На эти меры подтолкнуло возросшее количество жалоб от потребителей – с января по по сентябрь 2022 года в ЦБ было зарегистрировано 4000 претензий по недобросовестным продажам. Эта цифра на 34% больше показателя аналогичного периода 2021 года.
Часто банковские работники не сообщают клиентам, что от страховки можно отказаться. Они включают ее в тело кредита, тем самым увеличивая размер займа, т. к. на стоимость полиса начисляются проценты. При этом банки, которые включают страхование в сам кредит, делают это на законных основаниях.
Размер страховки может достигать 18% от суммы кредита, в денежном эквиваленте эта сумма часто достигает нескольких сотен тысяч рублей. Если потребитель отказывается оформлять страхование, тогда кредитная ставка увеличивается на 5-20%. Проблема состоит еще в и в том, что при досрочном погашении кредита добиться возврата переплаты по страховке бывает очень сложно.
Поэтому в ЦБ РФ 11 января 2023 года и поступило предложение о дисциплинировании кредитных учреждений. Они должны будут давать заемщику право выбора: включать страховку в тело кредита или оплачивать ее из собственных средств.
Регулятор изучит предложение и даст собственную оценку происходящему. В Центробанке напомнили, что финучреждения обязаны давать возможность выбора – каким образом клиенту оплачивать страхование жизни и здоровья. Оплата страховки за счет собственных средств дает возможность точно знать цену страхового покрытия.
Однако у этой меры есть и оборотная сторона: есть риск повышения стоимости кредитов или снижение процента одобрения заявок на кредит.
У Совкомбанка тоже есть услуга страхования на разные случаи жизни. Но она абсолютно добровольная и помогает клиентам не беспокоиться о собственном имуществе и здоровье близких людей.
Для заемщиков, которые уже оформили кредит и включили страхование в его стоимость, рассказываем, как вернуть страховку после выплаты кредита.