Баннер
Авто

Как делают бензин и от чего зависит его стоимость

Лилия Исхакова
/ 22 июля 12:00
143
7 мин.

Многие знают, что бензин получают из нефти. Но как именно? Расскажем об этапах производства бензина и поделимся, что влияет на цену топлива.

заправочная станция
Перед тем как стать бензином, сырье проходит два этапа переработки. Источник: Shutterstock

Как нефть попадает на завод

Как было бы просто: выкачать нефть из земли, заправить ее в бак и поколесить по миру. Увы, сырье приходится долго и сложно обрабатывать, прежде чем заполнять колонки на заправках.

Бензин — это однородная смесь горючих углеводородов. Те состоят из молекул углерода и водорода, соединенных в цепочки.

Топливо делают из нефти, которая бывает «легкой» (в ней больше 45% светлых дистиллятов — неочищенных фракций) и «тяжелой» (меньше 45%). Из легкой нефти добывают больше топлива: в ней не так много смолы, серы и других примесей.

Эталонной формулы бензина не существует: состав везде разный и зависит от места добычи нефти, способа производства и наличия присадок — специальных растворов, которые улучшают характеристики горючего. Последние добавляют в топливо уже на производстве — нефтеперерабатывающих заводах. 

Туда черное золото доставляют по трубопроводам, что довольно дешево. Но строить пути сложно, дорого и не везде можно. В этом случае прибегают к помощи грузовых поездов или танкеров — торговых судов, которые переправляют исключительно наливные грузы.

Подготовка сырья

Перед первым этапом обработки нефти дают «отдохнуть»: закачивают в стальные резервуары и ждут, когда сырье отстоится, а часть примесей осядет.

Дальше к нефти добавляют воду и пускают ток. Большая часть солей опускается на дно, а вода испаряется. 

Этап обезвоживания и обессоливания можно было бы опустить — на дальнейших стадиях очистки нефть бы все равно переработали. Но так оборудование служит меньше. А ремонт и замена техники на производстве — ох какое недешевое удовольствие.

Первичная обработка нефти

На этом этапе топливо сортируют: большая часть станет бензином, другая — топливом для самолетов, а что-то — дизелем. Правда, сырью придется пройти еще несколько трансформаций, прежде чем превратиться в бензин и отправиться на заправку, но об этом — в следующей главе.

Итак, на первой стадии нефть нагревают, в результате чего она разделяется на фракции. Процесс называется ректификацией. По сути, сырье при разных температурах частично испаряется, а конденсат — собирается. 

При первой перегонке мы получаем легкую, тяжелую, керосиновую и дизельную фракции. Это еще не готовое топливо — оно будет на следующих этапах обработки сырья.

В резервуаре остается только мазут. Его подвергают вакуумной дистилляции — из емкости откачивают воздух, а жидкость сильно нагревают. Под давлением из мазута выделяются смазочные масла, в том числе машинное и даже вазелин. На конечном этапе переработки остается гудрон.

нефтеперерабатывающий завод
Во время обработки внимательно следят за давлением. Источник: Shutterstock

Вторичная обработка нефти

Выход топлива увеличивается за счет химических процессов. Чаще всего при вторичной перегонке нефти применяют метод крекинга. Нефтепродукты сильно нагревают, чтобы получить соединения с меньшей молекулярной массой — моторное топливо или сырье для химпромышленности, и добавляют катализаторы — вещества, которые ускоряют расщепление.

При вторичной переработке используют риформинг — сложный, но ключевой физико-химический процесс. На выходе бензиновая фракция обогащается, а октановое число топлива увеличивается.

Затем горючее дополнительно очищают, стабилизируют и смешивают с другими компонентами (присадками), чтобы улучшить характеристики.

Так из 100% черного золота получают только четверть бензина. Из оставшегося сырья делают дизельное топливо, керосин, газ.

После продукт отправляют в лабораторию завода, где его тщательно проверяют на соответствие стандартам качества. Смотрят на чистоту топлива, его внешние и внутренние характеристики. И только потом бензин доставляют на заправки.

Чтобы машина прослужила дольше, заправляйте ее качественным топливом. Не экономьте на авто — используйте Халву. В списке ее партнеров — крупные АЗС. Оплачивайте бензин и получайте выгодный кешбэк на карту.

Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с подпиской «Халва.Десятка». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!

От чего зависит стоимость бензина

Цена топлива зависит от пяти факторов:

  1. Себестоимости сырой нефти.
    Себестоимость достаточно низкая: месторождений в России предостаточно, а показатели извлечения черного золота одни из самых высоких в сравнении с другими странами.
    21% цены бензина — себестоимость нефти, из которой получили топливо.
  2. Стоимости переработки.
    Речь о затратах на оборудование, энергию и рабочую силу — это 6% от цены на бензин.
  3. Транспортировки с завода.
    Не забудем про расходы на перевозку бензина с нефтеперерабатывающего завода до автозаправочных станций. Его доставляют в цистернах по железным путям или по трубопроводам. На это в цене топлива закладывают 8%.
  4. Налогов и акцизов.
    Налоги на добычу нефти, НДС и акцизы составляют значительную долю в конечной стоимости бензина — до 60%.
  5. Торговой наценки.
    Расходы на хранение, маркетинг и обслуживание АЗС также учитывают — плюс 5% к итоговой цене.

Колебания валютных курсов влияют на стоимость техники и ее запчастей для добычи и обработки нефти. От этого дорожает переработка, а значит — и бензин.

А вот стоимость черного золота на рынке хоть и влияет на цену топлива в России, но за счет демпфера — в меньшей степени.

Работает это так: на внешнем рынке цена на нефть постоянно меняется. Государство возмещает потерю прибыли предприятия, которое не поднимает цены.

Но если компания решит продавать бензин по цене выше стоимости нефти в мире, ей придется расстаться с дополнительной прибылью в пользу государства.

А потому рост цен на бензин в России фактически привязан только к инфляции.

Станьте экспертом в авто-тематике

Подпишитесь на рассылку — подберем самые интересные статьи об ОСАГО, изменениях в ПДД, штрафах и многом другом, и пришлем на почту.

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
143
Лилия Исхакова
Лилия Исхакова
Знаю, как трудно найти исчерпывающий ответ на интересующий вопрос. Я собрала и обработала всю полезную информацию за вас.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер