Одна из возможных мер контроля — задействовать систему маркировки. Она содержит данные о продавцах, которые зарегистрировались в системе, и о продукции.
Сейчас в России для борьбы с подделками используют маркировку в национальной системе «Честный знак». Но пока не все должны ее применять. Она обязательна для продажи обуви, парфюма, шуб, фотоаппаратов и т. д. В настоящее время агрегаторы не фильтруют партнеров, некоторые из них этим пользуются, продавая на площадках подделки или нелегальные товары.
Из тех продавцов, кто обязан маркировать продукцию, только половина зарегистрировалась в системе маркировки. В Минпромторге считают, что торговые онлайн-площадки должны следить за продавцами и их товаром.
Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) заявил, что мера не должна привести к подорожанию продукции.
В начале 2023 года общественники проверили 450 продавцов, торгующих на крупнейших маркетплейсах. На Wildberries доля нелегальных продавцов парфюма составила 66%, воды — 58%, обуви — 47%. На Ozon выявили в районе 8–13%, на «Яндекс.Маркете» — 4–7%.
В последнее время постуали жалобы от покупателей на этих площадках. Граждане сообщают о нарушении процедуры рассмотрения претензий, о трудностях с возвратом и об отсутствии точных сведений о товарах.
Претензии покупателей и натолкнули регуляторов на необходимость контроля над продавцами и их продукцией. Этого можно будет добиться, если маркетплейсы станут предоставлять информацию, по которой можно будет идентифицировать продавцов.
Если вы задумались об открытии бизнеса, но для этого пока недостаточно денег, можно воспользоваться кредитом для малого и среднего бизнеса от Совкомбанка. Выберите подходящую программу кредитования и оставляйте заявку на сайте.