Баннер
Обучение

Школьные программы для начальных классов: какие бывают, чем отличаются

Вероника Журавлева
/ 9 августа 13:40
1.1 тыс.
12 мин.
Текст изменился / 14 августа 2024

С началом обучения всегда связано много волнений. Придется ли покупать учебные пособия и сидеть всей семьей над уроками до полуночи? Ответы на эти вопросы зависят от учебной программы, принятой в школе. Разбираемся, какими они бывают.

школьная программа 1 класс
Будет ли ребенок с удовольствием ходить в школу, во многом зависит от учителя и выбранной программы. Источник: Shutterstock

Какие школьные программы существуют в России 

Многим детям (да и родителям) нелегко дается переход от детсадовской вольницы к дисциплине настоящей школы со своими правилами, строгой формой, определенными нормами поведения, которые предполагают совсем другой уровень самостоятельности ребенка. 

Ожидания родителей от начальной школы велики — не просто дать знания, а привить ребенку интерес к обучению, чтобы поход в школу воспринимался как захватывающее приключение и не стал унылой обязаловкой. Удастся ли сберечь естественную для детей жажду новых знаний, во многом зависит от педагога и программы обучения.  

Их десятки, а если считать с авторскими, то и сотни. Школа может выбрать любую, главное, чтобы она соответствовала требованиям ФООП

На что влияет выбор 

В первую очередь на то, как именно учитель строит работу с детьми, как много свободы в решениях задач они получают, а также на общую нагрузку учеников. 

С практической точки зрения от выбора школьной программы первого класса зависит, какие учебные пособия — учебники, рабочие тетради, вспомогательные материалы — понадобятся. 

Основную часть предоставляет школа, но бывают случаи, когда родители дополнительно покупают рабочие тетради и другие «расходники». Будут ли они и как много — зависит от выбора программы обучения. 

Государственные и муниципальные школы не могут ставить обязательным условием прохождение подготовительных курсов. Они не могут отказать в зачислении в первый класс, если в школе по прописке есть места. Тем не менее некоторые программы подразумевают занятия с дошкольниками — у неподготовленного ребенка учеба может вызывать сложности. 

Также в некоторых системах есть задания, которые потребуют активного участия родителей. Редкий первоклашка справится с созданием собственного проекта своими силами. 

«Школа России» 

Пожалуй, это самая распространенная программа. А еще ее называют самой легкой для усвоения. В ее основе — классическая методика обучения, принятая в Советском Союзе, но с учетом новых требований времени. 

Например, задания в учебниках готовят детей к сдаче ВПР

В учебно-методический комплекс, помимо обязательных учебников, входят дополнительные пособия. Часто их берут за основу для углубленного изучения предмета репетиторы или родители, когда считают нужным поработать дома над закреплением знаний. 

Программа начальной школы хорошо встроена в общую систему образования — переход к средним классам пройдет мягко, ведь дети уже знакомы с тем, как построено обучение.

Подходит детям с разным уровнем подготовки, в том числе тем, кто не посещал занятия перед поступлением в школу и к первому сентября еще не освоил письмо и счет. Однако ребятам, которым учеба дается легко, программа может показаться чересчур легкой и скучной. 

На основе «Школы России» работает проект «Эффективная начальная школа». 

«Школа 2100»

Если обычно в школе учат использовать единственный и часто определенный заранее способ решения, то эта программа подразумевает, что ребенок в состоянии сам додуматься до понимания, не используя готовых шаблонов. 

Вместо зубрежки и заучивания готовых ответов — поиск индивидуального подхода. Поощряется творческий взгляд на решение задач. Именно поэтому «Школу 2100» ценят сторонники раннего развития ребенка. 

Программа достаточно плотная, но при этом гибкая — у учителя есть возможность подстроится под уровень подготовки ребенка. 

Во главу угла поставили принцип системности — обучение представляет собой единый и непрерывный процесс. При этом на уроках по разным предметам выстраивается взаимосвязь — так у школьника должно сформироваться единое, целостное представление о мире. 

Задача педагога — не просто добиться, чтобы у ученика от зубов отскакивали отдельные правила и аксиомы, а чтобы он мог использовать полученные знания в жизни, в ситуациях, с которыми сталкивается каждый день. 

В учебниках много дополнительной информации. У ребенка, заинтересовавшегося темой, есть возможность погрузиться в нее глубже. Нет основного и дополнительного — ученики всегда получают чуть больше необходимого минимума, учатся сами работать с текстом, понимать его и выделять главное. 

Программа начальной школы встроена в общую систему обучения — есть преемственность со средними классами. 

Обратите внимание, «Школа 2100» использует учебники по математике авторства Людмилы Петерсон, поэтому программу часто называют по ее фамилии. Так же иногда называют и «Перспективу». Если речь идет об обучении «по Петерсон», уточните, о какой именно программе — «Перспективе» или «Школе 2100». 

«Перспектива»

Нет готовых решений и алгоритмов — ученик должен определить их сам вместе с одноклассниками и педагогом. Создатели программы считают, что нельзя заставить учиться, главным двигателем образовательного процесса должно быть любопытство детей. Главное — не мешать естественной для этого возраста тяге к знаниям.   

Поэтому программа «Перспектива» подходит для учеников с сильной мотивацией к обучению — тем, кто учится на уговорах родителей и угрозах учителей, придется сложно. 

Самый сложный (но и в то же время интересный) предмет — математика. Арифметику дополняют основы геометрии — это помогает развивать логику и пространственное мышление. 

Использовать сильные стороны программы на полную катушку смогут дети, хорошо подготовленные по математике, которые в первый класс приходят уже со знанием основ счета. 

Здесь, как и везде, где речь идет о большом количестве проектных и практических заданий, не помешает активная помощь родителей. Не спешите делать все за ребенка — самостоятельная работа (пусть и под вашим чутким руководством) поможет развитию творческого начала. 

программа начальной школы
Сколько пособий придется покупать — и вообще придется ли, — зависит от выбранной программы. Источник: личный архив автора

«Гармония» 

Учебно-методический комплекс, разработанный Натальей Истоминой на базе системы развивающего обучения Занкова. 

Программа ставит во главу угла разностороннее развитие, комфортное обучение и подготовку к дальнейшему обучению. Она позволяет сгладить переход от развивающей схемы обучения, по которой работают с дошкольниками и учениками младших классов, к традиционной системе, принятой в средних классах. 

Конечно, нужно, чтобы дети понимали темы, которые изучают. В процессе большая роль отведена самоконтролю — чтобы ученики могли сами оценить прогресс, найти свои сильные и слабые стороны. 

Родители и педагоги отмечают особенно удачную подачу информации по гуманитарным дисциплинам. 

Авторы системы уделяют много внимания разным видам речевой деятельности. Правильно найти, переработать и использовать информацию — для этого важно не только читать, но и уметь общаться. Дети говорят друг с другом и педагогом, развивая коммуникативные навыки: учатся слушать и понимать собеседника, формулировать мысль в соответствии с задачей, строить монолог и участвовать в диалоге, вести продуктивную дискуссию. 

Программа подходит для детей с разным уровнем подготовки, но особенно эффективна для одаренных ребят с развитыми коммуникативными навыками и сильной мотивацией к обучению.

«Начальная школа ХХI века»

Акцент — на развитии логического мышления. Отсюда задания повышенной сложности в программе математики и литературного чтения. К ним ребенок может обратиться, если стандартные упражнения даются легко и хочется большего. Это не только примеры или задачи — многие задания на логику и смекалку поданы в игровой форме. 

Также дети занимаются исследовательской деятельностью — работа над своим проектом стимулирует познавательный интерес ребенка. 

В целом программа подходит для активных, любознательных детей, хорошо подготовленных к школе. Важно понимать, что задания могут потребовать активного участия родителей: в работе над собственным проектом вчерашним детсадовцам не обойтись без помощи и поддержки взрослых. 

Подготовить ребенка к школе — дело непростое и часто затратное. Купить все и сразу — одежду, обувь, учебные пособия, канцтовары, новый рюкзак и лыжи для зимней физкультуры — можно с картой «Халва». 

Вы сами решаете, какими возможностями карты пользоваться: беспроцентной рассрочкой в тысячах магазинах, работающих в Москве и по всей России, или выгодным кешбэком и начислением высокого процента на остаток собственных средств. 

Бывает ли шопинг выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процента на остаток собственных средств до 17% с подпиской «Халва.Десятка». А самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!

РИТМ

Название — аббревиатура (развитие, индивидуальность, творчество, мышление). 

Создатели программы уделяют много внимания вариативности обучения — у учителей есть свобода в выборе уровня сложности. Каждый ребенок может найти задачу по силам — это помогает поддерживать интерес к учебе. 

Все предметы начальной школы взаимосвязаны: например, программа помогает использовать на уроке окружающего мира знания, полученные ранее на математике. В конечном итоге такой подход позволяет сформировать у детей целостную картину мира. 

начальные классы
Чтобы ребенку не было скучно, в программе есть много дополнительной информации. Источник: Shutterstock

Система Эльконина — Давыдова

В основе программы — работы советских педагогов и психологов Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Основные постулаты ученые определили в середине прошлого века, а на практике их стали активно внедрять с 1990-х годов. 

Авторы предлагали обратиться к естественной способности ребенка усваивать новые знания через активное общение и устную речь. Поэтому главными элементами образовательного процесса стали игры, дискуссии и эксперименты — деятельность, где ребенок выступает активным участником процесса, а не пассивным слушателем. 

В классе, где учитель использует систему Эльконина — Давыдова, у детей больше свободы, чем при традиционных системах обучения. Они сами определяют проблемы, ставят задачи и выбирают методы достижения цели. Здесь мало домашних заданий и много совместной работы в классе. 

Педагог выступает в роли старшего партнера по играм и исследовательской работе. Поэтому в полной мере реализовать принципы программы можно в классах с относительно небольшим количеством детей — согласитесь, в коллективе из 35 учеников сделать это непросто. 

Программа подходит для детей с хорошо развитым мышлением. Однако она может показаться сложной ребятам, которые начинают обучение «с нуля» — не занимались на подготовительных курсах или не отличаются работоспособностью. 

Помните, важно не только выбрать «ту самую» систему обучения, но и найти хорошего педагога, который сможет взять от нее самое лучшее и использовать для пробуждения интереса к учебе у ребят.

Не пропустите самое важное

Как планировать семейный бюджет, успешно сдать экзамены, выбрать профессию — об этом и многом другом каждую неделю рассказываем в email-рассылке.

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
1.1 тыс.
Вероника Журавлева
Вероника Журавлева
Расскажу, как накопить, сохранить и приумножить. Помогу найти баланс между бережливостью и расточительством.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер