Баннер
Жизнь

Инклюзия: что это такое и зачем она нужна

Ольга Гребнева
/ 3 июня 12:30
687
9 мин.

Человек с ограниченными возможностями — не проблема общества. Проблема — все, что мешает такому человеку жить нормальной активной жизнью, именно над этим и нужно работать. Такова суть инклюзивного подхода.

инвалид кресло социум
Люди с ограниченными возможностями — полноправная часть общества

Инвалидность не приговор — но жизнь она усложняет сильно. А могла бы усложнять гораздо меньше, если бы во всех сферах общество больше внимания уделяло инклюзивности. 

Что такое инклюзивность

Инклюзия, если простыми словами, — это включенность людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. Слово произошло от английского inclusion, «включение». 

Эта идея подразумевает не только доступность и удобство среды — обучения, работы, транспорта, жилых домов, общественных пространств — но и адекватное принятие обществом всех своих членов. 

Концепция

Инклюзивный подход предполагает, что проблема интеграции инвалида в общество заключается не в факте инвалидности, а в ограниченных возможностях среды. При этом подразумевается не только неудобство инфраструктуры — отсутствие пандусов, недостаточно широкие двери, тесные лифты, неэффективная планировка, — но и восприятие общества, готовность предоставлять инвалидам такое же образование, как всем, достойные рабочие места, возможности для занятий спортом и другие варианты участия в общественной жизни. 

Практическая реализация

На практике инклюзивность подразумевает адаптацию среды для людей с различными ограничениями. В последние годы во многих российских городах в коммерческих, общественных и государственных учреждениях появляются пандусы, позволяющие попасть в учреждение человеку на кресле-коляске. 

Это движение к инклюзии. Когда пандусы перестанут закрывать на цепочку с замком или следом за ними поставят широкие двери взамен узких, в которые коляска не проезжает, это будет уже следующий шаг.

Но созданием физических удобств инклюзивность не ограничивается: рабочие места для инвалидов, обучение особенных детей в обычных средних школах, возможности участвовать в общественных мероприятиях, реализовываться в хобби — тоже часть такого подхода.  

Социальная инклюзия

Если для практических решений — благоустройства общественных пространств, создания комфортного жилья и рабочих мест — нужны четкая программа этих решений и финансовые вложения со стороны государства и бизнеса, то для социальной инклюзии необходима добрая воля общества, готовность принимать людей с различными ограничениями без предубеждения, страха или отторжения.

Это намного сложнее, чем построить пандус, — но наличие вокруг пандусов подталкивает перестраивать восприятие. Так что социальная инклюзия невозможна без бытовой, и наоборот. 

Инклюзивность в образовании

Принцип инклюзивного образования был утвержден в 1994 году на конференции в Испании под эгидой ЮНЕСКО. Он подразумевает обучение детей с особенностями в общеобразовательных школах, а также пересмотр системы образования в целом, чтобы обучающая среда стала комфортной для всех.  

В школе

Инклюзивное среднее образование приносит пользу как особенным детям, так и нормотипичным. Первые получают максимум возможностей от учебного процесса и становятся частью общества, вторые узнают, как общаться и взаимодействовать с людьми с особенными потребностями. Это путь к социальной инклюзии, и в таком варианте он начинается с самого детства. 

Однако такой подход доступен не всем — потому что подготовлены к нему должны быть и школы, и преподаватели. 

синдром Дауна ученик
Людям с особенностями необходимо не только обучение, но и общение

Альтернативный вариант — специальные или коррекционные школы. Их плюс — разработанные специально для детей с особенностями программы обучения, минус — изоляция детей от общества с его разнообразием. Кроме того, образование в специальных школах зачастую подразумевает проживание в интернате, поскольку есть они далеко не во всех населенных пунктах. И наконец, коррекционное образование строится на медицинской модели инвалидности, которая фокусируется только на диагнозе ребенка, не учитывая никаких дополнительных факторов.

Анна, 42 года; дочь Евгения, 15 лет, 7 класс, 8 год обучения

Ребенок с нулевого класса посещает коррекционную школу VIII вида — это значит, что в ней учатся дети с особыми потребностями с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вид обучения определила комиссия, которую назначил участковый психиатр. Комиссия проходила непросто.

Не говоря о сложностях с предварительной записью, до сих пор очень хорошо помню невыносимо жаркий майский день, медленно движущуюся очередь родителей и детей, вынужденных ожидать в холле школы, пока их зарегистрируют и последовательно пригласят в четыре кабинета (детей-колясочников, детей с судорожным синдромом, детей с СДВГ, просто уставших и голодных детей, ведь не все родители рассчитывали, что комиссия займет 3-4 часа). 

Буфета, естественно, не было. Кулера с водой не было. В кабинетах детей оценивали специалисты: психолог, логопед, дефектолог. Затем родителей приглашали на беседу с директорами школ. 

К последней консультации дочь была уже в таком состоянии, что на вопрос «покажи на рисунке солнышко» попыталась принять позу эмбриона прямо на стуле. «Все ясно, — сказала психолог. — У вас будет группа 8-б. Вы знаете, это очень тяжелые дети». Я не возражала — то, что у меня «очень тяжелый» ребенок, и так было мне известно; но мне кажется, что в условиях такого экстремального ожидания продемонстрировать истинные навыки и знания не удалось бы никому.

В вузе

Обучение в вузах для людей с ограниченными возможностями требует прежде всего создания инклюзивной среды, которая учитывает ограничения студентов. 

Это подразумевает как адаптацию пространств, создание учебных материалов, учитывающих особенности (например, специальных носителей для слабовидящих или слабослышащих), так и организацию удаленного преподавания с полноценной системой проверки знаний. 

Инклюзивность в бизнесе

В том, что касается бизнеса, инклюзивность подразумевает корпоративную культуру и рабочую среду, которые обеспечивают эффективность и комфорт для всех сотрудников, вне зависимости от их особенностей. Благодаря этому люди с ограниченными возможностями могут получить работу — и внести вклад в развитие бизнеса.  

На то, чтобы сделать среду более комфортабельной, нужны средства. Если вы заботитесь о своих клиентах и хотите реконструировать коммерческое помещение с учетом их нужд, возьмите кредит для бизнеса в Совкомбанке — и не сомневайтесь: эти вложения окупятся. 

Если вашему бизнесу потребуется поддержка, вы всегда можете обратиться за помощью в Совкомбанк. У нас вы сможете получить деньги быстро и без лишних формальностей. Изучите условия и оставьте заявку прямо сейчас!

Оставить заявку

Трудоустройство

В России закон о соцзащите инвалидов определяет, в частности, квоты трудоустройства — от 2 до 4% рабочих мест в компании или на предприятии должны предоставляться соответствующей категории граждан. На практике этот закон реализуется с различным успехом: есть компании, которые закрывают квоту за счет сотрудников, получивших инвалидность, например из-за диабета, и не меняют ни инфраструктуру предприятия, ни его корпоративную культуру. 

работа коллеги кресло
Инклюзивный бизнес готов нанимать сотрудников с ограниченными возможностями

На другом конце шкалы — компании, которые максимально ориентируются на предоставление рабочих мест сотрудникам с ограниченными возможностями: существуют сети кафе, в которых трудятся люди с особенностями развития, прикладные мастерские и другие подобные предприятия. Однако на общем фоне таких организаций немного.

Клиентоориентированность

Еще один аспект бизнес-инклюзивности — ориентированность на соответствующих клиентов. 

Специальные меню для слабовидящих в заведениях общепита, синхронный жестовый перевод лекций или субтитры к фильмам, таблички шрифтом Брайля, реклама, которая демонстрирует людей с ограниченными возможностями в качестве потребителей, — это только малая часть того, что могут делать компании, чтобы сделать свои услуги и товары доступными для всех. 

Инклюзивность в быту

Однако главный, пожалуй, аспект инклюзивности — удобства быта и социальной активности при ограниченных возможностях. 

Жилье и публичные места

По подсчетам Росстата, несколько лет назад специальные лифты или подъемники для тех, кто передвигается на колясках, имелись менее чем в 10% многоквартирных домов.

Доступность общественного транспорта для инвалидов тоже невысока — в частности, только около 23% российских автобусов готовы принимать маломобильных пассажиров. Фактически многим людям с инвалидностью трудно даже просто выйти из дома, не то что влиться в общественную жизнь.

Неготовность к инклюзии выражается даже в мелочах. Вспомните, много ли вы видели в общественных пространствах раковин для мытья рук, расположенных ниже обычного уровня? Иногда они встречаются — но обычно, чтобы найти такую раковину, нужно добраться до соответствующей кабинки в туалете. И то нет гарантии, что там раковину не поместили на обычной высоте, просто по привычке.

Восприятие общества

Самый болезненный из вопросов — восприятие людей с ограничениями обществом. Многие уже знают, что при разговоре с человеком в коляске лучше сесть, если есть возможность, — чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Но многие ли умеют общаться с особенными детьми или взрослыми людьми, которые не подходят под наши критерии «нормы»? 

В спектре распространенных реакций — жалость, страх, желание отстраниться. И ни одна из этих реакций на самом деле не уместна — а возникают они именно из-за того, что в обществе привычки воспринимать особенных людей наравне с обычными нет, как нет и полноценной инклюзивности. 

Анна, 42 года; дочь Евгения, 15 лет

Иногда на улице, в метро или в магазине нам с ребенком встречаются сердобольные граждане, которые (настойчиво или неловко) пытаются сунуть нам денег. 

В первый раз, кажется, я не поняла, что надо сделать с этими купюрами, которые оказались у меня в руке, а потом побежала за женщиной, таща за собой ребенка. Женщина, конечно, обиделась. Все обижаются. Потом я научилась вежливо и твердо пресекать это бормотание на подлете. 

Во-первых, это унизительно и неприятно осаживает — вот мой нарядный красивый ребенок в парке спрашивает, в какое кафе мы теперь пойдем, а вот нам пихают эти пятьсот рублей, как бы напоминая: а ножки-то у вас все равно кривенькие, а ротик-то все равно косенький. Во-вторых, я считаю это по-настоящему опасным. Как будто все эти сердобольные граждане разом забыли, почему нельзя брать конфеты у незнакомых людей.

Хочется верить в то, что движение в сторону инклюзивности продолжится, что люди с ограниченными возможностями получат наконец возможности неограниченные — в той мере, в какой это зависит от среды и общества. Но пристроить к лестнице пандус для этого все-таки недостаточно.

Не пропустите самое важное

Как планировать семейный бюджет, успешно сдать экзамены, выбрать профессию — об этом и многом другом каждую неделю рассказываем в email-рассылке.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
687
Ольга Гребнева
Ольга Гребнева
Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а расходы. Расскажу, как расходовать деньги, чтобы избежать проблем.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер