Интенсивное обучение: что такое и как зарождалось
Примерно 10 лет назад в Америке всерьез озаботились проблемой отстающих учеников. Чтобы «подтянуть» их, разработали специальную программу, которую назвали high-intensity tutoring — «высокоинтенсивный тьюторинг» (репетиторство). Впервые ее внедрили в Бостоне, затем инициативу переняли Вашингтон и Чикаго.
В рамках программы с отстающими учениками ежедневно по 50 минут занимались репетиторы. Они вместе отрабатывали проблемные места и закрепляли учебную программу. Занятия проходили индивидуально или в мини-группах по два человека. Преподавали учителя, недавно окончившие колледж, — это позволило правительству снизить затраты, а вчерашним выпускникам — получить дополнительную практику.
Эксперимент оказался очень удачным. Ученикам, у которых были проблемы с учебой, с помощью интенсивов удалось повысить успеваемость. Причем некоторые даже обогнали своих более успешных одноклассников. Самое главное — результат сохранялся и после завершения уроков с репетитором.
Новый толчок во время пандемии
Эпидемия коронавируса, охватившая весь мир, создала новые проблемы в системе образования. Переход на дистанционное обучение в первую очередь «ударил» по отстающим ученикам и детям из неблагополучной среды.
Остро встал вопрос не только организации учебного процесса, но и поддержания мотивации. Когда дети предоставлены сами себе и их никто не контролирует, велик соблазн пустить учебу на самотек и расслабиться.
В США, где изначально наблюдалось неравенство среди учащихся, локдаун еще сильнее усугубил проблему. Эксперты посчитали экономический ущерб от пандемии — цифры оказались неутешительными.
Согласно прогнозу, учащиеся, которым пришлось столкнуться с дистанционным обучением, смогут заработать суммарно на 50–60 тысяч долларов меньше, чем их коллеги, учившиеся только очно. Ущерб американской экономики в целом оценивается более чем в 150 млрд долларов в год. Он связан со снижением квалификации работников.
Для снижения негативных последствий применяли различные меры, в том числе уже успешно зарекомендовавший себя интенсивный тьюторинг. И в этом случае он показал выдающиеся результаты. Регулярные занятия с репетитором позволили ученикам из уязвимых групп не отставать от сверстников, а иногда даже опережать их.
В 2020 году похожую схему начали внедрять в Великобритании. В рамках правительственной программы ученики могли бесплатно заниматься с тьюторами. Уроки оплачивали в основном из государственного бюджета, небольшую часть — из бюджета школы. В программе приняла участие частная репетиторская фирма MyTutor.
Официально опубликованных результатов проекта нет. Но есть обратная связь от учеников — 87% остались довольны и хотели бы продолжать заниматься.
Как говорил Сунь-цзы — учиться нужно всю жизнь, до последнего дыхания. Даже если вы давно покинули школьную скамью, не поздно получать знания и развивать новые навыки. В интернете есть множество курсов по самым разным направлениям. А картой «Халва» можно оплачивать их в рассрочку.
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с подпиской «Халва.Десятка». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
А что в России
С 2021 года в Москве действует проект «Цифровой репетитор». Оператором выступает «Московская электронная школа». Изначально занятия были доступны ученикам восьмых классов из малообеспеченных семей 80 столичных школ. Правительство решило поддержать школьников, у которых нет денег на репетиторов.
Уроки проходят онлайн в группах по три – пять человек. В процессе обучения задействованы специальные цифровые платформы. Репетиторами выступают учителя столичных школ, преподаватели допобразования, студенты педагогических вузов.
Через год программу расширили: включили шестые и седьмые классы, добавили предметы. Теперь доступны занятия по алгебре, физике, химии, геометрии, русскому и английскому языкам.
Нечто подобное пытаются внедрять и в регионах. Например, Министерство образования Якутии совместно с ВШЭ разработало проект повышения качества образования в одном из административных районов республики.
На первом этапе с группой учеников занимались преподаватели по разным предметам. Помимо улучшения успеваемости, целью проекта было повысить мотивацию школьников и обучить их эффективным техникам работы с информацией.
Вторая ступень включала углубленную подготовку по разным предметам. Принять участие могли только школьники с высокой успеваемостью. В рамках программы их готовили в том числе к этапам Всероссийской олимпиады школьников.
Отличие от классической технологии интенсивного обучения, где занятия проводятся один на один с тьютором, — большие группы учеников. По сути занятия похожи на обычные школьные уроки. Однако даже в таких условиях удалось добиться результатов, сопоставимых с полученными в США при индивидуальной системе обучения.
Успех обусловлен в том числе тем, что в проекте участвовали дети, заинтересованные в учебе. Плохо мотивированные ученики требуют особого подхода и более глубокой подготовки занятий.
НИУ ВШЭ разрабатывает программы и для сложного контингента учащихся. В них учеников на занятиях будет меньше — от трех до пяти. Помимо обучения школьным предметам, упор также делают на мотивацию. Заниматься с учащимися будут по четыре-пять месяцев.
Подведем итог. Интенсивное обучение — новое веяние в системе образования разных стран мира. Его разрабатывали в первую очередь, чтобы преодолеть разрыв между отстающими и успевающими учениками. В период пандемии интенсивные методы обучения помогли снизить негативный эффект от перехода на дистанционные уроки.
В России программы интенсивного обучения пока внедряют точечно. Однако специалисты работают над тем, чтобы охватить как можно больше учеников по всей стране. Подход доказал свою эффективность в работе как со сложными, так и с преуспевающими учениками.