Вариатор: чем отличается от автомата, особенности эксплуатации
Механика — это старая школа, сцепление и ручная коробка, автомат — тоже устройство со ступенями. А вариатор? Чем он отличается от автомата и как на нем ездить, рассказываем в статье.
Как работает вариатор
Бесступенчатая трансмиссия — это коробка с бесконечным числом или без передач. Ее называют . При работе происходит постепенное изменение крутящего момента.
При разгоне мотор преодолевает инерцию. Когда он достигает нужных оборотов (набирает скорость), вы повышаете передачу (механика) или она изменяется автоматически (автомат) так, чтобы число оборотов и передача оказались в оптимальном соотношении: вторая передача — 20–40 км/ч, третья — 40–60 км/ч и так далее.
У вариатора нет ступеней и переходов, а значит, нет и толчков при смене скорости. Его главный плюс — плавный ход: можно возить младенца и всех чувствительных пассажиров без опаски. Водителю не приходится ничего контролировать: трансмиссия автоматически переключается на ту передачу, которая необходима. И их не пять или шесть, а бесконечное множество.
Когда появилась коробка-вариатор
Первую бесступенчатую коробку передач разработал в 1490 году Леонардо да Винчи. В 1886 году изобретение запатентовали, а в 1910 впервые применили в автомобилестроении, но широкого распространения оно не получило. Только в 1980-х производители начали устанавливать вариатор хотя бы на одну модель в линейке. Сегодня такой тип коробки есть не только у Mitsubishi, Toyota, Audi, Honda, Nissan, но и у Lada Vesta, «Москвича 3», Cherry Tiggo 4 Pro.
Разница между вариатором и автоматом
Автомобили с автоматической коробкой передач и вариатором похожи в управлении: нет сцепления, не нужно переключать скорости вручную. Но есть и ряд различий.
В вариаторе — два шкива, соединенных стальной лентой, а не фиксированные шестерни, как в стандартной автоматической коробке передач. В нем нет заданных передаточных чисел (передач), поэтому он, по сути, представляет собой односкоростной агрегат с бесконечным количеством передач.
Как и в автомобиле с автоматической коробкой передач, в вариаторе нет педали сцепления, поэтому при вождении различий не будет. Это также означает, что вы можете управлять авто с вариатором с правами только для машины с автоматической коробкой передач.
У вариатора нет реверсного движения ведомого вала, за движение задним ходом отвечают дополнительные механизмы. Они начинают работать при переводе рычага в положение R (задний ход).
Преимущества трансмиссии CVT
Вариаторы уверенно лидируют по плавности хода, но есть и менее очевидные преимущества.
Плавность
Плавная смена передач означает непрерывное ускорение без заметных переключений. Для сравнения: у автоматической коробки заданное число передач, и переходы при ускорении ощущаются.
Пониженный уровень шума
CVT гарантирует тишину в салоне. Вариатор почти не слышно, особенно при движении по шоссе.
Экономия топлива
Вариатор показывает блестящие результаты с точки зрения топливной эффективности. Он регулирует мощность двигателя в соответствии с условиями движения.
У автома та фиксированные передаточные числа, он не так быстро адаптируется и поэтому расходует больше энергии.
У бесступенчатой трансмиссии нет отдельных передач, поэтому у двигателя меньше шансов набрать высокие обороты до переключения на другую передачу. Топливо расходуется более экономно.
Отзывчивость к нажатиям
Если вы предпочитаете отзывчивые педали и быстрый отзыв двигателя, CVT — хороший выбор.
Вариатор быстро реагирует на нажатия, плавно регулируя трансмиссию для необходимой мощности. Традиционные автоматические коробки допускают небольшую задержку при смене передач, а это влияет на скорость переключения.
Универсальность
Адаптируемость вариатора хорошо заметна при смене условий движения: когда вы со скоростной трассы свернули на грунтовку. Трансмиссия оптимизирует мощность и эффективность в зависимости от того, как сильно вы давите на газ. Автоматические коробки передач, хотя и надежны, не могут так же быстро ада птироваться к различным сценариям вождения.
Больше мощности на склонах
Те, кто ездил на механике, знают, что при подъеме приходится снижать передачу, иначе, если машина едет не очень быстро, двигатель просто не вытянет. С автоматом нюансы похожи: он медленно перестраивается во время подъема.
С вариатором такой проблемы нет. Как правило, он почти мгновенно находит идеальное передаточное число, необходимое для снижения скорости на подъеме.
Недостатки
У бесступенчатой коробки есть и недостатки:
- не подходит для спортивных автомобилей с большей мощностью;
- работает громче, чем другие типы трансмиссий, несмотря на тишину в салоне;
- дороже в обслуживании и ремонте.
Как водить машину с вариатором правильно
Если вы учились водить на автомате, переход на вариатор не составит труда. Но если раньше вы переключали скорости вручную и привыкли к сцеплению, есть нюансы, на которые надо обратить внимание.
- Изучите значения символов на коробке CVT: P — остановка, R — задний ход, N — нейтраль, S — спортивный режим, М — ручное управление. На коробке не всегда указывают все. Базовый набор: D, N, P, R.
- Правильно используйте режимы движения: D (автоматическая регуляция) — для обычного вождения, B (пониженная передача, аналог 2/3) или L (низшая передача, аналог 1/2) — для спусков и подъемов, уменьшают нагрузку на тормоза и расход топлива за счет отключения подачи бензина при замедлении.
- Избегайте резких ускорений, чтобы минимизировать нагрузку, обеспечить более плавную работу и снизить расход топлива.
- Не держите ногу на педали тормоза постоянно: так вы не допустите перегрузку двигателя и сэкономите топливо.
- Тщательно планируйте обгоны: поддерживайте оптимальный диапазон оборотов двигателя для более плавных переходов и снижения ненужной нагрузки.
- Избегайте агрессивного вождения: поддерживайте постоянный уровень газа и не допускайте резкого ускорения и торможения, чтобы предотвратить преждевременный износ.
Задумываетесь о новом автомобиле и хотите более комфортно водить с вариатором? Выбирайте машину, а оплатить покупку поможет автокредит от Совкомбанка.
Чтобы взять автокредит, не нужно ждать начала скидок и акций. Вы можете получить сумму до 7 млн рублей под выгодную процентную ставку. Оставьте заявку на автокредит прямо сейчас!
Обслуживание и уход
Мечта каждого водителя — купить машину и продать ее до того, как придется что-то чинить. Но регулярные техосмотры и замена расходников нужны всем автомобилям.
- Своевременно меняйте жидкость для вариатора. CVT FLUID — бесцветная смесь с высоким индексом вязкости, которая обеспечивает корректную работу коробки передач в широком диапазоне температур, дает надежную защиту даже при агрессивном стиле вождения. Следуйте инструкциям, но обычно жидкость меняют каждые 40–90 тысяч километров. Используйте растворы, рекомендованные производителем, чтобы добиться оптимальной производительности.
- Следите за температурой трансмиссии: избегайте перегрева, поддерживайте правильную работу системы охлаждения, особенно в сложных условиях, таких как буксировка или езда по холмистой местности.
- Проверяйте утечки трансмиссионной жидкости и убедитесь, что модуль управления трансмиссией обновлен, чтобы повысить производительность и долговечность.
- Устраняйте проблемы сразу: обращайте внимание на индикаторы на приборной панели и необычные шумы из коробки. Чем раньше вы обратитесь в сервис, тем выше шансы избежать дорогостоящего ремонта.
Надеемся, наш обзор помог вам разобраться, в чем на практике отличается вариатор от автомата и подойдет ли вам этот тип трансмиссии.
Станьте экспертом в авто-тематике
Подпишитесь на рассылку — подберем самые интересные статьи об ОСАГО, изменениях в ПДД, штрафах и многом другом, и пришлем на почту.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
Доступно пишу о финансовых возможностях, которые помогают жить лучше и интереснее. Рассказываю про осознанный подход к деньгам.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу