Проектное обучение: что это
Технология проектного обучения (PBL) — это образовательная методика, в которой центр — учащийся, а цель — сделать его самостоятельным, креативным и инициативным. Студент или школьник развивает в себе эти качества через собственные действия во время изучения интересных и значимых тем.
Проектный практикум — это не про зазубривание параграфов учебника и бездумное чтение произведений классиков русской литературы. Это обучение через интерактивы: разработку программы и ее презентации в игровой форме.
В проектном обучении парадигма сдвигается:
- от пассивного изучения к практике;
- от готовых знаний к разработке новых решений;
- от передачи информации к трансляции опыта.
Проект в данной методике — человек. Процесс начинается с выявления у него проблем в реальной жизни, а завершается их решением.
Проектное обучение в педагогике — это способ:
- вовлечь ребенка в ситуации, которые ему близки и понятны;
- дать ему возможность прожить их на своем опыте;
- найти варианты решения поставленных задач;
- освоить умения и способы коммуникации.
Вся суть PBL заключается в тезисе «Все, что я познаю, — я знаю, для чего это мне надо, а также где и как я могу эти знания применить».
Основные принципы
Процесс работы может варьироваться от ученика к ученику. PBL — гибкая и разнообразная система, которая позволяет индивидуально подойти к каждому ребенку или подростку.
Проектные методы обучения основаны на следующих принципах:
- Интегративность. Формирование целостной картины мира.
- Диалогичность. Обеспечивает усвоение информации через диалог, который организовал педагог. Как правило, общение происходит с собственным «Я» и другими участниками, чтобы раскрыть особенности личности.
- Контекстность. Трансформация знаний в практику. Идея подхода в том, чтобы ученики не получали готовую информацию, а открывали ее сами с помощью исследования.
- Проблемность. Учитель создает проблемную ситуацию, а студент сам ее решает.
Цели методики
Суть технологии в педагогике — научить ребенка поиску решений без помощи взрослых. Преподавать только предоставляет направление и мотивацию, изредка давая подсказку, где найти необходимую информацию.
Какие еще цели преследует PBL:
- создание мотивации к получению знаний;
- привлечение каждого ученика к самостоятельности;
- улучшение организаторского таланта, когнитивных и умственных способностей;
- повышение самооценки;
- развитие творческого, критического и дивергентного мышления;
- обучение использованию полученных знаний для решения проблем на практике.
Эффективность метода в том, что ребенку приходится вести самостоятельную деятельность. Он ищет информацию во всевозможных источниках — от школьной библиотеки до интернета.
Дети учатся управлять временем (привет, тайм-менеджмент) и взаимодействовать с данными, которые они получили. Они сами организуют групповую работу, совершенствуют навыки принятия индивидуальных и коллективных решений.
Чтобы создать проект, ученик должен иметь представление о его этапах и конечном результате.
В современном мире множество образовательных онлайн-платформ. Обучиться той или иной профессии можно не выходя из дома: купили курс, ознакомились с ним и дистанционно сдали выпускную работу. Оплатить обучение можно в рассрочку с картой «Халва» — универсальным финансовым инструментом.
Лучшее вложение — в себя. Востребованные профессии и навыки дадут возможность заработать в любое время и в любом месте. Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. В рассрочку до 24 месяцев оплачивайте Халвой курсы иностранных языков, обучение топовым IT-специальностям, развитие творческих способностей и новых навыков. Выберите подходящую школу из сотен партнеров карты. Начинайте менять жизнь к лучшему уже сегодня!
Классификация технологий обучения
Каждый проект — это уникальная и оригинальная программа, которая направлена на разрешение сложных ситуаций. Работа над ним ограничена по времени и подразумевает выполнение действий, которые связаны между собой.
В основе современных ФГОС лежит проектная деятельность. Она также выступает в роли одного из приемов системно-деятельностного обучения.
Все проекты можно разделить по пяти основаниям.
Классификация |
Виды |
По содержанию |
|
По главному методу действия |
|
По характеру согласования |
|
По сроку реализации |
|
По количеству обучающихся |
|
Этапы реализации проекта
Образовательный процесс в PBL разделен на несколько этапов. В каждом из них преподаватель и учащийся играют свои роли. Классическая модель содержит пять ступеней.
- Подготовка. Учитель подбирает несколько тем и обсуждает их с классом. Если это групповая работа, то все вместе выбирают одну из предложенных. У ребят тоже есть возможность порекомендовать что-то интересное.
После обсуждения педагог делит основную тему на подтемы. На этом этапе в работу снова включаются дети и выбирают наиболее заинтересовавшую их задачу.
Далее преподаватель делит учеников на подгруппы, либо они самостоятельно набирают команду. Учитель находит нужные материалы, задает вопросы. Дети по желанию принимают участие в работе. После беседы они коллективно решают, как оформят результаты проекта.
- Мозговой штурм. Самый продолжительный по времени этап. Ребята активно трудятся, а наставник направляет, консультирует и мотивирует.
- Подведение итогов и их оформление. Все результаты команда формирует отдельным списком и оформляет в соответствии с принятым ранее решением. Например, в виде фильма, альбома, доклада и т. д.
- Презентация. Коллектив рассказывает ученикам других классов или школ, учителям, родителям о проделанной работе: какие были трудности, как они с ними справились, что для этого использовали. Уместен игровой формат. Например, в виде сценки, кукольного представления.
- Анализ или рефлексия. Дети вместе с преподавателем подводят итоги, рассказывают о своих впечатлениях и ставят оценки. Обычно количество критериев не превышает 10 пунктов.
По завершении проекта учитель смотрит, насколько хорошо класс выполнил работу, смогли ли ребята полностью раскрыть тему, что тормозило процесс. К важным моментам можно отнести влияние на развитие личности, умение отвечать на вопросы и доступность изложения.
Не экономьте на своем саморазвитии. Решили получить второе высшее, но на пути встали финансовые трудности? Не повод отчаиваться. Образовательный кредит от Совкомбанка решит любые проблемы.
Обучение — одна из самых выгодных инвестиций в себя и свои знания. Если не хотите откладывать обучение, воспользуйтесь образовательным кредитом от Совкомбанка. Выгодные условия займа до 5 млн рублей помогут подобрать тариф для максимально комфортной учебы без большой нагрузки на бюджет.
Проблемы проектного метода обучения
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок выпорхнул из школы и вуза с багажом знаний за спиной. Он хочет видеть свое чадо успешным и влиятельным человеком, который нашел свое пристанище в профессиональной сфере.
Образовательный процесс не всегда удовлетворяет потребности как родителей, так и детей. Вспомнить хотя бы уроки литературы в школе: учитель задает классу прочитать «Войну и мир». Цель — понять, что Лев Толстой вкладывает в понятия «война» и «мир», какие нормы отрицает, а какие принимает.
Что преподаватель получает в итоге — нежелание детей читать произведение со множеством героев на 1300 страниц, потому что это скучно.
Технология проектного обучения как раз направлена на вовлечение детей и подростков в образовательный процесс. В ход идут игры, постановки, танцы, презентации и т. п.
Когда ребенку интересно участие, он лучше воспринимает информацию. Она откладывается у него в голове за счет приятных ассоциаций и ярких воспоминаний.
Но и у этого, казалось бы, идеального метода есть свои недостатки:
- Нехватка мотивации. Не все педагоги корпят над работой и придумывают новые способы стимулирования учебной деятельности. Как правило, ученикам просто дежурно ставят оценку.
- Длительная реализация. От первого этапа исполнения проекта до последнего может пройти не один месяц.
- Формирование команд из учеников одной сферы. Чтобы работа была увлекательной, необходимо создавать многопрофильные группы. Например, объединить студентов юридического факультета с журналистами.
- Отсутствие обмена опытом. Проект завершается в рамках одного класса, школы, группы или факультета. Дальнейшее развитие замедляется.
Чем PBL отличается от обычных проектов
Все программы обучения в какой-то мере схожи. Преподаватель выдает задание, советует учебник и ждет выполнения работы от учеников. Они, в свою очередь, ходят на уроки или лекции, получают информацию, которую не всегда можно применить на практике, читают материалы, написанные канцелярским языком.
Главное отличие проектного обучения от классического — в самостоятельной работе и свободе выбора. Но есть и другие.
Проектное обучение |
Традиционное |
Есть связь с реальным миром. Все знания можно использовать в жизни |
Информация остается в тетрадке и классе. Ее практически нельзя применить на практике |
Результаты проекта не сконцентрированы в одном месте. Презентация выходит за рамки класса, школы, аудитории |
Проект показывают на уроке или семинаре, а потом забывают про него |
Обучение направлено на развитие активной, творческой личности |
Главная цель — усвоить материал |
Ключевой мотив — самосовершенствование, уверенность в себе, радость от творчества |
Способы мотивации — оценка, наказание, соревнование, приказ |
Обучение происходит посредством активизации творческого мышления |
Методы работы — заучивание и повторение |
Учитель выступает в роли советчика, консультанта, старшего друга |
Преподаватель — всезнающий и всевластный начальник |
По итогу обучения ребенок становится творческой личностью, которая сама принимает решения |
Знания ученика соответствуют требованиям стандарта |
Возможность выбирать проекты, предметы и способы получения знаний — перспективное направление современных образовательных программ. Проектное обучение — движение в правильном направлении.