Более того, существует способ сделать так, чтобы подарок возненавидели, а дарителя невзлюбили. И речь не про тот случай, когда аллергику дарят банку арахисового масла — все намного интереснее.
Ранее ученые выяснили, что люди традиционно негативно реагируют на подарки, которые, как им сказали (или они придумали сами), должны помочь сэкономить деньги.
Тот, кто получил подарок с таким нетривиальным смыслом, начинает чувствовать себя ущербным или неполноценным по сравнению с дарителем.
Всем намного больше нравится, если подарок помогает сэкономить время.
— Многие уверены, что их подарок оценят по достоинству, но имеет огромное значение, как и с какой преамбулой презент преподнесли, — заметил доцент Грант Доннелли из университета Огайо.
Результаты исследования опубликованы в издании Journal of the Association for Consumer Research.
Подарок как яблоко раздора
Удивительно, но подарки, позволяющие сберечь время, воспринимаются как комплимент, а подарки, призванные сэкономить деньги — как упрек или издевка.
— Если у кого-то не хватает времени, то все считают его занятым и востребованным, а если не хватает денег — то просто бедным и финансово уязвимым, — отметил ученый.
В одном из экспериментов 405 добровольцев попросили вспомнить, как им дарили подарок, который, по их собственному мнению, должен помочь сэкономить или время, или деньги.
Участникам нужно было:
- кратко описать свои ощущения;
- заполнить ряд тестов, оценивающих впечатление и о подарке, и о дарителе.
Те, кто получил подарок, помогающий экономить деньги, заявили, что ощущали неловкость и стыд, в то время как те, кому подарили что-то для экономии времени, о жалких чувствах не сообщали.
Как отметили сами участники, все потому, что так они чувствовали себя ниже, а дарителя — выше статусом.
— Участники полагали, что даритель намекает на их некомпетентность и неспособность позаботиться о себе, потому что они нуждаются в деньгах, — заявил Доннелли.
Обидно, но приятно
В реальной ситуации результаты прежнего исследования подтвердились. Для этого ученые выдали 200 студентам подарочную карту в кофейню номиналом 5 долларов, чтобы те подарили ее своим друзьям.
На половине карт было написано что-то вроде "надеюсь, тебе понравится мой подарок, ведь так ты сэкономишь 5 баксов". На другой половине месседж был примерно таким же, но про экономию времени.
К каждой карте прилагалась анкета, которую получатели должны были заполнить и вернуть ученым.
Результаты подтвердили первый эксперимент. Те, кто получил карты с посланием экономии денег, испытали больше негатива, нежели те, кто с помощью карты должен был сэкономить время.
При этом, как отметили исследователи, карту использовали все без исключения, несмотря на расстроенные чувства.
Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары более чем в 250 000 магазинов-партнеров на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 10% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!
Срочно поднять статус!
Еще одно исследование показало, что добровольцы, которым дарили предоплаченную карту с мотивацией сэкономить, покупали на нее товар более высокого статуса, чтобы восстановить баланс, нарушенный подарком.
— Это именно так и работает: если вы дарите человеку нечто с намеком на его финансовые проблемы, то подарок скорее всего употребят для повышения самооценки, — отметил Доннелли.
Именно поэтому особенно важно при вручении подарка сопровождать его правильной мотивацией. Иначе ошибка может навредить отношениям с получателем. Вряд ли вы этого хотели, верно?
Радовать близких действительно нужными и полезными подарками вы всегда сможете с помощью карты «Халва».