Безопасность
Кругозор ребенка в шесть лет в основном подчинен школьным требованиям. Родители начинают целенаправленно готовить его к учебе и правильно делают. Но сначала стоит позаботиться о безопасности.
К шести годам ребенок точно должен знать:
- свои имя и фамилию;
- домашний адрес;
- хотя бы один номер телефона родителей наизусть.
Последний пункт — на случай, если он потеряется и не сможет позвонить сам. У полиции нет базы для поиска родителей по имени и фамилии ребенка; они ждут, пока родственники выйдут на связь первыми. Если малыш сразу объяснит, куда звонить, вы сэкономите время и нервы.
Хорошо, если телефон будет записан где-то еще, например, на подкладке куртки, или вложен в рюкзак. Но куртку можно снять, а рюкзак потерять. Запомнить — надежнее.
Научите шестилетку пользоваться умными часами или телефоном. Расскажите о базовых правилах безопасности: не уходить с незнакомцами, не ходить зимой по льду, не выходить на проезжую часть.
Чаще просите отвести вас домой из ближайшего магазина, с тренировки, из любимого кафе. У детей, которые хорошо ориентируются в своем районе, меньше шансов попасть в беду.
Отрепетируйте, что делать, если ребенок потерялся: кого и как просить о помощи в магазине, на улице, в секции. Познакомьте с соседями — малышей редко оставляют дома одних, но лучше знать, к кому обратиться в экстренной ситуации.
Главный вектор — подготовка к школе
Шесть лет — время подготовки к школе. Некоторые дети в этом возрасте уже идут в первый класс. Опытные педагоги говорят, что до школы основная деятельность ребенка — игра. У школьников на первом месте оказывается учеба, а она требует новых навыков.
Важно понимать, что навыки не появляются сами собой, их надо тренировать. Например, во всех руководствах написано, что к шести годам ребенок должен сам завязывать шнурки. Моему старшему одиннадцать, и он до сих пор плохо их завязывает, потому что носит обувь с липучками, а игры-шнуровки у нас не прижились. Но я не переживаю, потому что ребенок хорошо лепит, рисует и собирает конструктор из мелких деталей, то есть моторика развита нормально.
То же касается базовых знаний. Малыш не сможет определить время по часам со стрелками, если дома все пользуются электронными. Ему будет сложно запомнить виды деревьев, если в его городе растут только сосны и ели. Зато он может знать что-то другое — например, виды рыб, если часто ходит со старшими на рыбалку или любит книжки о водных обитателях.
Поэтому правильный вопрос — не что ребенок должен знать в 6 лет, а чему его нужно научить к этому возрасту. Кто это сделает — неважно: родители, старшие родственники, няня, педагог на курсах подготовки к школе. Но эти знания и навыки понадобятся, чтобы успешно справляться с учебой.
Начните с изучения программы, по которой будет заниматься ребенок. В обычной школе это «Школа России» или «Перспектива». Если малыш идет в гимназию или частную школу, уточните, какие компетенции ему понадобятся.
Все материалы для подготовки по госпрограммам можно купить заранее и заниматься с ребенком дома:
- пропись «Хороший почерк» — 145 рублей на «Озоне»;
- многоразовые прописи — 515 рублей;
- тренажер скорочтения «Таблицы Шульте» — 685 рублей.
Готовить малыша к школе будет дешевле, если расплачиваться за материалы и услуги картой «Халва». В партнерскую сеть входят детские обучающие центры, а также крупные магазины и маркетплейсы.
Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары более чем в 250 000 магазинов-партнеров на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 12,5% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!
Чтение и письмо
Один из самых спорных вопросов — должен ли ребенок в 6 лет уметь читать и писать. В п. 2 ст. 67 Закона об образовании сказано, что ребенка зачислят в школу вне зависимости от того, читает он или нет. Но у первоклассников и без того хватает поводов для стресса, поэтому лучше дать ключевые навыки заранее.
В шесть лет большинство детей хорошо различает звуки и соотносит их с буквами. Это значит, что они могут читать несложные тексты и писать печатными буквами. Осваивать прописи необязательно, этим займутся в школе.
Проверьте, готов ли ребенок, по косвенным признакам:
- сформированная речь: малыш может поделиться впечатлениями, описать картинку;
- приличный словарный запас: около 3000 слов;
- владение интонацией: управляет выразительностью, скоростью, громкостью разговора.
Большинство экспертов сходятся на том, что учить детей читать раньше пять лет бесполезно. У малышей еще не готовы структуры мозга, отвечающие за нужные навыки. Но все индивидуально, и если трехлетка хорошо повторяет за старшими буквы и складывает в простые слова, почему бы и не научить его читать?
В шесть лет большинство детей может читать простые короткие тексты и писать печатными буквами.
Счет
Как правило, в 6 лет ребенок бегло считает до десяти и использует базовую математику в жизни: может разделить конфеты, посчитать фрукты на двух тарелках и так далее.
Какие навыки пригодятся в первом классе:
- считать до 10 и обратно;
- решать несложные задачи и головоломки;
- уметь писать цифры;
- знать основные математические символы: плюс, минус, знак равенства;
- понимать, что такое «больше» и «меньше»;
- различать основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат) и делить их на части.
Не будет лишним умение пользоваться линейкой и циркулем. Малыши охотно рисуют ровные круги и проводят идеально прямые линии.
Для правильного счета важна внимательность. Если ребенок путает символы, постарайтесь проработать этот момент. А вот на зеркально написанные цифры можно не обращать внимание — правильное начертание закрепят в школе.
К шести годам ребенка можно просить считать от одного до десяти и писать цифры.
Общие знания
В первом классе у многих начинаются уроки английского языка, где много говорят на общие темы. Ребенку будет сложно, если он никогда не рассказывал о семье, увлечениях, своем городе на родном языке.
Проверьте, умеет ли будущий первоклассник:
- группировать предметы: животных, рыб, игрушки, жидкости;
- описывать предмет прилагательными: теплый, большой, мягкий;
- называть родственников и различать основные степени родства.
В шесть лет ребенок обычно знает:
- цвета радуги;
- основные явления природы: дождь, ветер, снег и откуда они берутся;
- способы использования продуктов и веществ: что наливают, насыпают, намазывают.
Хорошо, если ребенок владеет базовыми знаниями об окружающем мире: может назвать страну и город, где живет, на каком языке говорит, знает названия ключевых достопримечательностей. В этом возрасте дети легко усваивают, что на полюсах холодно, а на экваторе жарко, почему наступают день и ночь.
Разбираются будущие первоклассники и в бытовых реалиях: откуда берутся продукты в холодильнике и деньги в родительском кошельке, где чинят сломанные телефоны и обувь, какие бывают профессии. Не факт, что это пригодится в школе, зато подготовит к жизни и заложит основы общей эрудиции.
В семье не всегда удается всесторонне развивать ребенка. Много знаний он черпает из общения с ровесниками, занятий в детсаду и секциях. Платить за обучение проще, если одолжить деньги в Совкомбанке под комфортный процент.
В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 5 млн рублей. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение.
Физическое развитие
Многие родители переживают, что их ребенок выше или ниже сверстников, сложен заметно стройнее или плотнее. Обычно причин для беспокойства нет: серьезные патологии выявляют на плановых осмотрах у педиатра. Для справки приведем усредненные нормативы ВОЗ для шестилеток.
Какой должен быть рост в 6 лет
Нормой для девочек считается рост от 110 до 120 см.
ВОЗ отдельно выделяет интервалы «низкого» и «высокого» роста, которые не считаются отклонением от нормы. Беспокоиться стоит при показателях ниже 104 и выше 125 см. Но и в этом случае сначала нужно обратить внимание на наследственность и ключевые показатели здоровья.
Для мальчиков нормативы почти такие же: норма — от 111 до 120,9 см.
За пределами нормы находится рост ниже 106 и выше 125 см.
Какой должен быть вес в 6 лет
Норма для девочек — от 17,5 до 23,5 кг.
Как и для роста, ВОЗ выделяет «серые зоны» высокого и низкого веса. За пределами нормы для девочек находится вес ниже 15,3 и выше 27,8 кг.
Для мальчиков норма — от 18 до 23 кг.
За пределами нормы — вес ниже 15,9 и 27,1 кг.
Вес обязательно нужно сопоставлять с ИМТ — индексом массы тела. Для шестилеток он составляет 15,3.
ИМТ — это соотношение веса и роста.
Формула для расчета: ИМТ = вес в кг / рост² в метрах.
Пример: ребенок весит 20 кг при росте 1,15 м.
Считаем: рост в квадрате = 1,15 * 1,15 = 1,3225, округлим до 1,3
Делим на вес: 20 / 1,3 = 15,1. Идеальный ИМТ!
Чек-лист
Подведем итоги, что следует знать шестилетке, чтобы ориентироваться в быту и успешно начать учиться:
- свои имя и фамилию, состав семьи;
- домашний адрес, телефон одного из родителей;
- печатные буквы и цифры от одного до десяти;
- понятия «равно», «больше», «меньше»;
- основные математические символы;
- основные геометрические фигуры;
- свой город и главные памятники;
- основных животных, птиц, рыб;
- какие бывают профессии, кем работают родители.
Что нужно уметь будущему первокласснику:
- читать несложные короткие тексты;
- писать отдельные слова и короткие предложения печатными буквами;
- уметь делить формы на части и собирать обратно;
- лепить из пластилина, делать аппликации из бумаги;
- уметь обращаться с линейкой и ножницами;
- понимать и называть качества и состояния предметов;
- определять принадлежность предмета к группе.
Это примерный список; его можно расширить, исходя из требований школы и предпочтений ребенка. Но не старайтесь объять необъятное и по возможности не сравнивайте своего ребенка с другими. Всегда найдутся малыши, которые раньше научились читать, освоили прописи, победили букву «р». Ваш точно превосходит их в чем-то другом.
Когда мои дети были маленькими, одна наша родственница волновалась, правильно ли они развиваются. Каждую неделю по скайпу сыпались вопросы: «Голову держит? Предметы хватает? Пирамидку собирает?» За несколько месяцев они меня утомили, и я сердито отвечала, что с пирамидкой можно играть иначе. Родственница качала головой и интересовалась, давно ли я показывала ребенка неврологу.
Ближе к году малыш заговорил. Поначалу в активном запасе было пять слов, которые он успешно комбинировал. Я очень гордилась: не зря болтала с ребенком с утра до ночи, показывала ему карточки с цветами и делилась интересными находками на прогулке!
Когда я похвасталась родственнице, что малыш заговорил, в разговоре наступила пауза. Я ждала восторга, восхищения, а может, даже и благодарности. Но получила короткое: «А, ну хорошо. Теперь надо учиться говорить фразами!»
Тот эпизод научил меня, что всегда найдется кто-то, для кого ребенок будет развит недостаточно. Этот кто-то может быть убедительным, цитировать умные книги (авторы которых никогда не воспитывали детей), приводить в пример очередного сына маминой подруги.
Это может быть ближайшая родственница, подруга, некомпетентный педиатр в поликлинике. Их объединяет одно: они никогда не радуются успехам ребенка и не признают ваших заслуг.
Мой совет: обходите таких людей стороной. Не принимайте их советы и оценки близко к сердцу. Это всего лишь мнение. Опирайтесь на авторитетные современные источники, опыт других родителей и свою интуицию.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.