По словам пострадавших, их собеседники представлялись сотрудниками Мосэнергосбыта и других крупных организаций. Они сообщали о проверке счетчиков, перерасчете платежей и других «новшествах».
С помощью методов социальной инженерии злоумышленники выспрашивают у жертв смс-код доступа к аккаунту на портале госуслуг.
Получив доступ к личному кабинету, мошенники оформляют кредит на имя жертвы, а средства выводят.
Источник «Известий» в правоохранительных органах рассказал, что в июне возбуждено несколько десятков уголовных дел по фактам таких звонков.
В некоторых случаях схема была сложнее: пострадавшие получали от людей, представившихся сотрудниками «Мосэнерго», сообщения, что их средства пытаются вывести за границу. Чтобы пресечь операцию, они снимали деньги со счетов и передавали курьеру.
Одна из жертв злоумышленников под предлогом защиты от кражи денег передала мошенникам почти 20 млн рублей.
Около двух лет назад в Москве уже был всплеск мошенничества от имени Мосэнергосбыта. Злоумышленники сообщали, что у человека есть задолженность. Получив от него информацию о времени внесения платежа, извинялись и просили продиктовать им код от смс, чтобы они могли поменять ошибочные данные в системе.
Адвокат Вера Ефремова рассказала изданию, что в 90% случаев найти и привлечь телефонных мошенников не удается.
Ранее в июле ЦБ опубликовал три новых критерия, по которым операция будет считаться мошеннической. Они начнут действовать 25 июля. С этого дня во всей российской банковской системе заработает новая схема антифрод-проверки.
Среди новых правил — блокировка переводов на счета, которые система защиты ранее сочла причастными к мошенничеству, даже в тех случаях, когда данные о них не передавались в базу Центробанка и оставались только в системе банка, где производится операция.