Вместе с экспертами выявили лучшие бизнес-инкубаторы в России, рассказали, какие инкубаторы малого бизнеса успешно помогают начинающим предпринимателям, и собрали советы, как стать резидентом организации.
Предназначение
Резиденты — стартаперы — получают доступ к инфраструктуре, обучению и консультациям, финансированию и инвестициям. Это хорошая возможность для новичков взаимодействовать с другими предпринимателями.
Мнение эксперта
Бизнес-инкубаторы — отличный инструмент для помощи начинающим предпринимателям. Это классная среда, которая позволяет практически безболезненно пройти путь становления: от формирования MVP до запуска проекта и поиска инвесторов. И самое главное, что это среда безопасная. Начинающих предпринимателей «берут за руку» и проводят через ключевые моменты становления.
Как рассказывает Татьяна Винокурова, в таких организациях предприниматели получают разностороннюю поддержку:
- по юридическим вопросам;
- бухгалтерии;
- налогам;
- патентам;
- формированию стратегии для получения инвестиций;
- льготным условиям получения субсидий и мер государственной поддержки;
- предоставлению коворкингов;
- прокачке soft-skills и hard-skills.
Виды
В России несколько видов бизнес-инкубаторов:
- технопарки и технологические БИ: предназначены для компаний, работающих в сфере высоких технологий;
- университетские: основаны при высших учебных заведениях и направлены на поддержку студенческих проектов;
- социальные и креативные: поддерживают проекты в сфере культуры, искусства, образования и социальной сферы;
- бизнес-акселераторы: программы краткосрочного интенсивного развития стартапов с поиском инвесторов.
После взятого в стране курса на инновации, бурный рост получили инновационные бизнес-инкубаторы: они стали мостиком, объединяющим науку в университетах и интересы рынка.
У каждого вида БИ есть особенности и преимущества, а также недостатки. Среди последних — возможные ограничения на свободу действий, высокая конкуренция между резидентами и отсутствие гарантии успеха.
Подводные камни
Мнение эксперта
Резиденты могут столкнуться с негативными сторонами БИ: бюрократией, отсутствием индивидуального подхода и заинтересованности в успехах подопечных.
У некоторых инкубаторов есть жесткие рамки и процедуры, что может замедлить развитие стартапа. Также они могут применять одну и ту же методологию к разным стартапам. Бывает, что менторы не настолько вовлечены в развитие проекта, как вам хотелось бы. А еще инкубатор может связывать стартап долгосрочными договорами или финансовыми обязательствами.
Найти инвестора по окончании программы получается не всегда, однако полученные знания и опыт помогут быстрее развить дело. А деньги можно получить в Совкомбанке на выгодных условиях.
Мозг закипает от инновационных бизнес-идей? Дайте им реализоваться! Поможет кредит на стартап от Совкомбанка. Получите до 10 млн рублей разовым переводом или после открытия кредитной линии. Выгодные процентные ставки и персональный гибкий график погашения позволят не отвлекаться на сиюминутные проблемы и запустят ваш стартап в космос!
Как стать резидентом
Чтобы попасть в бизнес-инкубатор, нужно подготовить бизнес-план, подать заявку, пройти интервью и проявить настойчивость. Отбирают, как правило, наиболее перспективные проекты.
Станислав Сидоров советует ознакомиться с различными инкубаторами и узнать об их условиях, специализации и репутации. Убедитесь, что ваш стартап соответствует направлению инкубатора.
Разработайте качественный бизнес-план и презентацию проекта. Посещайте открытые мероприятия инкубаторов, общайтесь с резидентами и менторами. Покажите последним свою заинтересованность и желание развивать проект.
«Рассматривайте бизнес-инкубатор не только как источник финансирования или пространство для работы, но и как возможность получить ценные знания, опыт и связи. Оценивайте долгосрочные перспективы сотрудничества с инкубатором — какие возможности для роста и развития он предоставляет.
Учитывайте местоположение, так как регулярное присутствие и участие в мероприятиях важны для успешного развития стартапа», — советует Станислав Сидоров.
Татьяна Винокурова предлагает обращать внимание на следующие моменты:
- Ресурсную базу бизнес-инкубатора. Проанализируйте, на какой площадке он располагается, какие ресурсы будут в распоряжении резидентов, соответствует ли это вашей сфере.
- Экспертов бизнес-инкубатора. Действительно ли у них есть успешно запущенные проекты и собственный бизнес? Могут ли они подтвердить свой опыт и экспертизу?
- Резидентов инкубатора. Изучите участников, чтобы получить еще больше пользы, обменяться опытом и обрести партнеров.
Начинающим компаниям сложно привлечь клиентов, пока бренд мало узнаваем. На такой случай есть решение, которое поможет увеличить продажи: обратитесь в Совкомбанк и получите в его лице надежного партнера.
Не знаете, как увеличить продажи? Станьте партнером Халвы и получите лояльных клиентов, целевой трафик и дополнительный товарооборот. Оставьте заявку и продавайте еще больше!
Бизнес-инкубаторы России
Выбор «лучшего» бизнес-инкубатора зависит от отзывов участников, успешных кейсов и партнерской сети.
Татьяна Винокурова считает, что искать бизнес-инкубатор лучше в том регионе, где открываете бизнес. Но одни из самых сильных — в Москве и Санкт-Петербурге.
«В Санкт-Петербурге есть знаменитый и хорошо себя зарекомендовавший инкубатор “Ингрия”, запущенный на базе технопарка властями Санкт-Петербурга в рамках госпрограммы “Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий”. Из этого бизнес-инкубатора выходят устойчивые стартапы и бизнес-проекты, которые потом успешно продолжают свой путь».
Если вы в регионе, шансов добиться успеха не меньше. Наглядный пример — компания Synergetic, производитель экологичной бытовой химии. Первые шаги в 2011 году фирме помог сделать бизнес-инкубатор в Нижнем Новгороде.
В 2013 году бренд выпустил первую партию средства для мытья посуды, и сегодня Synergetic успешно конкурирует с другими брендами, продаваясь, в том числе, на популярных маркетплейсах Ozon и Wildberries.
Расскажем про организации, за которыми закрепилась репутация лучших бизнес-инкубаторов в стране.
«Ингрия» (Петербург)
Один из наиболее известных технопарков России. Находит представителей малого и среднего бизнеса и крупные компании, которые предлагают технологические разработки и перспективные бизнес-модели. В фокусе внимания направления «бизнес» и «промышленность».
Резиденты получают доступ к технологической инфраструктуре и сервисам, которые ускоряют развитие. На выходе получаются предприятия, готовые к масштабированию.
«Школа стартапов Skolkovo» (Москва)
В фокусе внимания — разработка и коммерциализация новых технологий. Эксперты помогают улучшить метрики и увеличить оценку стоимости компании. Популярное направление — образовательная программа для стартапов от экспертов и наставников Skolkovo.
За пять недель участники прорабатывают проект от идеи до создания MVP. Помогают в этом менторы — фаундеры стартапов (люди, которые основали новую компанию или бизнес проект, обычно в сфере технологий или инноваций). Итог работы — презентация проекта перед экспертами и инвесторами.
«Физтехпарк» (Москва)
Находится при Московском физико-техническом институте, поддерживает стартапы в сфере науки и технологий. На площадке объединены IT-корпорации (крупные и молодые) и есть все условия для развития.
В зоне интересов — киберспорт, виртуальная и дополненная реальности, блокчейн (технология шифрования и хранения данных), микроэлектроника, робототехника, обучение ИИ без явного программирования и DeepTech (уникальные технологические решения, которые трудно скопировать).
Резидентам доступны венчурные и акселерационные программы, обширная инфраструктура, технологическое оснащение.
«Фонд развития интернет-инициатив», ФРИИ (Москва)
Предоставляет финансирование и ресурсы для интернет-проектов и стартапов.
Есть акселератор для ускорения развития интернет-бизнеса. Резиденты получают помощь, в которую входит консалтинг, образование, маркетинг, юридическая поддержка, наставничество и многое другое.
Фонд поддерживает предпринимателей на всех этапах роста компании, на выходе помогая получить стратегических заказчиков и инвесторов.
«Иннопрактика» (Москва)
Бизнес-инкубатор при МГУ с акцентом на развитие инновационных проектов и технологий. Поддерживает инициативы студентов, аспирантов и молодых ученых.
Компания выступает в роли медиатора для представителей науки, бизнеса, образования и власти.
Основные направления деятельности: реализация проектов НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); поддержка высокотехнологичных компаний-лидеров; развитие агро- и биотехнологий, реализация цифровых проектов в сфере образования и спорта и многое другое.
Выводы
Как считает Татьяна Винокурова, бизнес-инкубаторы — полезная мера поддержки малого и среднего бизнеса, которая позволяет предпринимателям «вырастить» проекты.
«Но эта мера не всегда реализуется так, как хотелось бы. Я считаю, что мы пришли в точку, когда перезапуск системы неизбежен.
В последние годы иностранный бизнес уходит из России, активно развиваются импортозамещение и технологические компании.
И именно бизнес-инкубаторы помогают закрыть эти вопросы. Потому что у нас есть качественная техническая база и талантливые молодые предприниматели, которые могут реализовывать прорывные проекты. Бизнес-инкубаторы помогут им не совершать лишних ошибок», — заключает Татьяна Винокурова.