Любое предприятие, в том числе организованное индивидуальным предпринимателем, утверждает документы кадрового учета. Но если у фирмы нет сотрудников, то заниматься этим вопросом не нужно.
Одна из необходимых бумаг — штатное расписание (ШР). В нем работодатели перечисляют:
- подразделения,
- должности,
- оклады,
- надбавки и так далее.
Феномен этого документа для ИП заключается в его необязательной обязательности. Объясним этот оксюморон ниже.
В каких случаях можно отказаться от штатного расписания
В Трудовом кодексе нет статей о необходимости штатного учета в любой организации. Однако там есть норма, в которой сказано, что работа по трудовому договору должна соответствовать «штатке».
Иными словами, недопустимо брать в организацию программиста, если у вас нет такой вакансии, и платить ему оклад уборщика или бухгалтера.
Выходит, что отказаться от штатного расписания у ИП не получится. К тому же его могут проверить сотрудники налоговой, государственной трудовой инспекции и прокуратуры.
Содержание документа
В бланке прописывают рабочие места, например, администратор, менеджер, кассир и прочие. Указывать имена конкретных людей, занимающих отдельные рабочие места, не нужно.
ШР учитывает все должности, в том числе вакантные. Проще говоря, из восьми человек у вас могут работать лишь четверо. Но это не имеет никакого значения для оформления формы.
В четвертом столбце, куда записывают количество сотрудников, встречаются целые и дробные числа. Значения связаны со ставками на предприятии. В нашем образце грузчик, уборщик и слесарь-сантехник работают на полставки, поэтому напротив должностей указано «0,5».
Возможны обратные ситуации. Например, у вас два системных администратора. Один работает на полную ставку, а второй по совместительству на 0,25. В таком случае в четвертом столбце документа пишут «1,25».
Сведения о работодателе — индивидуальном предпринимателе — в «штатку» не вносят.
Приказ о штатном расписании
В шапке нашего образца видно, что она формируется на основании приказа. В нем не расписывают число сотрудников и их оклад, для этого существует бланк «штатки».
Приказ лишь делает ссылку на него и определяет ответственного по контролю над документом.
Форма штатного расписания
В 2023 году исполнилось 10 лет, как со всех работодателей сняли обязанность составлять ШР по форме Т-3. Значит, каждая организация вольна оформлять бланк по своему усмотрению.
Но многие не изобретают велосипед, а работают с привычной им формой Т-3. Главное ее достоинство — понятность и легкость в заполнении. К тому же не нужно выдумывать новый бланк.
Если вы решите работать с этой бумагой, обратите внимание на заполнение документа. В шапке пишут:
- название работодателя;
- код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
- дату подготовки «штатки»;
- номер документа;
- выходные данные приказа.
После этого нужно заполнить подразделения. Если у вас много отделов, можете прописать их функцию — бухгалтерия, отдел продаж, сектор по работе с клиентами и так далее. Рядом укажите код. Например, у администрации он будет «01».
В третьем столбце следует перечислить специалистов организации. Затем записать число ставок. Выше мы отмечали, что это может быть целое и дробное значение.
Оклад в рамках одной должности у разных сотрудников не должен отличаться. Такое положение содержит статья 22 ТК РФ.
Это не значит, что зарплата у «полутораставочника» и того, кто работает по совместительству, будет одинаковой. Имейте в виду повышающий или понижающий коэффициент.
Если на зарплату влияет премия, связанная с процентом от выручки, уточните это в 10 столбце — «Примечание». Там ссылаются на локальный акт предприятия, регламентирующий начисление заработной платы.
При таком сценарии расчета зарплаты девятая колонка остается пустой.
Столбцы с шестого по восьмой содержат информацию о надбавках, влияющих на вознаграждение за работу. Ими могут быть особые условия труда, переработки, премии, ученые звания.
Если у ИП нет «штатки», ему грозят несколько штрафов:
- 200 рублей за непредоставленную бумагу;
- до 5000 рублей за нарушение трудового законодательства.
Потребовать расписание вправе не только проверяющий орган, но и сотрудник. В таком случае для него нужно сделать выписку, касающуюся его должности — кассиру нет необходимости видеть оклад и надбавки администратора и наоборот.
При трудоустройстве знакомить соискателя с ШР не обязательно.