Как нефть попадает на завод
Как было бы просто: выкачать нефть из земли, заправить ее в бак и поколесить по миру. Увы, сырье приходится долго и сложно обрабатывать, прежде чем заполнять колонки на заправках.
Бензин — это однородная смесь горючих углеводородов. Те состоят из молекул углерода и водорода, соединенных в цепочки.
Топливо делают из нефти, которая бывает «легкой» (в ней больше 45% светлых дистиллятов — неочищенных фракций) и «тяжелой» (меньше 45%). Из легкой нефти добывают больше топлива: в ней не так много смолы, серы и других примесей.
Эталонной формулы бензина не существует: состав везде разный и зависит от места добычи нефти, способа производства и наличия присадок — специальных растворов, которые улучшают характеристики горючего. Последние добавляют в топливо уже на производстве — нефтеперерабатывающих заводах.
Туда черное золото доставляют по трубопроводам, что довольно дешево. Но строить пути сложно, дорого и не везде можно. В этом случае прибегают к помощи грузовых поездов или танкеров — торговых судов, которые переправляют исключительно наливные грузы.
Подготовка сырья
Перед первым этапом обработки нефти дают «отдохнуть»: закачивают в стальные резервуары и ждут, когда сырье отстоится, а часть примесей осядет.
Дальше к нефти добавляют воду и пускают ток. Большая часть солей опускается на дно, а вода испаряется.
Этап обезвоживания и обессоливания можно было бы опустить — на дальнейших стадиях очистки нефть бы все равно переработали. Но так оборудование служит меньше. А ремонт и замена техники на производстве — ох какое недешевое удовольствие.
Первичная обработка нефти
На этом этапе топливо сортируют: большая часть станет бензином, другая — топливом для самолетов, а что-то — дизелем. Правда, сырью придется пройти еще несколько трансформаций, прежде чем превратиться в бензин и отправиться на заправку, но об этом — в следующей главе.
Итак, на первой стадии нефть нагревают, в результате чего она разделяется на фракции. Процесс называется ректификацией. По сути, сырье при разных температурах частично испаряется, а конденсат — собирается.
При первой перегонке мы получаем легкую, тяжелую, керосиновую и дизельную фракции. Это еще не готовое топливо — оно будет на следующих этапах обработки сырья.
В резервуаре остается только мазут. Его подвергают вакуумной дистилляции — из емкости откачивают воздух, а жидкость сильно нагревают. Под давлением из мазута выделяются смазочные масла, в том числе машинное и даже вазелин. На конечном этапе переработки остается гудрон.
Вторичная обработка нефти
Выход топлива увеличивается за счет химических процессов. Чаще всего при вторичной перегонке нефти применяют метод крекинга. Нефтепродукты сильно нагревают, чтобы получить соединения с меньшей молекулярной массой — моторное топливо или сырье для химпромышленности, и добавляют катализаторы — вещества, которые ускоряют расщепление.
При вторичной переработке используют риформинг — сложный, но ключевой физико-химический процесс. На выходе бензиновая фракция обогащается, а октановое число топлива увеличивается.
Затем горючее дополнительно очищают, стабилизируют и смешивают с другими компонентами (присадками), чтобы улучшить характеристики.
Так из 100% черного золота получают только четверть бензина. Из оставшегося сырья делают дизельное топливо, керосин, газ.
После продукт отправляют в лабораторию завода, где его тщательно проверяют на соответствие стандартам качества. Смотрят на чистоту топлива, его внешние и внутренние характеристики. И только потом бензин доставляют на заправки.
Чтобы машина прослужила дольше, заправляйте ее качественным топливом. Не экономьте на авто — используйте Халву. В списке ее партнеров — крупные АЗС. Оплачивайте бензин и получайте выгодный кешбэк на карту.
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с подпиской «Халва.Десятка». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
От чего зависит стоимость бензина
Цена топлива зависит от пяти факторов:
- Себестоимости сырой нефти.
Себестоимость достаточно низкая: месторождений в России предостаточно, а показатели извлечения черного золота одни из самых высоких в сравнении с другими странами.
21% цены бензина — себестоимость нефти, из которой получили топливо. - Стоимости переработки.
Речь о затратах на оборудование, энергию и рабочую силу — это 6% от цены на бензин. - Транспортировки с завода.
Не забудем про расходы на перевозку бензина с нефтеперерабатывающего завода до автозаправочных станций. Его доставляют в цистернах по железным путям или по трубопроводам. На это в цене топлива закладывают 8%. - Налогов и акцизов.
Налоги на добычу нефти, НДС и акцизы составляют значительную долю в конечной стоимости бензина — до 60%. - Торговой наценки.
Расходы на хранение, маркетинг и обслуживание АЗС также учитывают — плюс 5% к итоговой цене.
Колебания валютных курсов влияют на стоимость техники и ее запчастей для добычи и обработки нефти. От этого дорожает переработка, а значит — и бензин.
А вот стоимость черного золота на рынке хоть и влияет на цену топлива в России, но за счет демпфера — в меньшей степени.
Работает это так: на внешнем рынке цена на нефть постоянно меняется. Государство возмещает потерю прибыли предприятия, которое не поднимает цены.
Но если компания решит продавать бензин по цене выше стоимости нефти в мире, ей придется расстаться с дополнительной прибылью в пользу государства.
А потому рост цен на бензин в России фактически привязан только к инфляции.