился, в долларах стабилен, самым же привлекательным сегментом продолжают оставаться вклады в рублях. Отрицательные ставки — это необычно, но ничего нового в этом нет. Когда окончательно исчезнут наличные деньги, которые можно хранить под подушкой, будет более ощутимо влияние размера и положения ставок относительно нуля.
Ожидается, что отрицательные ставки скажутся лишь на компаниях, имеющих валютную выручку, и на импортерах, у которых есть излишек валюты. Они не коснутся физлиц и большую часть российского бизнеса.
Олег Воробьев, считает, что отрицательные процентные ставки несут психологический характер, но не станут критическими для бизнеса, однако не стоит думать, что принятые изменения совершат чудо. У всего есть две стороны, в том числе и не очень приглядная.
— В отличие от крупнейших нефтяных компаний малый и средний бизнес пускает все в оборот, свободные остатки, как правило, невелики. «Но есть две проблемы», — говорит бизнесмен. — Первая — институциональная. Предполагается, что отрицательные ставки можно будет вводить «задним числом». Но предсказуемые правила игры, хотя бы внутри страны, сегодня крайне важны и актуальны. Возможность внесения изменений в уже подписанные договоры явно не прибавят уверенности в будущем.
Вторая — практическая. Вытеснение клиентов из доллара, евро, фунта пока лишь в незначительной степени сопровождается предложением альтернатив. И если счета в юанях уже какое-то время доступны компаниям, то счета в турецких лирах, индийских рупиях, дирхамах ОАЭ и прочих валютах дружественных стран по-прежнему остаются сравнительно экзотическими продуктами. С моей точки зрения, понятная альтернатива по валютным счетам, с одной стороны, существенно бы сократила спрос на валюты «недружественных» стран, а с другой — упростила бы бизнесу переориентацию цепочек поставок. Пряник зачастую работает лучше, чем кнут.
Таким образом, россияне, а именно российский бизнес, скорее всего, скоро познакомится с отрицательным процентом. Но не надо видеть негатив, может быть, сейчас пришло время инвестировать, а не откладывать?