Балльно-рейтинговая система в вузе: что это такое
Те, кто окончил школу давным-давно, сейчас могут поностальгировать. Тогда система оценки уровня знаний была простой и понятной: «красавчики» носили домой исключительно пятерки и четверки, а бунтари и любители погонять футбол на школьном дворе вместо уроков — двойки и тройки. Было достаточно пару раз за четверть получить хорошую оценку, и все — считай, четверть закрыта без нервных потрясений и лишних телодвижений.
В принципе, в вузе было аналогично, если не считать промежуточные сессии с экзаменами и их оценкой. Но всегда можно было поднапрячься и в последний момент выучить билеты или «выехать» за счет шпаргалки.
Сейчас в вузах иная система оценки уровня знаний. Одна из них — балльно-рейтинговая система оценивания — Болонская, перекочевавшая к нам из западных стран. Это присвоение студенту рейтинга, который показывает, насколько успешно он освоил учебную программу. Ранжирование основывается на сумме промежуточных оценок учащегося — чем она больше, тем выше положение в списке.
В итоге получается некий хит-парад из студентов — от самых прилежных до тех, кому учеба не столь важна. БРС — это своеобразный двигатель, не позволяющий учащимся почивать на лаврах. Все потому, что нужно успеть за семестр набрать нужное количество баллов по каждой дисциплине.
Рейтинг помогает сравнить успеваемость всех студентов или отследить динамику одного.
Сколько нужно баллов и за что их можно получить
Максимальное количество баллов, которые нужно набрать за семестр или учебный год, в разных вузах отличается. Разными будут и нормативы расчета — за что и сколько давать.
Но чаще всего действует 100-балльная система. Приведем пример, каким оценкам может соответствовать определенное количество баллов:
- от 80–85 до 100 баллов — учащийся может смело претендовать на оценку «отлично»;
- от 60–64 до 80–84 — четверка уже в кармане;
- от 55 баллов — студенту обеспечена тройка;
- менее 55 баллов — если учащийся не смог набрать минимального количества, получит оценку «неудовлетворительно», а за ней последует недопуск к сдаче экзамена.
Как мы и говорили, балльно-рейтинговая система не позволит прохлаждаться в течение всего семестра, а перед сессией вдруг браться за ум. Здесь важна постоянная работа и вовлеченность. Разумеется, речь идет о тех, кому необходима высокая оценка.
Важную роль играют прилежное посещение занятий, активность на парах и практических занятиях, ведение конспекта, выполнение домашних и дополнительных заданий и прочее. За каждую из этих категорий начислят баллы. В некоторых вузах учащимся предлагают бонусные баллы — за активную внеучебную деятельность.
В итоге львиную долю баллов студенты зарабатывают в течение семестра. Если вдруг рейтинг не удовлетворяет, всегда можно обратиться к преподавателю за допзаданием — чтобы подзаработать нужное количество. Оставшиеся баллы ему принесет экзамен — примерно от 20 до 40.
БРС бывает на руку тем, кто не гонится за высокими оценками. Если студент понимает, что худо-бедно на троечку он наскреб, может и расслабиться на экзамене — полученный небольшой балл не нанесет ему вреда.
Почему для некоторых учащихся так важно получить высший рейтинг? Как правило, за лидирующие позиции могут назначить повышенную стипендию, предоставить скидку на обучение или стажировку или осчастливить студента другими «плюшками».
Следить за состоянием дел можно в электронных журналах учащихся. Студент уже в начале семестра знает «стоимость» каждого вида учебных работ и итоговое максимальное число баллов. Это позволит ему «поднажать», если их не хватает.
Когда нет возможности учиться на бюджетной основе, это не означает, что дорога в вуз закрыта. В таких случаях выручит кредит на обучение от Совкомбанка — с выгодной процентной ставкой.
Обучение — одна из самых выгодных инвестиций в себя и свои знания. Если не хотите откладывать обучение, воспользуйтесь образовательным кредитом от Совкомбанка. Выгодные условия займа до 5 млн рублей помогут подобрать тариф для максимально комфортной учебы без большой нагрузки на бюджет.
Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы оценивания
Начнем с положительных моментов:
- Каждому воздастся по заслугам
Если студент исправно посещал лекции, выполнял задания и даже участвовал в студенческой жизни, он может не бояться экзамена — все равно нужное количество баллов уже почти набрано. Даже если он на экзамене и не ответит блестяще, та же условная четверка ему гарантирована.
- Заработать баллы можно на деятельности, в которой силен
Дополнительные задания можно выбрать по своему вкусу: к примеру, пройти тестирование или подготовить доклад для устного выступления.
- Предсказуемый результат
Учащийся заранее может оценить свое положение, посмотрев собственный рейтинг. А далее он уже решит, как ему поступить.
- Постоянная вовлеченность в студенческую жизнь
Этот критерий, пожалуй, выгоден больше преподавателям, чем самим студентам.
Пройдемся по недостаткам:
- БРС может не давать объективной оценки учащегося
Такая система оценки уровня знаний способна сыграть злую шутку с учащимися, которые имеют крепкие знания. Кто-то, к примеру, не может ходить на пары по личным причинам или не проявляет активности на занятиях, например из-за стеснительности или дефекта речи. В итоге такие учащиеся не могут набрать высший заслуженный балл.
- Зарождение нездоровой конкуренции
Дух соперничества, конечно, полезен, но не в случаях, когда студенты перестают приходить друг другу на выручку. Кто-то отказывается дать однокурснику лекции, если тот пропустил пару — лишь бы только ему не начислили хорошего балла за ведение конспекта.
- Недоработанная система начисления накопительных баллов
Если преподаватель ошибся в методике начисления баллов или не учел критерий надбавки за сложность задания, возникает перекос. И тогда обыкновенное «просиживание штанов» на паре оказывается равным успешно выполненному заданию. Или присутствие на семинаре, где студент лишь однажды вставил пару слов, оценивается дороже, чем трудоемкое задание.
Но вузы постоянно оттачивают методику начисления баллов, создавая справедливую балльно-рейтинговую систему. Поэтому можно не бояться этого самого зверя под названием БРС.