
Как понять, что пора менять амортизаторы на автомобиле
Амортизаторы — парные детали подвески. Они отвечают за то, чтобы машина уверенно держала дорогу, слушалась руля, плавно вела себя на ямах и ухабах. Когда эти детали изношены, вести машину сложно и опасно.
Устройство и принцип работы
Амортизатор работает вместе с пружинами (рессорами), смягчает удары от неровной дороги, улучшает управляемость.
Принцип работы:
- когда автомобиль наезжает на неровность, пружина сжимается, принимая на себя энергию удара;
- затем она стремится так же резко разжаться;
- амортизатор гасит колебания пружины, за счет чего кузов не качается вверх-вниз, а сразу выравнивается.
Когда пружина резко разжимается, автомобиль «подпрыгивает», ненадолго теряя сцепление с дорогой. Амортизаторы удерживают его на месте, помогают четко входить в поворот, в дождь снижают эффект .
Исправная подвеска — вопрос безопасности. Расскажем, как понять, что пора менять амортизаторы, и вернуть уверенность на дороге.
Конструкция
По конструкции амортизатор — это герметичный цилиндр, заполненный маслом. Внутри находятся поршень, который при движении перемещается вверх-вниз, и система клапанов.
Масло, двигаясь по клапанам, создает сопротивление, которое не дает пружине бесконтрольно раскачивать автомобиль, а колесам терять сцепление с трассой. На плохой дороге и при агрессивной езде масло перегревается, вспенивается, машину начинает трясти.
Чтобы этого не произошло, добавляют газовый «подпор» — часть трубы заполняют воздухом. Газомасляные механизмы, как правило, жестче масляных, стабилизируют кузов быстро и резко. Подходят для агрессивного и спортивного вождения.
Амортизатор или стойка
В подвесках типа «макферсон» пружина надета на амортизатор, который также выполняет роль опорной стойки. В других конструкциях пружина, амортизатор и стойка могут располагаться рядом. На комфорт и надежность узла это не влияет.
В идеале стойки амортизатора нужно менять тогда же, когда и амортизаторы вместе с пружинами. На практике они нередко служат дольше. Ориентируйтесь на ресурс деталей: если они изношены примерно одинаково, лучше один раз заплатить за работу, чем снова пригнать машину на подъемник через полгода.
Что может сломаться
Самая частая поломка — разгерметизация, из-за чего масло постепенно вытекает, газ улетучивается. Так случается, когда уплотнения изнашиваются со временем.
Еще типичная неисправность: трескается защитный кожух — пыльник. Из-за этого на металл попадают грязь, вода, реагенты, которые разрушают уплотнения.
Эксперты Drive2 рекомендуют проверять амортизаторы каждые 20 тысяч км, менять через каждые 60–70 тысяч км.
На хороших дорогах ресурс достигает 70–100 тысяч км.
Как ведет себя автомобиль с неисправными амортизаторами
Самый явный симптом — наехав на неровность, машина несколько раз качается вверх-вниз — «козлит». Исправная подвеска отрабатывает неровность одним движением: сжалась-разжалась.
Также пора заехать в сервис, если автомобиль ведет себя так:
- Кренится на поворотах даже на небольшой скорости.
- «Плавает»: на скорости выше 80–90 км/ч приходится постоянно подруливать.
- «Клюет носом»: если резко затормозить, капот как бы ныряет вниз, задние колеса разгружаются, что увеличивает тормозной путь.
- «Приседает» при разгоне: передняя часть приподнимается, колеса отрываются от дороги.
Неисправность особенно ощущается на неровной дороге: колесо как будто подпрыгивает. В зависимости от того, где локализована проблема (качает переднюю ось или заднюю), вы сможете понять, пора менять задние амортизаторы или передние.
Визуальные и звуковые признаки
Самый верный симптом — подтеки масла на корпусе амортизатора. Они указывают на то, что узел не герметичен.
Осмотрите пыльник — защитную резиновую гофру. Если она порвана, значит, пыль и реагенты с дороги попадают на уплотнители и разрушают их, из-за чего конструкция теряет герметичность.
Косвенные признаки:
- Проплешины на шинах — так называемый гребенчатый или чашечный износ. Колесо с нерабочим амортизатором не катится плавно, а прыгает по дороге, стирая резину неравномерно.
- Стуки и глухие удары в подвеске, особенно на ухабах. Стучать могут и другие элементы (сайлент-блоки, шаровые опоры), но в сочетании с остальными признаками это повод проверить амортизаторы.
Стук, сильная тряска появляются, когда изношены не только пружины. Посторонние звуки помогут понять, что пора менять стойки амортизаторов или даже подвеску целиком. В последнем случае машину ощутимо качает даже от ветра — кузов воспринимает любые импульсы.
Тест на раскачку
Есть старый «дедовский» способ проверить подвеску: сильно надавите на крыло автомобиля и резко отпустите. Исправный амортизатор плавно поднимет кузов в исходное положение и остановится.
Если кузов качнется не меньше трех раз, прежде чем успокоиться, это повод заехать в сервис.
Тест не дает 100%-й гарантии, особенно на автомобилях с газонаполненными амортизаторами, и не заменит профессиональную диагностику.
Четыре причины не тянуть с ремонтом
Многие водители мирятся с дискомфортом, откладывают ремонт: подумаешь, трясет. Повторимся: исправные амортизаторы — это в первую очередь безопасность, а уже во вторую — комфорт.
Что происходит при неисправных амортизаторах:
- увеличивается тормозной путь;
- машиной трудно управлять, совершать экстренные маневры;
- на мокрой дороге растет риск аквапланирования;
- от вибрации постепенно страдают рулевое управление, тормозная система, ходовая часть.
«Убитые» амортизаторы — это повышенная нагрузка на пружины, опорные подшипники, сайлент-блоки, рулевые наконечники, шины. Откладывая замену амортизатора, можно дотянуть до сложного и дорогого ремонта.
Впрочем, обслуживать машину по графику тоже обходится недешево. Платите в сервисе и магазинах запчастей картой «Халва», получайте кешбэк, а на крупные расходы оформите беспроцентную рассрочку.
Халва выручит в любой ситуации! Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 16,1% на остаток в онлайн-копилке.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Полезные советы
Обслуживайте амортизаторы на автомобиле, не доводя до крупного ремонта. Расскажем, как сделать это правильно:
- Меняйте парами. На автофорумах с этим спорят, но эксперты единогласны: если на одной оси стоят новый и старый узлы, это создает опасный дисбаланс в подвеске.
- Проверьте сопутствующие детали: пружины, пыльники, отбойники, опоры. Если они неисправны, быстро «убьют» новые амортизаторы.
- После замены сделайте развал-схождение — это обязательно при любом ремонте подвески.
При наличии опыта и мощного домкрата пружины и амортизаторы можно поменять самостоятельно. Стойки меняют в сервисе, так как нужен подъемник.
Если чините подвеску впервые, обратитесь к профессионалам. Они знают, как подобрать совместимые детали, у них все оборудовано для грамотного ремонта, сразу сделают развал-схождение. Не откладывайте замену амортизаторов — помните, это ваша безопасность на трассе.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Время и деньги взаимозаменяемы, говорил Черчилль. Я помогу сэкономить и то, и другое.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
