Санкционное давление в области финансов представляет серьезную проблему для развития нашей экономики. Недружественные государства всеми силами пытаются вставить «палки в колеса» внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России.
После блокирования российских валютных резервов руководство нашей страны пришло к выводу, что необходимо ликвидировать зависимость финансовой системы от гегемонии доллара. Одна из главных задач в рамках этой революционной миссии – максимально снизить взаиморасчеты во внешнеторговых отношениях с другими дружественными нам государствами в мировых резервных валютах.
Какие валюты называют мягкими и почему
Ряд экспертов предлагает вместо доллара, евро, фунта стерлингов и йены принимать в качестве оплаты за экспорт «мягкие» национальные валюты (или денежные единицы – ДЕ) развивающихся стран. Мягкими их называют за то, что их курс намного более волатилен, чем у «твердых» резервных.
Волатильность – это показатель неустойчивости, изменчивости. В контексте финансов означает силу и частоту колебания курса одной валюты относительно другой (как правило, резервной).
Кстати, «мягким» считается и наш рубль.
Однако такой подход таит в себе серьезную проблему – постоянное и непрогнозируемое изменение курсов двух «мягких» валют относительно друг друга сильно усложняет международные банковские операции.
У российского ЦБ отсутствуют так называемые своп-линии с национальными банками большинства развивающихся стран, с которыми предполагается наращивать торгово-экономические связи. То есть не удается зафиксировать постоянный курс взаиморасчетов.
Другими словами, рубль и, к примеру, индийская рупия не связаны между собой непосредственно. Их взаимный курс определяется лишь через резервные валюты. При этом государства-посредники (все они в той или иной степени проводят в отношении России недружественную политику) могут изменить его в любой момент, как им заблагорассудится. Такое положение делает нашу ВЭД весьма уязвимой.
В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 5 млн рублей. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение.
Что такое змея в тоннеле или европейская валютная змея
В новейшей истории ряд западноевропейских государств (по иронии судьбы тех самых, которые сейчас пытаются сломать нашу экономику) уже сталкивались с подобной проблемой. В 1958 году они образовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое позднее переродилось в современный Евросоюз.
В 70-х годах прошлого века (после краха Бреттон-Вудской системы золотого стандарта) для решения обозначенной проблемы участники ЕЭС выработали специальную стратегию. Она получила экзотическое название «европейская валютная змея» (или «змея в тоннеле»).
Суть ее заключается в следующем: несколько государств заключают взаимное соглашение в финансовой сфере, согласно которому обязуются поддерживать курс своей национальной ДЕ относительно любого другого денежного знака сообщества в рамках установленного «узкого» коридора, то есть «змеи».
Одновременно с этим подписанты устанавливают аналогичное ограничение для максимальных колебаний курса доллара США. Это основной «широкий» коридор.
В ЕЭС «ширина» обоих лимитов была установлена равной 2,25%:
- максимальная амплитуда колебаний взаимных курсов каждой пары валют объединения (по 1,125% в каждую сторону от установленного срединного значения);
- наибольшее отклонение в любую сторону от установленного для данной ДЕ курса доллара (в совокупности – 4,5%).
Таким образом получилось два диапазона: широкий и узкий. При самом негативном развитии событий ни одна из валют не могла обесцениться относительно любой другой более чем на 2,25%, а относительно доллара – на 4,5%
Змея может сколько угодно извиваться в пределах коридора, но если попытается пробить стенку, то финансовое сообщество обязано принять немедленные совместные меры к выравниванию курса проблемной валюты. Аналогичные действия должны быть предприняты, если взаимный курс двух денежных знаков попытается «проткнуть кожу змеи».
Попробуем объяснить этот динамичный процесс на примере: пусть у нас есть три страны: А, Б и В, которые заключили между собой соглашение о «валютной змее». Для простоты возьмем те же параметры, что применялись в ЕЭС.
Каждая из этих стран определяет для себя некоторое начальное значение (НЗ) курса своей ДЕ по отношению к доллару и к каждой из других ДЕ союза.
Для каждой из стран цель заключается в том, чтобы не допустить колебание своей ДЕ по отношению к любой другой более чем на 1,125% в обе стороны от НЗ. Одновременно ее курс относительно доллара не должен измениться более чем на 2,25% от НЗ.
Таким образом, резкое обрушение курса любой из валют союза приводит к нарушению общего баланса. Чтобы его восстановить, потребуются совместные финансовые усилия со стороны каждого из государств.
Например, при обрушении ДЕ страны А стране Б придется снизить курс своей ДЕ относительно доллара, а стране В, напротив – увеличить. Но все в рамках допустимого предела – то есть «ширины тоннеля».
Бывает ли шопинг выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процента на остаток собственных средств до 17% с подпиской «Халва.Десятка». А самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!
Как характеризуется режим европейской валютной змеи
- Внутри такого союза государства-участники ведут взаиморасчеты в национальных валютах любого из членов.
Если, к примеру, подписантом такого соглашения станет Монголия, то ее внешнеторговый контрагент обязуется принимать монгольские тугрики в качестве оплаты за предоставленные товары и услуги. Насколько конвертируемы такие деньги – второстепенный вопрос.
При этом каждый участник соглашения должен быть уверен, что сможет потратить вырученные тугрики на оплату импорта не только из Монголии, но и другого государства-члена.
- Члены соглашения о «змее в тоннеле» совместно прорабатывают механизм поддержания курсов всех национальных валют в обозначенных пределах. Европейские центробанки использовали для этого взаимное кредитование на строго зафиксированных условиях – применялись 45-дневные краткосрочные займы или в исключительных случаях среднесрочные (пятимесячные).
Позднее европейцы создали общий денежный фонд (ЕФВС), своего рода «кубышку», из которого проблемная финансовая система могла получить дополнительные ресурсы для поддержки курса
Чем выгодны для государств взаиморасчеты в национальных валютах
В теории следование принципу «змеи в тоннеле» позволяет контрагентам из двух разных государств с «мягкими» валютами заключать долгосрочные контракты. Они могут быть уверенными, что никакие скачки курсов в будущем не «съедят» их прибыль. Очевидно, что это должно благоприятно сказаться на трансграничном бизнесе.
Однако на практике все не так однозначно. Поэтому европейская валютная змея прожила недолгую жизнь – всего шесть лет, в течение которых ее не раз лихорадило.
Так, Франция дважды за это время выходила из соглашения. А три государства-члена ЕЭС (Италия, Великобритания и Ирландия) так и не согласились взять на себя обязательства по поддержанию чужих финансовых систем.