Любитель или коммерческий пилот
Получить права на управление самолетом — это примерно как отучиться в автошколе.
Есть частная сфера: вы учитесь в любой удобной школе, потом покупаете машину и катаетесь в свое удовольствие. Хотите — возите себя на работу, детей в школу, родителей на дачу. Хотите — подрабатываете в такси или помогаете людям с переездами.
Есть коммерческие перевозки. Чтобы начать работать, нужно отдельно учиться водить грузовик, фуру или автобус, проходить проверки, получать лицензии на некоторые виды грузов. Это другие вложения и другой уровень ответственности.
А как стать пилотом? В авиации все устроено сходным образом. Существует три уровня квалификации:
Пилот-любитель. Это как владелец частной машины: может управлять легким частным самолетом и возить на нем семью и друзей. Можно заниматься авиатуризмом, летать в гости к таким же любителям на соседний аэродром, снимать захватывающие ролики с высоты птичьего полета.
- Где получить квалификацию: в учебном центре любого авиаклуба.
- Важно: любитель летает для своего удовольствия. Брать деньги за полеты ему нельзя.
- Международное обозначение: PPL (Private Pilot License).
Коммерческий пилот может летать за деньги: перевозить пассажиров и грузы, обследовать местность, вести аэросъемку по заказу. С коммерческой лицензией можно работать в малой авиации — например, проводить воздушные экскурсии или опылять поля.
- Где получить квалификацию: в летной школе или училище.
- Важно: чтобы устроиться в крупную авиакомпанию (вроде Аэрофлота), нужна следующая ступень — линейный пилот.
- Международное обозначение: CPL (Commercial Pilot License).
Линейный пилот — лицензию получают, чтобы работать в гражданской авиации. Здесь курсов не хватит, нужно профильное образование. Выпускники начинают с должности второго пилота. Лет через пять можно стать КВС, налетав нужное количество часов и сдав экзамены.
- Где получить квалификацию: в летном училище или академии (университете).
- Важно: обучение в частной школе не подойдет. В крупные авиакомпании берут только с государственным дипломом.
- Международное обозначение: ATPL (Airline Transport Pilot License).
Формальных ограничений по полу нет, по возрасту — минимальные. Любой желающий от 18 до 60 лет может стать пилотом, если достаточно здоров, готов к рискам и финансовым вложениям.
Мы посчитали, сколько понадобится вложить в образование и реально ли купить собственный самолет. А пока напомним, что Совкомбанк готов поддержать ваши начинания кредитом. Выдаем деньги на любые цели: образование, экипировку, транспорт.
В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 5 млн рублей. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение.
Как стать пилотом малой авиации
Со стороны может показаться, что самолетами управляют какие-то особенные люди, зарабатывающие особенные деньги. На самом деле цены на легкомоторные самолеты начинаются от 5 млн рублей.
За эти деньги можно купить подержанный четырехместный ЯК-18Т. На авторынке за ту же сумму предложат японский внедорожник. Только самолет можно купить вскладчину, а машину — нет.
Но сначала нужно получить права. Учеба в летной школе организована примерно как в автошколе, только стоит дороже. Есть теоретический курс и практические занятия. Если практики не хватит, можно взять дополнительные часы.
Стоимость обучения
Сколько стоит отучиться на пилота малой авиации?
- Стоимость обучения — около 960 000 рублей.
Наземная подготовка стоит от 220 000 рублей. В нее входит теоретический курс и занятия на авиатренажере.
Часы в небе оплачиваются дополнительно. Один час стоит от 12 000 рублей. Нужно как минимум 40 часов, на практике — больше. Таким образом, минимальная летная подготовка обойдется в 480 000 рублей.
В конце курса нужно сдать экзамен и пройти медкомиссию (ВЛЭК). После этого вы получите удостоверение пилота малой авиации общего назначения.
- Стоимость медкомиссии ВЛЭК около 6000 рублей.
Для первого раза можно взять ознакомительный мини-курс — это одно занятие на авиатренажере и один учебный практический полет с инструктором. Вы освоите базовые навыки управления и оцените, интересно вам полное обучение или нет.
- Стоимость ознакомительного занятия — от 19 000 рублей.
В свидетельстве указывают, на каком типе воздушного судна вы учились — скорее всего, это одномоторный сухопутный самолет. Это значит, что за штурвал гидросамолета, двухмоторного или одномоторного спортивного вас не пустят — они слишком отличаются по управлению.
Зато в пределах своего класса можно летать на чем угодно — например, пересесть с Цессны на Як. В идеале в первый полет на незнакомой машине берут инструктора. На практике — зависит от опыта пилота и добросовестности аэроклуба.
- Стоимость мастер-класса по обучению на новом самолете — от 7000 до 32 000 рублей. Цены зависят от марки самолета.
Пошаговый план
- Найдите ближайший к городу аэродром с учебным центром. Ищите по запросам «аэродром #город», «малая авиация», «летные курсы».
- Позвоните в учебный центр и запишитесь на курсы частного пилота-любителя.
Не все авиаклубы проводят обучение. Мы нашли в Москве клуб «Аэро», в Петербурге — клуб Piter Polet и и аэродром «Гостилицы» — там точно можно отучиться на пилота. Клубов гораздо больше. - Пройдите обучение, медкомиссию и сдайте экзамен.
- Получите права на управление воздушным судном.
- Когда захотите расширить горизонты, пройдите мастер-класс, чтобы повысить квалификацию.
Ключевой фактор для повышения квалификации — часы налета. Поэтому все вылеты записывают в летную книжку (логбук). Запись заверяют подписью и печатью инструктора или авиаклуба.
Сколько стоит частный самолет
С покупкой своего самолета спешить не стоит. Малая авиация сильно бюрократизирована, и соблюсти все формальности сложнее и иногда дороже, чем купить самолет.
- Стоимость легкого самолета — от 5 млн рублей.
Одна из самых ходовых моделей, Cessna 150F 1970 года, будет стоить 5,5 млн рублей. Более современный Cirrus SR-22 обойдется уже в 30 млн рублей. Подержанный аграрный самолет типа Л-13ВВМ можно купить и за 1,5 млн, но такие машины рекомендуют только для тренировочных полетов.
Частный самолет должен иметь регистрационный номер (для этого его ставят на учет, как автомобиль), сертификат летной годности и страховку. Также понадобится договор на техобслуживание и стоянку (как говорят профессионалы — базирование).
- Стоимость базирования в ангаре — от 30 тысяч рублей в месяц. Под открытым небом — от 15 тысяч рублей.
Гостевая стоянка обойдется в 1000 рублей в сутки под открытым небом и 1500 рублей в ангаре. Она нужна, если вы куда-то прилетели и через несколько дней улетаете.
Если очень хочется, самолет можно купить в складчину и так же платить за базирование и обслуживание. Или договориться с клубом — они пользуются вашим самолетом, а вы не платите за постой и ремонт (или платите меньше).
В заключение — несколько слов о возможностях легких самолетов. Они различаются мощностью, количеством мест, максимальной скоростью — в общем, и здесь все как у автомобилей.
Малая авиация общего назначения — самолеты весом до 5700 кг. Они подходят для перевозки грузов, пассажиров (до девяти человек), производства разных работ. К этому типу относился знаменитый советский «кукурузник» Ан-2.
Сверхлегкая авиация — дельталеты на один-два места и другие СЛА массой до 495 кг. Чтобы переместить такой самолет по аэродрому, достаточно просто толкнуть его — весит он в два раза меньше легковой машины. Подходят для воздушных прогулок, развлечений, аэросъемки.
Если хотите стать пилотом, чтобы интересно проводить время, начните со сверхлегких аппаратов. Они дешевле и проще в управлении. Чтобы зарабатывать на хобби, присмотритесь к легким самолетам — на них можно возить экскурсии.
Теперь поговорим о большой авиации — той самой, о которой мечтал герой «Мимино». К ее услугам мы прибегаем, когда летим в отпуск или командировку.
Кстати, если у вас уже готов план, как заработать на личном самолете, Совкомбанк его поддержит. У нас есть кредиты для самозанятых, также мы поможем открыть ИП и завести расчетный счет дистанционно.
Совкомбанк поддерживает инициативы и начинания и предлагает кредит самозанятым сроком до пяти лет. Вы можете оформить кредит до 5 млн рублей на любые цели, предоставив минимальный пакет документов. Удобный калькулятор поможет рассчитать финансовую нагрузку и покажет, сколько нужно платить каждый месяц. Оформите заявку прямо сейчас, чтобы получить быстрое одобрение.
Как стать пилотом гражданской авиации
Чтобы стать пилотом гражданской авиации, нужно профильное образование. Получают его в училище или академии (университете).
Разницы между дипломами — никакой. Выпускник училища может устроиться на работу на тех же условиях, что и пилот гражданской авиации с высшим образованием.
Иное дело — выпускники частных и иностранных летных школ. Для них путь в авиакомпании практически закрыт — работодателям нужен государственный диплом.
Где учиться на пилота гражданской авиации
- Московский государственный технический университет гражданской авиации.
Филиалы: Иркутский университет гражданской авиации, Ростовский университет гражданской авиации (Ростов-на-Дону), авиатехнические колледжи в Егорьевске, Кирсанове, Рыльске, Троицке.
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
Филиал: Бугурусланское летное училище.
- Ульяновский гражданский институт гражданской авиации им. Б. П. Бугаева.
Филиалы: Омский колледж, Сасовское и Краснокутское летные училища.
Специальности «пилот гражданской авиации» в России нет, но есть, например, «летная эксплуатация и применение авиационных комплексов», «системы управления летательными аппаратами», «эксплуатация воздушных судов». Уточните название в приемной комиссии, прежде чем подавать документы.
Сколько стоит отучиться на пилота гражданской авиации? Плюс государственного образования — оно бесплатное. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СпбГУГА) в текущем учебном году открыл 50 бюджетных мест и всего пять платных.
Какие предметы нужно сдавать на пилота
Требования к абитуриентам средние. Для поступления в СпбГУГА нужно набрать от 243 баллов ЕГЭ.
Что надо сдавать? Профильные экзамены — математика, физика, информатика.
Преимущества — у отличников, медалистов, обладателей значков ГТО и призеров спортивных соревнований.
Сколько учиться на пилота
Высшее образование занимает пять лет, на бакалавра учатся четыре года. Поступление — по результатам ЕГЭ.
Но чтобы стать настоящим пилотом, нужно получить не только диплом, но и опыт полетов.
Дипломированный пилот имеет 150 часов налета — сравните с 40 часами в малой авиации. Также он изучает смежные дисциплины, в том числе авиационный английский — на нем пилоты общаются с авиадиспетчерами. В авиации свой профессиональный жаргон, обычный Upper Intermediate не поможет.
Сразу после университета или училища можно работать вторым пилотом. Как правило, авиакомпании сами обращаются в учебные заведения — в гражданской авиации сейчас сильный кадровый голод.
Сколько зарабатывают пилоты
Приведем ориентировочные суммы, оплата труда различается в разных авиакомпаниях.
- Зарплата второго пилота — от 150 тысяч рублей в месяц.
В его обязанности входит полная подготовка полета. Второй пилот узнает детали маршрута, запрашивает сводки по погоде и орнитологической обстановке (чтобы не встретиться в полете со стаей птиц). Он же следит за исправностью приборов и управляет самолетом, если с командиром что-то случилось.
- Зарплата командира (первого пилота) — от 300 тысяч рублей в месяц.
Первым пилотом становятся после двух тысяч часов налета — это примерно пять лет работы. Командир отвечает за безопасность рейса, жизни пассажиров и сохранность самолета. В экстренной ситуации именно он оценивает риски и принимает решение за секунды.
Большую часть маршрута берет на себя автоматика. Но поднимают и сажают самолет люди, они же действуют при угрозе аварии. Автопилот не умеет регулировать высоту, обходить препятствия и принимать решения в нештатных ситуациях.
Стать частным или линейным пилотом — открыть для себя целый мир. В этой профессии много тонкостей — она сложная, ответственная, во многом бюрократизированная. Но прикоснуться к ней стоит каждому — хотя бы через эту статью.
Все цены актуальны на момент публикации статьи.