Баннер
Умный потребитель

Дарим подарки правильно! Как не обидеть получателя

Редакция Совкомбанка
/ 8 сентября 2021 09:00
6.8 тыс.
3 мин.
Текст изменился / 11 августа 2022

Дарить подарки — это особое умение. Впрочем, как и принимать. Считается, что этот процесс должен приносить радость всем участникам, однако так бывает не всегда.

подарок эмоции радость
Правильный подарок с подходящим мотивом принимают так

Более того, существует способ сделать так, чтобы подарок возненавидели, а дарителя невзлюбили. И речь не про тот случай, когда аллергику дарят банку арахисового масла — все намного интереснее.

Ранее ученые выяснили, что люди традиционно негативно реагируют на подарки, которые, как им сказали (или они придумали сами), должны помочь сэкономить деньги.

Тот, кто получил подарок с таким нетривиальным смыслом, начинает чувствовать себя ущербным или неполноценным по сравнению с дарителем.

Всем намного больше нравится, если подарок помогает сэкономить время.

— Многие уверены, что их подарок оценят по достоинству, но имеет огромное значение, как и с какой преамбулой презент преподнесли, — заметил доцент Грант Доннелли из университета Огайо.

Результаты исследования опубликованы в издании Journal of the Association for Consumer Research.

Подарок как яблоко раздора

Удивительно, но подарки, позволяющие сберечь время, воспринимаются как комплимент, а подарки, призванные сэкономить деньги — как упрек или издевка.

— Если у кого-то не хватает времени, то все считают его занятым и востребованным, а если не хватает денег — то просто бедным и финансово уязвимым, — отметил ученый.

В одном из экспериментов 405 добровольцев попросили вспомнить, как им дарили подарок, который, по их собственному мнению, должен помочь сэкономить или время, или деньги.

Участникам нужно было:

  • кратко описать свои ощущения;
  • заполнить ряд тестов, оценивающих впечатление и о подарке, и о дарителе.

Те, кто получил подарок, помогающий экономить деньги, заявили, что ощущали неловкость и стыд, в то время как те, кому подарили что-то для экономии времени, о жалких чувствах не сообщали.

Как отметили сами участники, все потому, что так они чувствовали себя ниже, а дарителя — выше статусом.

— Участники полагали, что даритель намекает на их некомпетентность и неспособность позаботиться о себе, потому что они нуждаются в деньгах, — заявил Доннелли.

Обидно, но приятно

В реальной ситуации результаты прежнего исследования подтвердились. Для этого ученые выдали 200 студентам подарочную карту в кофейню номиналом 5 долларов, чтобы те подарили ее своим друзьям.

На половине карт было написано что-то вроде "надеюсь, тебе понравится мой подарок, ведь так ты сэкономишь 5 баксов". На другой половине месседж был примерно таким же, но про экономию времени.

подарок эмоции ожидание
Никогда не говорите, что ваш подарок поможет сэкономить деньги!

К каждой карте прилагалась анкета, которую получатели должны были заполнить и вернуть ученым.

Результаты подтвердили первый эксперимент. Те, кто получил карты с посланием экономии денег, испытали больше негатива, нежели те, кто с помощью карты должен был сэкономить время.

При этом, как отметили исследователи, карту использовали все без исключения, несмотря на расстроенные чувства.

Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары более чем в 250 000 магазинов-партнеров на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 12,5% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!

Срочно поднять статус!

Еще одно исследование показало, что добровольцы, которым дарили предоплаченную карту с мотивацией сэкономить, покупали на нее товар более высокого статуса, чтобы восстановить баланс, нарушенный подарком.

— Это именно так и работает: если вы дарите человеку нечто с намеком на его финансовые проблемы, то подарок скорее всего употребят для повышения самооценки, — отметил Доннелли.

Именно поэтому особенно важно при вручении подарка сопровождать его правильной мотивацией. Иначе ошибка может навредить отношениям с получателем. Вряд ли вы этого хотели, верно? 

Радовать близких действительно нужными и полезными подарками вы всегда сможете с помощью карты «Халва».

Подпишитесь на дайджест

Отберем самые полезные материалы и доставим вам на почту. Все о покупках, сбережениях и тонкостях мира финансов
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
6.8 тыс.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер