Баннер
Глоссарий

Что такое консалтинг

Камила Мирзакаримова
/ 29 декабря 2022 12:30
12 мин.
Текст изменился / 27 июля 2023

Хороший совет — на вес золота. На этом зарабатывают консалтинговые компании, которые предоставляют клиентам услуги консультирования. Разбираемся, чем консалтинг может помочь бизнесу.

консалтинг
Консалтинг является неотъемлемой частью бизнес-процессов

Значение 

Слово «консалтинг» в русский язык пришло из английского, где consult означает «советоваться». Консультанты дают платные советы предпринимателям, помогая найти ответы на различные вопросы.

Специалисты предоставляют услуги консультирования в области руководства, кадрового управления и всего, что касается инвестиций, финансов, юридических вопросов. 

Задача консультантов – помочь заказчикам (обычно это руководители и топ-менеджеры) разрешить проблему, с которой столкнулся бизнес, и добиться улучшения показателей.

Факт дня
Покахонтас — не только героиня мультфильма Dysney, но и первая женщина, чье изображение появилось на долларах США.

Зачем нужны консультационные услуги

Решать вопросы, связанные с налогами, финансами и маркетингом предприниматель начинает еще на этапе создания компании. По мере развития компании количество сложностей не уменьшается, а цена ошибки растет.

Кто-то предпочитает учиться на собственных ошибках и ищет оптимальные способы решения проблем. Но чаще собственники бизнеса обращаются за помощью к опытным специалистам – бизнес-консультантам.

Профессионалы знают, как повысить рентабельность и прибыльность бизнеса, сделать его более эффективным, ликвидным и увеличить его рыночную стоимость. 

Бизнес-консультант может:

  1. Помочь с бизнес-планированием и комплексной разработкой маркетинговой стратегии.
  2. Научить компанию верному рыночному позиционированию бренда и товаров.
  3. Внедрить инструменты маркетинга в действующие бизнес-процессы компании и оптимизировать их.
  4. Проанализировать актуальный бизнес-план.
  5. Сопровождать сделки, помогать заключать договоры на выгодных условиях.
  6. Сократить расходы и потери компании.
  7. Сделать более качественным управление.
  8. Сделать финансовое прогнозирование деятельности компании.
  9. Помочь в решении текущих проблем и составить план действий на случай, если проблемы возникнут. При этом консультант должен указать на возможные ошибочные решения и содействовать решению задач.

Когда вы только начинаете собственный бизнес, в статью расходов лучше сразу заложить услуги бизнес-консультантов. Они расскажут обо всех подводных камнях и предостерегут от возможных ошибок. Чтобы денег хватило на все, воспользуйтесь выгодным кредитом от Совкомбанка.

Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 10 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж на специальном калькуляторе!

Рассчитать кредит

Каким бывает консалтинг

Общий, или  управленческий консалтинг позволяет выявить причины, которые мешают развитию компании, и найти решения для их устранения. Полезен, когда предприятие не может без посторонней помощи отыскать «слабые места» и предугадать, какие проблемы могут появиться в будущем. 

Также услуги консультанта будут полезными, если фирма не вполне реализовала свой потенциал.

Производственный консалтинг помогает повысить промышленные показатели. Он охватывает вопросы, связанные с изготовлением продукции и продажами. Сюда относятся вопросы технического оснащения предприятия, логистики, кадровой политики.

В финансовом консалтинге консультант исследует денежные потоки: отслеживает внешний и внутренний оборот компании, определяет, на чем можно  сэкономить, составляет прогноз по возможным инвестициям.

В экспертном консалтинге задача — найти проблемы и предложить варианты для их устранения. Эксперт занимается только анализом ситуации и составлением плана действий, но не решением.

В процессном анализе бизнес-консультант выявляет проблемы и в тандеме с заказчиком отыскивает решение. Разработав план, эксперт помогает претворить его в жизнь. Зачастую в процессном консалтинге взаимодействие эксперта с представителями компании может быть довольно продолжительным.

Чтобы научить сотрудников эффективным методам работы и повысить их квалификацию, используют обучающий консалтинг. Специалист помогает внедрить решение и обучить персонал.

консультирование
Задача бизнес-консультанта — предложить конкретные решения проблемы

Направления консалтинга

Эффективность системы управления, слияние и развитие компании, покупка активов — все это относится к общему направлению. Здесь же рассматриваются вопросы стратегического планирования, улучшения структуры организации и общей оценки состояния бизнеса.

К администрированию относятся аспекты, касающиеся управления головным офисом и отделами, рациональной организации рабочего пространства, которое включает также документооборот; регулирование рисков и обеспечение безопасности.

Финансовое направление в консалтинге включает изучение систем учета, показателей оборотов в денежном выражении, вопросов по налогам, наращивания прибыли, увеличения доходов и повышения себестоимости.

Кадровое управление затрагивает корпоративную культуру организации. Задача консультантов — обучить персонал менеджменту, помочь в подборе кадров, наладить систему поощрений.

Маркетинговое направление включает работу с рекламой, пиаром и продвижением. Оно также касается сбыта, ценообразования, розничных продаж.

Все вопросы, связанные с производством, включая автоматизацию и управление, закупки и оборудование рассматривает производственное направление консалтинга. Сюда же относятся контроль качества, выбор упаковки и прочие аспекты.

Направление информационных технологий охватывает области автоматизации, администрирования, информационных и поисковых систем, проектирования и разработки со стороны ИКТ.

Выделяют также специализированные виды консалтинга: например, когда нужна консультация юриста, эколога, инженера — то есть узкого специалиста.

бизнес
Консультант поможет выработать стратегию, которая принесет компании успех

В какой форме выражается консалтинг

Заказывая услуги бизнес-консультанта, заказчик может рассчитывать на помощь в виде консультаций, аналитики, ревизии и аудита и непосредственного участия в деятельности компании.

Консультация — обычно разовая услуга, чтобы решить конкретный вопрос, который есть у заказчика.

Аналитика — комплексный анализ различных данных, которые позволяют эксперту формулировать гипотезы, предложить решения для достижения поставленных целей.

Прогнозирование позволяет консультанту с помощью различных методов, в том числе моделирования ситуаций, выбрать оптимальный путь развития компании.

С помощью ревизии и аудита изучается бизнес заказчика, выявляются слабые места и ошибки, вырабатывается тактика по устранению недоработок.

Консультант также может сопровождать клиента, то есть участвовать в его деятельности. Заказчик получает «полный пакет» услуг: эксперт выполняет анализ, находит бреши в бизнес-модели, предлагает пути решения проблем и помогает внедрить эти решения. В процессе могут быть корректировки.

Услуги консультантов нужны не только компаниям, но и физическим лицам. Например, в Совкомбанке можно получить бесплатную консультацию от специалистов о том, как улучшить свою кредитную историю.

«Кредитный доктор» от Совкомбанка выручит в случае проблем с кредитной историей. Выполнив четыре простых шага, вы улучшите свое положение и сможете взять кредит на крупную сумму!

Кто предоставляет консалтинговые услуги

В консалтинге ценится практический опыт эксперта. Так что сюда обычно приходят работать люди с карьерой управленца за плечами и специалисты, у которых накопился солидный трудовой стаж и опыт.

Консалтингом занимаются как целые компании, так и независимые эксперты. Во втором случае консультанты чаще всего специализируются на определенной теме, круг клиентов у них небольшой. Таких экспертов заказчик нередко приглашает в штат либо на долгосрочное сотрудничество.

Консалтинговая компания объединяет десятки специалистов, каждый из которых силен в определенной области. Существует разделение на внешние консалтинговые компании, которые предоставляют услуги всем желающими, и внутренние. Внутренние входят в подразделения или дочерние предприятия больших организаций и работают с ограниченным кругом клиентов.

Выбираем консалтинговую компанию

Сначала составьте перечень, в который войдут несколько консалтинговых компаний. Затем среди кандидатов выберете организацию, которая лучше всего справится с вашими задачами.

Есть методика, которая облегчит процесс выбора:

  • Посмотрите, есть ли в перечне услуг компании нужные вам.
  • Ознакомьтесь с кейсами и отзывами клиентов.
  • Убедитесь, что сотрудники обладают достаточным уровнем квалификации и имеют релевантный опыт, приобретенный на практике.
  • Оставьте запрос на предварительную консультацию либо сразу обозначьте круг задач, которые вы надеетесь решить.
  • Получите коммерческое предложение.

Собрав информацию от 5-6 игроков на рынке консалтинговых услуг, дальше ориентируйтесь на стоимость работ, сроки, условия. Вы сможете получить представление о том, как консультанты планируют решать ваши проблемы, оценивать эффективность проделанной работы.

Чем сложнее задачи, тем предпочтительнее, чтобы консалтинговая компания была готова не только разрабатывать стратегию и давать советы, но и внедрять свои предложения.

Как развивается рынок консалтинга в России

Консалтинг как одна из разновидностей бизнеса в России стал активно развиваться с 1990-х годов, когда страна начала переход к рыночной экономике. Количество фирм увеличивалось, предприятия создавались на средства российских и зарубежных инвесторов.

В 2021 году, по оценке RAEX, общая выручка наиболее крупных игроков на рынке консалтинговых услуг достигла 96 млрд рублей. Это на 12% больше, чем было в пандемийном 2020 году.

В 2022 году на рынке произошли серьезные изменения. После ухода из России зарубежных компаний российские подразделения оказались отрезаны от головных офисов. Они встали перед выбором: закрыться или перестроиться на автономную работу.

В то же время отечественные компании почувствовали всплеск интереса к своим услугам. Не в последнюю очередь благодаря тому, что крупные иностранные бренды перестали работать в РФ.

Поскольку многие предприниматели столкнулись с волной вызовов в уходящем году, потребность в услугах консультантов будет расти в ближайшие год-два. Это обеспечит игроков рынка консалтинга работой, считают его представители.

Итоги

Услуги консультанта могут существенно сэкономить время. Его можно потратить на поиск проблем в компании и выработки стратегии по преодолению кризисных ситуаций.

Ответственный подход к выбору консалтинговой компании повысит шансы на то, что потраченные деньги оправдают себя.

Консультанты смотрят на ситуацию в компании заказчика со стороны. Это позволяет им увидеть картину в целом и предложить наиболее эффективные варианты решения выявленных проблем.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
Камила Мирзакаримова
Камила Мирзакаримова
В мире фактов важно не потеряться! Просто и увлекательно пишу про финансы, ESG и умное потребление.
Баннер