Оферта — один из самых удобных инструментов реализации товаров и услуг для предпринимателей. Она помогает заключать сделки с огромным количеством людей, не используя при этом никаких договоров.
Больше всего пользы для бизнеса оферта приносит в ситуациях, когда вы реализуете свою продукцию для большой группы людей. Разумеется, свои риски здесь тоже присутствуют, но если грамотно изучить вопрос, то можно свести их к минимуму.
Понятие оферты
Оферта — это предложение о заключении сделки, которое часто используют владельцы бизнеса. Она может принимать разные формы, например:
- вывеска в парикмахерской с прейскурантом;
- рекламная страница в социальной сети с продажей костюмов с указанием цен и размеров;
- электронное письмо, которое вы отправляете клиенту со специальным предложением;
- табличка с прейскурантом цен на абонементы в бассейн;
- небольшая вывеска около соседней пекарни с акцией «хлебобулочные изделия за 50 р. с 10 до 11».
Самое главное — указать всю необходимую информацию, которая может быть интересна клиенту. Чтобы ни у кого не возникло вопросов. Обычно это подробное описание товара и его стоимость.
В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 5 млн рублей. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение.
Из каких частей состоит оферта
С помощью оферты предприниматель предлагает заключить сделку сразу нескольким лицам. Чтобы она произошла, покупатель должен выразить согласие на заключение сделки.
Подобное согласие называется акцепт. Под акцептом обычно подразумевают определенные действия, которые клиент может совершить, чтобы показать свое намерение приобрести товар. Прописывают эти действия в оферте, но чаще всего ей выступает обычная оплата.
Как только клиент выражает свое согласие на приобретение продукции, вы обязуетесь выполнить свою часть договора и продать клиенту товар. Причем именно на тех условиях, которые прописаны в оферте на данный момент.
Если у предпринимателя и клиента возникнут разногласия, то решать их необходимо исходя из законов для каждого типа договора. Например:
- вы оформили запись к парикмахеру, значит, провели акцепт и заключили договор на услуги;
- пользователь написал вам в директ в Инстаграме, что хочет заказать серый костюм-тройку, — тут уже речь идет о договоре купли-продажи;
- клиент ответил на вашу рассылку желанием поучаствовать в акции — опять договор на оказание услуг;
- мужчина протягивает карту кассиру со словами: «мне “Московскую” булочку, пожалуйста» и т. д.
Важно учесть, что клиент обязан выразить согласие однозначно, чтобы сделка состоялась. Например: вы разработчик на Python и пишете телеграм-ботов. Клиент хочет заказать у вас чат-бот, но со скидкой, и вдобавок вы еще должны будете написать другой мелкий скрипт. Это уже не подтверждение, и вам не нужно ничего делать. Если покупатель согласился на ваши услуги, но запросил какие-то дополнительные данные, то это уже акцепт, и вы формально заключили договор.
Также иногда клиент может игнорировать вас или не переводить деньги, тогда это тоже не считается акцептом.
Чтобы выразить свое согласие на заключение договора, клиент может совершить одно из так называемых конклюдентных действий. То есть действий, которые бы однозначно дали предпринимателю понять, что он хочет совершить сделку.
Клиент в данном случае не говорит прямым текстом: «да, конечно», но, например, записывается в парикмахерскую или встает в очередь за булочкой.
Если вы решили продавать свою продукцию через интернет-сайт, то советуем опубликовать оферту отдельным документом с полным описанием всех услуг и расценок, а также условиями возврата. Таким образом вы сможете избежать недопонимания с клиентами или обезопасить себя во время проверок.
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
Несмотря на удобство оферты, все-таки в некоторых ситуациях придется возиться с бумажками и дополнительно обговаривать условия. Происходит это в двух случаях:
Если клиент получает специфическую услугу. Например, вы продаете типовые абонементы в бассейн. Клиенты подходят к администратору, оформляют пропуски, выбирают продолжительность их действия и оплачивают покупку, а дальше спокойно плавают. В этом случае оферта подходит.
Но если вы предлагаете дополнительные услуги за повышенную плату — например, у вас есть индивидуальные занятия с инструктором по водной йоге, — то здесь уже обычные условия оферты не подойдут. Вам придется заключить с клиентом отдельный договор, в котором будут прописаны условия.
Второй случай — если закон обязывает составлять договор одним документом. Обычно это сделки с недвижимостью, а также заключение договоров между участниками обществ с ограниченной ответственностью (ООО).
Публичная и непубличная оферта
Оферты бывают двух типов: публичными и непубличными. Зависит это того, хочет ли владелец бизнеса предложить свои услуги нескольким людям или только одному.
Публичная оферта — это обращение сразу к множеству потенциальных клиентов. В случае акцепта отказать клиенту вы не сможете. То есть вы обязаны продать костюм, абонемент в бассейн или булку любому, кто отзовется на ваше предложение.
В случае непубличной оферты вы предлагаете свои товары и услуги одному человеку, и отозваться на него может только он. Пример: сообщение покупателю с предложением написать ему статью для сайта за 2 000 рублей.
Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»
Эту фразу часто можно услышать в рекламных роликах. Используется она для разделения рекламы и оферты, но на деле ее применяют больше для перестраховки.
Дело в том, что оферта — это призыв купить конкретный товар с точным указанием цены для любого, кто захочет его приобрести. Отказать желающим нельзя.
Реклама помогает вам рассказать о продукте как можно большему количеству людей. Но для того, чтобы реклама превратилась в публичную оферту, вы должны указать точные характеристики товара и его цену. В противном случае это так и останется рекламой, которая не заставит вас совершать какие-либо действия.
Фраза «не является публичной офертой» сама по себе не имеет значения и не лишает предпринимателя обязанности продать свою услугу любому желающему.
Если вы хотите, чтобы реклама перестала быть публичной офертой, она должна быть выглядеть примерно так: «Вот я продаю такой-то пылесос, но если хотите узнать о нем больше — звоните/пишите».
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с подпиской «Халва.Десятка». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Можно ли внести изменения или отменить действие оферты
Менять или отменять оферту можно только до клиентского согласия. В противном случае покупатель может требовать продукцию по старым ценам, до изменения. Например:
- Парикмахерская увеличила стоимость спортивной стрижки, пока вы еще не записались. В таком случае при следующей записи и акцепте вы будете платить по новым ценам. Если бы вы записались на стрижку, а парикмахерская увеличила стоимость, то вы бы платили по старой цене.
- Вы успели удалить один из рекламных постов с костюмами в инстаграме до того, как вам написали по поводу его покупки.
- Вы успели прислать еще одно письмо клиенту о том, что акция больше не действует, до того, как он ответил.
- В бассейне отменили абонементы на полгода. В этом случае клиенты, которые уже успели их купить, продолжат ходить положенное время, но новые покупатели уже не смогут приобрести их.
- Сотрудник пекарни убрал табличку с акцией о скидках на булочки после того, как обслужил всех клиентов.
Если клиент подтвердил согласие, разорвать договор можно только если такую возможность обговорили заранее, покупатель еще не перевел деньги или не произошли непредвиденные обстоятельства.