Баннер
Умный потребитель

При росте доходов спрос на промышленные товары падает, а на услуги растет

Редакция Совкомбанка
/ 9 августа 2021 10:25
459
3 мин.
Текст изменился / 21 апреля 2022

Политики и бизнесмены часто делают спорные заявления о причинах сокращения определенных секторов экономики. Например, о том, что спад обрабатывающей промышленности в США вызван внедрением робототехники или торговлей с Китаем.

Подобные оценки ошибочны, поскольку отраслевая структура экономики определяется в основном спросом, а не производительностью. Это подтверждает недавнее исследование, в ходе которого ученые смоделировали долгосрочное структурное изменение в экономике.

По мере того как потребители становятся богаче, они начинают больше тратить наличные и средства на карте на услуги в сфере здравоохранения и образования, спрос на которые намного эластичнее по доходу. А вот на сельскохозяйственные и промышленные товары богатеющие граждане начинают тратить меньше.

Вместо покупки новой мебели люди едут на море
Вместо покупки новой мебели люди едут на море

До сих пор считалось, что производительность оказывает не менее, а то и более важное влияние на формирование отраслевой структуры экономики, нежели спрос.

Результаты исследования опубликованы в издании Econometrica.

— Причина, по которой мы тратим меньшую часть дохода на промышленные товары, а большую — на услуги, заключается не в том, что продукцию производят за пределами страны, и не в том, что товары становятся дешевле. Причина в том, что с ростом благосостояния мы хотим потреблять больше услуг, — пояснил соавтор исследования профессор Диего Комин из Дартмута.

Ученые уверены, что такие изменения — признак роста благосостояния, а не торговой политики, конкуренции или роста производительности в каком-либо секторе.

Легче всего предположить, что изменения в экономике вызывают какими-то внешними силами, торговлей или технологиями. Не все осознают, какие последствия для экономики имеют наши модели потребления.

Для анализа основных факторов, определяющих структуру экономики, ученые использовали данные домохозяйств США и Индии, а также данные еще 39 государств в период с 1970 по 2005 годы. Данные сгруппировали по трем категориям: сельское хозяйство, производство и услуги, в рамках которых никакие продукты не передаются.

Результаты исследования показали, что по мере роста благосостояния расходы населения смещаются в сторону услуг и в течение долгого времени плавно уходят из сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Резкого перехода из одного сектора в другой после достижения определенной планки нет, хотя другие ученые это предполагали.

Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!

Поскольку влияние дохода на отраслевую структуру экономики не ослабевает, доход и спрос сильнее влияют на отраслевую структуру экономики, чем производительность.

В рамках анализа ученые создали математическую модель, которая с ним вполне согласуется.

По данным Бюро экономического анализа США, около 80% структуры экономики страны составляют услуги.

Сюда относятся:

  • жилье,
  • искусство,
  • услуги для бизнеса,
  • образование,
  • развлечения,
  • финансовые услуги,
  • государственные услуги,
  • медицина,
  • информационные услуги,
  • страхование,
  • отдых,
  • технологии,
  • телекоммуникации,
  • услуги транспорта и др.

— Когда мы видим спад в обрабатывающей промышленности, то это означает, что потребители хотят покупать меньше промышленных товаров и предпочитают больше денег тратить на услуги, — отметил профессор Комин.

— Мы так хотим, и все дело именно в нашем желании. Если вы начнете зарабатывать больше, то купите новый холодильник или оплатите обучение ребенка в колледже?

Ученые пришли к выводу, что составленная модель применима как на уровне домохозяйство, так и на уровне целого государства. Они испытали модель и сравнили ее с другими аналогами. Новая модель лучше других подходит для анализа данных, поскольку хорошо отражает эмпирическое наблюдение о том, что влияние дохода на потребление услуг по сравнению с промышленными товарами стабильно в течение длительного времени.

Результаты показывают, что при корректном моделировании предпочтений можно объяснить свыше 90% отраслевой трансформации большой подборки экономик, включая экономику США.

Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары более чем в 250 000 магазинов-партнеров на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 12,5% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
459
Баннер