Баннер
Обучение

Что такое интенсивное обучение и есть ли ему место в образовательной системе

Ольга Шмидт
/ 16 октября 11:30
189
6 мин.

Мир стремительно меняется. Вместе с ним должна меняться и система образования. Специалисты ищут новые подходы, которые помогут сделать учебу более эффективной и комфортной для учеников. Один из них — интенсивное обучение. Расскажем про него подробно.

интенсивный тьюторинг
Интенсивное обучение учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. Источник: Shutterstock

Интенсивное обучение: что такое и как зарождалось

Примерно 10 лет назад в Америке всерьез озаботились проблемой отстающих учеников. Чтобы «подтянуть» их, разработали специальную программу, которую назвали high-intensity tutoring — «высокоинтенсивный тьюторинг» (репетиторство). Впервые ее внедрили в Бостоне, затем инициативу переняли Вашингтон и Чикаго.

В рамках программы с отстающими учениками ежедневно по 50 минут занимались репетиторы. Они вместе отрабатывали проблемные места и закрепляли учебную программу. Занятия проходили индивидуально или в мини-группах по два человека. Преподавали учителя, недавно окончившие колледж, — это позволило правительству снизить затраты, а вчерашним выпускникам — получить дополнительную практику.

Эксперимент оказался очень удачным. Ученикам, у которых были проблемы с учебой, с помощью интенсивов удалось повысить успеваемость. Причем некоторые даже обогнали своих более успешных одноклассников. Самое главное — результат сохранялся и после завершения уроков с репетитором. 

Новый толчок во время пандемии

Эпидемия коронавируса, охватившая весь мир, создала новые проблемы в системе образования. Переход на дистанционное обучение в первую очередь «ударил» по отстающим ученикам и детям из неблагополучной среды.

Остро встал вопрос не только организации учебного процесса, но и поддержания мотивации. Когда дети предоставлены сами себе и их никто не контролирует, велик соблазн пустить учебу на самотек и расслабиться.

В США, где изначально наблюдалось неравенство среди учащихся, локдаун еще сильнее усугубил проблему. Эксперты посчитали экономический ущерб от пандемии — цифры оказались неутешительными.

Согласно прогнозу, учащиеся, которым пришлось столкнуться с дистанционным обучением, смогут заработать суммарно на 50–60 тысяч долларов меньше, чем их коллеги, учившиеся только очно. Ущерб американской экономики в целом оценивается более чем в 150 млрд долларов в год. Он связан со снижением квалификации работников.

Для снижения негативных последствий применяли различные меры, в том числе уже успешно зарекомендовавший себя интенсивный тьюторинг. И в этом случае он показал выдающиеся результаты. Регулярные занятия с репетитором позволили ученикам из уязвимых групп не отставать от сверстников, а иногда даже опережать их. 

В 2020 году похожую схему начали внедрять в Великобритании. В рамках правительственной программы ученики могли бесплатно заниматься с тьюторами. Уроки оплачивали в основном из государственного бюджета, небольшую часть — из бюджета школы. В программе приняла участие частная репетиторская фирма MyTutor.

Официально опубликованных результатов проекта нет. Но есть обратная связь от учеников — 87% остались довольны и хотели бы продолжать заниматься.

мини-группы
Занятия в мини-группах не уступают по эффективности индивидуальным. Источник: Shutterstock

Как говорил Сунь-цзы — учиться нужно всю жизнь, до последнего дыхания. Даже если вы давно покинули школьную скамью, не поздно получать знания и развивать новые навыки. В интернете есть множество курсов по самым разным направлениям. А картой «Халва» можно оплачивать их в рассрочку. 

Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с подпиской «Халва.Десятка». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!

А что в России

С 2021 года в Москве действует проект «Цифровой репетитор». Оператором выступает «Московская электронная школа». Изначально занятия были доступны ученикам восьмых классов из малообеспеченных семей 80 столичных школ. Правительство решило поддержать школьников, у которых нет денег на репетиторов.

Уроки проходят онлайн в группах по три – пять человек. В процессе обучения задействованы специальные цифровые платформы. Репетиторами выступают учителя столичных школ, преподаватели допобразования, студенты педагогических вузов.  

Через год программу расширили: включили шестые и седьмые классы, добавили предметы. Теперь доступны занятия по алгебре, физике, химии, геометрии, русскому и английскому языкам.

Нечто подобное пытаются внедрять и в регионах. Например, Министерство образования Якутии совместно с ВШЭ разработало проект повышения качества образования в одном из административных районов республики.

На первом этапе с группой учеников занимались преподаватели по разным предметам. Помимо улучшения успеваемости, целью проекта было повысить мотивацию школьников и обучить их эффективным техникам работы с информацией.

Вторая ступень включала углубленную подготовку по разным предметам. Принять участие могли только школьники с высокой успеваемостью. В рамках программы их готовили в том числе к этапам Всероссийской олимпиады школьников.

Отличие от классической технологии интенсивного обучения, где занятия проводятся один на один с тьютором, — большие группы учеников. По сути занятия похожи на обычные школьные уроки. Однако даже в таких условиях удалось добиться результатов, сопоставимых с полученными в США при индивидуальной системе обучения.

Успех обусловлен в том числе тем, что в проекте участвовали дети, заинтересованные в учебе. Плохо мотивированные ученики требуют особого подхода и более глубокой подготовки занятий. 

НИУ ВШЭ разрабатывает программы и для сложного контингента учащихся. В них учеников на занятиях будет меньше — от трех до пяти. Помимо обучения школьным предметам, упор также делают на мотивацию. Заниматься с учащимися будут по четыре-пять месяцев.

Подведем итог. Интенсивное обучение — новое веяние в системе образования разных стран мира. Его разрабатывали в первую очередь, чтобы преодолеть разрыв между отстающими и успевающими учениками. В период пандемии интенсивные методы обучения помогли снизить негативный эффект от перехода на дистанционные уроки. 

В России программы интенсивного обучения пока внедряют точечно. Однако специалисты работают над тем, чтобы охватить как можно больше учеников по всей стране. Подход доказал свою эффективность в работе как со сложными, так и с преуспевающими учениками.

Не пропустите самое важное

Как планировать семейный бюджет, успешно сдать экзамены, выбрать профессию — об этом и многом другом каждую неделю рассказываем в email-рассылке.

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
189
Ольга Шмидт
Ольга Шмидт
Расскажу, как достичь компромисса между желаниями и возможностями с помощью доступных финансовых инструментов.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер