Подобные оценки ошибочны, поскольку отраслевая структура экономики определяется в основном спросом, а не производительностью. Это подтверждает недавнее исследование, в ходе которого ученые смоделировали долгосрочное структурное изменение в экономике.
По мере того как потребители становятся богаче, они начинают больше тратить наличные и средства на карте на услуги в сфере здравоохранения и образования, спрос на которые намного эластичнее по доходу. А вот на сельскохозяйственные и промышленные товары богатеющие граждане начинают тратить меньше.
До сих пор считалось, что производительность оказывает не менее, а то и более важное влияние на формирование отраслевой структуры экономики, нежели спрос.
Результаты исследования опубликованы в издании Econometrica.
— Причина, по которой мы тратим меньшую часть дохода на промышленные товары, а большую — на услуги, заключается не в том, что продукцию производят за пределами страны, и не в том, что товары становятся дешевле. Причина в том, что с ростом благосостояния мы хотим потреблять больше услуг, — пояснил соавтор исследования профессор Диего Комин из Дартмута.
Ученые уверены, что такие изменения — признак роста благосостояния, а не торговой политики, конкуренции или роста производительности в каком-либо секторе.
Легче всего предположить, что изменения в экономике вызывают какими-то внешними силами, торговлей или технологиями. Не все осознают, какие последствия для экономики имеют наши модели потребления.
Для анализа основных факторов, определяющих структуру экономики, ученые использовали данные домохозяйств США и Индии, а также данные еще 39 государств в период с 1970 по 2005 годы. Данные сгруппировали по трем категориям: сельское хозяйство, производство и услуги, в рамках которых никакие продукты не передаются.
Результаты исследования показали, что по мере роста благосостояния расходы населения смещаются в сторону услуг и в течение долгого времени плавно уходят из сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Резкого перехода из одного сектора в другой после достижения определенной планки нет, хотя другие ученые это предполагали.
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 15% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Поскольку влияние дохода на отраслевую структуру экономики не ослабевает, доход и спрос сильнее влияют на отраслевую структуру экономики, чем производительность.
В рамках анализа ученые создали математическую модель, которая с ним вполне согласуется.
По данным Бюро экономического анализа США, около 80% структуры экономики страны составляют услуги.
Сюда относятся:
- жилье,
- искусство,
- услуги для бизнеса,
- образование,
- развлечения,
- финансовые услуги,
- государственные услуги,
- медицина,
- информационные услуги,
- страхование,
- отдых,
- технологии,
- телекоммуникации,
- услуги транспорта и др.
— Когда мы видим спад в обрабатывающей промышленности, то это означает, что потребители хотят покупать меньше промышленных товаров и предпочитают больше денег тратить на услуги, — отметил профессор Комин.
— Мы так хотим, и все дело именно в нашем желании. Если вы начнете зарабатывать больше, то купите новый холодильник или оплатите обучение ребенка в колледже?
Ученые пришли к выводу, что составленная модель применима как на уровне домохозяйство, так и на уровне целого государства. Они испытали модель и сравнили ее с другими аналогами. Новая модель лучше других подходит для анализа данных, поскольку хорошо отражает эмпирическое наблюдение о том, что влияние дохода на потребление услуг по сравнению с промышленными товарами стабильно в течение длительного времени.
Результаты показывают, что при корректном моделировании предпочтений можно объяснить свыше 90% отраслевой трансформации большой подборки экономик, включая экономику США.
Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары более чем в 250 000 магазинов-партнеров на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 10% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!