Баннер
Обучение

Эффективная начальная школа: что за проект, как попасть и стоит ли стараться

Елена Зарипова
/ 6 августа 16:00
1.3 тыс.
13 мин.
Текст изменился / 14 августа 2024

Посвящаете раннему развитию ребенка много сил и времени? Тогда вы знаете, что первый класс обычной школы для развитого малыша — часто не прогресс, а замедление. Ему там скучно. В столице предложили решение проблемы — «Эффективную начальную школу».

эффективная начальная школа
Чтобы быть эффективным, ребенок должен хотеть и уметь учиться. Источник: Shutterstock

Проект «Эффективная начальная школа» запустили в Москве в 2018 году, а спустя пару лет распространили на Московскую область. 

Остальные регионы к нему пока не присоединились, хотя «ускоренников» выпускают уже не первый год. Места в таких специализированных классах не пустуют, даже наоборот, их распределяют на конкурсной основе. Однако впечатления от оптимизации школьной программы у детей и родителей противоречивые.

Год за два: что предлагает «Эффективная начальная школа»

Проект «Эффективная начальная школа» — это возможность получить весь объем знаний 1–4 классов за три года, а не за четыре. По тем же учебникам, но в другом темпе.

В среде родителей дошкольников и младших школьников часто обсуждают «растянутость» современной учебной программы «1–4». На первый взгляд все хорошо: первый класс — адаптационный, без оценок и домашних заданий, с запасом времени на то, чтобы все дети «доросли» до серьезной учебы во втором. 

Но на деле, если из сада ребята выпускаются в семь, а то и в восемь лет и при этом умеют читать и считать, в такой «песочнице» у них мало мотивации учиться.

Для этих детей и создали «эффективную началку». Первый и второй классы в ней уместили в первый год обучения: по полугодию на каждый. Не без жертв. По закону у первоклассников должно быть не больше четырех-пяти уроков в день (в среднем это 20 часов в неделю), нет у них и домашних заданий. При ускорении недельная норма увеличивается до 23 часов, а с дополнительными занятиями — еще больше.

Кроме того, часть материала, повтор и закрепление пройденного по этой программе — домашняя работа ученика. А чаще всего — и его родителей. Потому что далеко не каждый семи-восьмилетний ребенок сразу учится справляться с любыми домашними заданиями самостоятельно.

Успеваемость и усвоение знаний контролируют в течение всего обучения. Первые тесты проходят после первого полугодия. Они нужны, чтобы понять, готовы ли дети ко второму классу. Следующая проверка — в конце первого учебного года по темам за второй класс. После диагностику проводят по итогам третьего и четвертого классов.

Если школьник и его родители справляются с темпом и нагрузкой, то экономят один школьный год (это особенно ценно для мальчиков, у которых останется дополнительный год для поступления в вуз перед армией). А также не переживают, что сын или дочь скучают за партой, пока одноклассники учат буквы.

Звучит интересно и многообещающе. Но берут в 1-й «Э» (так часто называют эффективные классы) не всех. Сначала оценивают готовность дошкольника.

В каких школах есть «эффективные» классы, как туда попасть

Не все московские и областные школы набирают «ускоренников». А единого сайта с перечнем учебных заведений-участников у проекта нет. Поэтому в поисках информации придется просматривать интернет-порталы и обзванивать школьные приемные. Например, «Средняя общеобразовательная школа №2» в Сергиевом Посаде разместила все, что нужно знать родителям будущих первоклассников, в разделе «Деятельность».

На сайтах школ, где есть «эффективные» классы, выкладывают также даты зачисления на основании постоянной и временной регистрации, сроки проведения тестов, требования к поступающим.

Как правило, с первого апреля подают заявления будущие первоклассники, закрепленные за школой по прописке, а остальные желающие — с шестого июля. Но тем, кто хочет учиться в начальной школе по программе «1–3», нужно учитывать, что тесты на готовность к ней в большинстве учебных заведений проводят в начале апреля. Поэтому детям без постоянной регистрации поблизости от школы приходится проходить тестирование до зачисления или договариваться о дополнительной проверке в августе индивидуально.

Получается, что уже к весне года, в котором ребенок пойдет в первый класс, нужно определиться, в обычный или в «эффективный». Для этого сначала проверьте, соответствует ли он базовым требованиям:

  • достиг минимум семилетнего возраста (на первое сентября);
  • бегло читает слова, не разбивая их на слоги, понимает смысл прочитанного;
  • считает до десяти, понимает состав числа, решает примеры в пределах десятки (отнимает и прибавляет);
  • готов к урокам по 45 минут, будет внимательно слушать учителя и выполнять его указания, справляется с письменными и устными задачами, понимает их условия при чтении и на слух.

Единого официального списка, где были бы перечислены все эти условия для зачисления, также нет. Поэтому готовность к нагрузкам в школах оценивают по-разному. Но почти везде — комплексно. Дают задания на логику, чтение, счет, знание геометрических фигур и окружающего мира, просят раскрашивать, рисовать. 

Часто с детьми дополнительно беседует психолог. Потому что коммуникативные навыки и готовность учиться для «ускоренника» важнее знаний. Детей тестируют без родителей.

По отзывам многих учеников «эффективных» классов, будет плюсом, если ребенок знает азы английского языка, пишет печатными буквами. Он также должен быть физически развитым и выносливым: придется много писать, подолгу сидеть на уроках.

Что, если к началу учебного года первокласснику останется несколько месяцев до семи лет? Этот вопрос в каждой школе с каждым отдельным кандидатом и его родителями обсуждают индивидуально. Случаи зачисления в 6 лет и 9–11 месяцев бывают. Но нужно понимать, что в этом возрасте каждый месяц дает новые навыки, а спешка может негативно сказаться на их формировании.

Кроме того, чем раньше ребенок поступит в начальную школу, тем раньше закончит ее. Тогда в пятом классе ему предстоит учиться с одноклассниками на пару лет старше. Это большая разница, которая в детском коллективе сказывается на способности учиться и общаться.

эффективная началка
Чтобы сократить годы учебы в школе, придется делать много дополнительных домашних заданий. Источник: Shutterstock

Кому подойдет «эффективная началка», а кому — точно нет

Лучший кандидат для участия в проекте «Эффективна начальная школа» — ребенок, развитию которого родители уделяли время с рождения. Не просто покупали пособия, но и регулярно занимались по ним или постоянно водили малыша на занятия с репетиторами, психологами и нейропсихологами, на «развивашки». 

В такой семье к учебным нагрузкам готовы и дети, и взрослые. А ведь мамам, папам или бабушкам тоже с большой вероятностью придется включаться в процесс, по крайней мере, на первых порах.

Можно ли подготовиться к программе «1–3» в начальных классах за год до школы? Педагоги и родители «ускоренников» утверждают, что да. Если:

  • у ребенка хватает способностей;
  • родители готовы системно работать на результат вместе с репетиторами или самостоятельно.

Если же дошкольник усваивает знания хорошо, но медленно или ему пока сложно подолгу концентрировать внимание и выполнять задания, это повод задуматься. Возможно, стандартная программа «1–4» поможет ему раскрыться, а ускоренная — наоборот, сделает неуверенным и незаинтересованным в учебе.

Еще один неочевидный фактор — здоровье будущего школьника. Ему и так придется многое осваивать самостоятельно. А если придется пропускать уроки из-за болезней, домашних заданий прибавится в разы.

Обычно родители видят, потянет ли сын или дочь оптимизированную программу. И, например, выбирают ее для шустрого старшего ребенка, но не для неусидчивого младшего.

Плюсы проекта: скучать не придется

Хорошие отзывы на «эффективную началку» примерно одинаковые. Родители утверждают, что такой подход мотивирует учиться, развивает самостоятельность, делает детей еще более собранными, внимательными, дисциплинированными. Им интересно, скучать некогда.

В таких классах большая часть учеников — сильные и подготовленные. Тогда как в обычных часто равняются на отстающих, что еще больше тормозит успешных.

В школах на ускоренную программу часто ставят самых сильных и опытных педагогов. Нужно грамотно распределять нагрузки, индивидуально выстраивать уроки в рамках стандартной программы «1–4», много работать с детьми и родителями дополнительно.

С этим пунктом — личностью учителя — многие мамы и папы связывают успешность учебы по программе «1–3». Если с ним повезло — дети все успевают, легко справляются с нагрузками, посещают дополнительно по несколько кружков и секций. А вот если найти общий язык с педагогом ребенку не удалось — не исключено, что темп он не потянет и в конце концов перейдет в обычный класс.

эффективная начальная школа 1 3
Без поддержки родителей «эффективному» школьнику не справиться. Источник: Shutterstock

Минусы эффективности: на что жалуются родители

Отзывов от участников проекта в интернете очень много. И далеко не все из них, к сожалению, восторженные. Родители недовольны:

  1. Большим объемом домашних заданий, дополнительных проектов, конкурсов, олимпиад. Многие говорят, что приходится делать их до поздней ночи — до 22-23 часов ежедневно. Это тяжело дается всем участникам.
  2. Быстрым темпом учебы. Как ни парадоксально это звучит, но нередко встречаются жалобы, что темы разбирают поверхностно, на повторение нет времени. Особенно страдает программа второго класса, втиснутая в полгода вместо положенного года.
  3. Моральной нагрузкой на детей. Впечатлительные, высокочувствительные дети или те, кто просто не успел дорасти до серьезной учебы, испытывают сильный стресс. У некоторых он выливается в заикания, тики и другие проявления перегрузки нервной системы.
  4. Тем, что учеба занимает большую часть дня. На серьезные занятия музыкой, рисованием, танцами или спортом остается не так много времени, как хотелось бы. А на отдых — и того меньше.

Свою включенность в учебный процесс мамы и папы оценивают по-разному. Кому-то почти сразу удается наладить все так, чтобы участвовать по минимуму. Но таких не очень много. Остальные делят нагрузку с детьми, постоянно уделяют время если не самим урокам, то их проверке, помогают разобраться в темах, закрепить знания.

Как подготовиться, чтобы стать эффективным первоклассником

Чтобы освоить все необходимое, а также развить нужные физические навыки, начинать нужно не позже пяти-шести лет. В крайнем случае — в семь лет, если в первый класс ребенок пойдет в восемь.

В идеале — наймите репетитора или запишите дошкольника на подготовительные курсы. Но не общие, а специальные, с ускоренной и углубленной подготовкой. Но если у мамы, папы, бабушки или дедушки достаточно свободного времени и желания, выучить все необходимое можно и без профессиональных педагогов.

Большое внимание нужно уделить счету и решению примеров. Развивайте:

  • память;
  • усидчивость;
  • слуховое восприятие;
  • пространственное и логическое мышление;
  • выносливость;
  • моторику и координацию движений.

Учите ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, поощряйте любознательность, самостоятельность и желание учиться. Поддерживайте его и вдохновляйте. Если вы будете готовы преодолевать трудности вместе, то сможете помочь своему школьнику, даже если окажется, что он чего-то не знает или не понимает.

Но в первую очередь нужно трезво оценить способности дошкольника, а также свою готовность и возможности участвовать в его будущей школьной жизни.

Перед школой полезно начать осваивать с ребенком и еще одну науку — финансовую грамотность. Тут и счет можно тренировать на практике, и логику, и самостоятельность. Удобно, что на помощь родителям готовы прийти современные технологии.

ХАЛВАУ разработали в Совкомбанке специально для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность кидать запрос родителям на отправку денег то, что нужно современному ребенку. Получите стильный стикер в офисах Совкомбанка!

Оставить заявку

Коротко о проекте

Если вы живете в Москве или области и собираетесь в ближайшие год-два отдавать ребенка в первый класс, подумайте о возможности ускорить его учебу. Вот что для этого важно знать:

  1. «Эффективная начальная школа» работает только в некоторых школах Москвы и Московской области. В других регионах такие классы не набирают.
  2. Проект позволяет освоить программу «Школа России (1–4)» за три года вместо четырех. Темам первого и второго классов отводят по полгода, а третьего и четвертого — по целому учебному году, как в обычной начальной школе.
  3. Учеников в «эффективные» классы отбирают по итогам тестов и собеседований, они могут отличаться в разных школах.
  4. На момент зачисления в первый класс ребенку должно быть хотя бы семь лет.
  5. Оптимизированная программа подойдет подготовленным дошкольникам, которые уже умеют читать, считать, а также любят и хотят учиться.

Кроме того, будьте готовы участвовать в учебном процессе, помогать с большим объемом домашней работы, много заниматься с ребенком дополнительно.

Не пропустите самое важное

Как планировать семейный бюджет, успешно сдать экзамены, выбрать профессию — об этом и многом другом каждую неделю рассказываем в email-рассылке.

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
1.3 тыс.
Елена Зарипова
Елена Зарипова
Со мной вы легко найдете выгоду и узнаете о финансовых возможностях. Расскажу, как приумножать доходы и тратить с удовольствием.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер