Виды наскального искусства
Петроглиф — это изображение, сделанное на камне путем выдалбливания, гравировки, процарапывания, высекания, шлифовки. Проще говоря, резьба по камню. Суть применяемой техники отражена в термине, состоящем из двух слов: первое на древнегреческом означает «камень», второе — «вырезать».
Такие наскальные гравюры были самым ранним видом искусства каменного века. Первым картинам 40 тысяч лет.
Петроглифы встречаются повсюду, где обитал доисторический человек, — в Южной Африке, Западной Европе, Скандинавии, Сибири, Азии, Австралии. Преимущественно они расположены открыто, у рек и озер.
Наскальные рисунки древних людей, например написанные охрой, чаще попадаются в пещерах. Что логично, ведь там первобытная живопись укрыта от дождя, снега, ветра. Рисованные образцы называют пиктограммами.
Комплексы каменных глыб (мегалитов), где смысл зашифрован в их расположении, — это петроформы. Известнейший памятник — Стоунхендж в Великобритании.
Каменные «холсты» — важные пазлы в картине развития цивилизации. Они пополняют наши знания о быте первобытных людей, их представлениях о природе и мироздании.
Где в России находятся петроглифы
На современной территории нашей страны человек обитал с древнейших времен. Хорошая новость для тех, кто решил познакомиться с наскальным творчеством, — это будет путешествие в живописные уголки планеты.
Не до всех локаций добраться просто. Возьмите в свой экскурс в прошлое Халву.
Собираетесь в путешествие? Не забудьте оформить карту «Мир». Платежная система «Мир» работает не только в России, но и в других странах. Оплачивайте покупки смартфоном через Mir Pay. Кешбэк и скидки по карте «Мир» суммируются с бонусами от Совкомбанка и дисконтными программами в магазинах. Оформите карту «Халва» с «Миром» и получайте максимум выгоды!
Карелия
Петроглифы Карелии в 2021 году были включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В Карелии найдено 4,5 тысячи изображений размерами от нескольких сантиметров до четырех метров.
Их делят на онежские петроглифы и беломорские. Первые рассредоточены вдоль восточного берега Онежского озера, а второй очаг наскальных рисунков расположен недалеко от места впадения в Белое море реки Выг.
В чем особенности карельской наскальной резьбы:
- она сделана по граниту и поэтому хорошо сохранилась — на очертания, вырезанные на более мягких породах, время влияет больше;
- создавалась всего 5–7 веков, а на некоторых других территориях коллекции петроглифов пополнялись в течение многих тысячелетий;
- отличается широтой и выразительностью сюжетов. Изображены люди, лебеди, олени, лоси, медведи, белухи, нерпы, солярные знаки (символы Луны и Солнца), фантастические существа. Иногда древние каменотесы объединяли их в композиции, например показывали охоту.
Археологи отмечают экспрессивность и проработанность карельских фигурок. В Залавруге, например, детально вырезан лыжник — с палками, следами от лыж, обозначением спусков и подъемов. Хорошо известна глыба с пляшущим человечком. Похоже, что это шаман. Говорят, прикоснешься к нему — и жди удачу.
Одно из самых впечатляющих собраний находится на мысе Бесов Нос на Онеге. Представьте: фигура Беса высотой в 2,5 метра с квадратной головой и прямоугольным телом, расколотым расщелиной. Рядом выбиты контуры зверя, похожего на выдру, и крупной рыбы. Ученые считают, что это древнее святилище.
Онежские артефакты в 1848 году обнаружил ученый Константин Гревингк. Беломорские открыл студент Александр Линевский, приехавший в 1926 году на этнографическую практику.
Здешняя резьба по камню лучше видна утром или на закате, когда солнечный свет падает под косым углом. Она отчетливее после дождя, если поверхность высохла, а в углублениях вода еще осталась.
Кемеровская область
Триста лет назад ученый Готлиб Мессершмидт, верный слуга царя Петра, отправился в дальнюю экспедицию. Поднимаясь по сибирской реке Томи, путешественники увидели «письмагору» — прибрежную скалу, испещренную вязью резьбы.
По общепринятой версии, в этом месте люди испокон веков поклонялись богам. Они просили везения в охоте на лосей — на скале насчитывается больше ста изображений красавцев с ветвистыми рогами. А еще шаманы в звериных шкурах, птицы, лодки, фантастические создания, знаки солнца. Сделаны они были в IV-III тысячелетиях до н. э., это старший петроглифический комплекс Северной Азии.
Сейчас здесь музей-заповедник «Томская писаница». Внимание: не путать с Томской областью. Памятник находится на Кузбассе, в 50 км от Кемерово.
Горный Алтай
Место паломничества тех, кто увлечен первобытным миром, — урочище Калбак-Таш, где сливаются реки Чуя и Катунь. Здесь больше трех тысяч гравюр. Археологи выяснили, что люди наносили их не только каменными, но и металлическими инструментами. Получается, изображения были сделаны с громадным разбросом по времени.
Точно установить возраст петроглифов очень трудно. Радиоуглеродное датирование к горным породам не применимо. Ученые ориентируются на эпоху камня и культурный слой близлежащих стоянок людей. Но связать наскальные рисунки и поселения удается не всегда. А между верхним палеолитом (40 тысяч лет назад) и неолитом (V-IV тысячелетия до н. э.) — громадная дистанция.
Исследователи рады подсказкам. На Алтае такой «наводкой» стало изображение мамонта на каменной плите. Мохнатых древних слонов могли нарисовать не позже чем 14 тысячелетий назад — до того, как они вымерли. Археологи смогли сузить границы датировки.
Кроме стандартных сюжетов из будней охотников на Алтае встречаются образы хвостатых мужчин с грибовидными головами, драконы, колесницы и руноподобные надписи.
Популярны туристические маршруты на гору Джаглыз-Тобе, в урочище Айдар-Кайя, долину Елангаш.
Хакасия
Низкогорный массив Оглахты — сердце Хакасского государственного заповедника. Он претендует попасть в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На это есть основания: древние могильники, многометровая каменная крепостная стена, наскальная резьба, датируемая V–I тысячелетиями до н. э. Петроглифов более 3,5 тысяч — вдоль Енисея, вдали от береговой линии, на крутых скалах, отдельных плитах.
Их целые россыпи у подножия величественной Оглахты — Козлиной горы, называемой также Сорок зубьев. Здесь лежит Шаман-камень, тесно усеянный изображениями кинжалов, личин, лошадей, спиралей, колец, кругов.
Наградой тем, кто одолеет лестницу из 965 ступеней, будут художественная галерея эпохи поздней бронзы и потрясающий вид на Красноярское водохранилище.
Боярская писаница на Енисее интересна изображениями домов — кочевых юрт, бревенчатых изб, погребальных сооружений, а также котлов, бочонков, других предметов для приготовления пищи.
С медицинской страховкой в путешествии чувствуешь себя спокойнее.
Исследуйте новые горизонты без забот с полисом от Совкомбанк Страхование! Программы страхования путешественников позволят оформить шенгенскую визу и обеспечат медицинскую и финансовую поддержку в экстренной ситуации. Заполните онлайн-анкету и получите полис на электронную почту в течение нескольких минут.
Якутия и Забайкалье
Два лося яростно бьются, а между ним стоит лосенок. Таков сюжет наскальной гравюры у села Тойон-Ары на реке Лене. По легенде, это схватка шаманки и духа оспы, обернувшихся животными.
Якутские изображения бизонов, лошадей, верблюдов, мамонтов большого размера и выполнены реалистично. Всего в Республике Саха более пяти тысяч образцов, самые ранние выполнены около 40 тысяч лет назад.
На гербе Якутии изображен всадник со знаменем. Этот копия петроглифа, найденного тоже на берегу Лены, но уже в границах Иркутской области — в Шишкинских писаницах.
На скальную гряду, протянувшуюся на три километра, резные картины наносили с эпохи неолита и до XIX века. Потому так широка историческая панорама — отображены этапы охоты и скотоводства, переселение народов, казаки-первопроходцы.
По преданию, писаницы охраняет Хара-Ажирай. Его голова в боевом шлеме изображена в центральной части памятника. Чело покрыто морщинами, пышные усы, борода — грозен лик. Каждый, проходящий мимо, трепеща, должен задобрить хозяина великой сибирской реки.
Зачем первобытные люди их делали
Художественное творчество в каменном веке требовало изрядных усилий. Подумайте: мир суров к человеку, он с трудом добывает пропитание, страдает от холода, диких животных, природных катаклизмов.
Добыв зверя, он не отдыхает у огня, а долгими часами выдалбливает картины. Сначала делает контур, потом выемку, прошлифовывает. Технология тонкая, зато дает поиграть с оттенками камня.
Для чего столько трудов? Ученые предполагают, что так доисторические резчики:
- решали вопросы обрядов — скопления петроглифов характерны для святилищ, мест проведения ритуалов;
- фиксировали информацию, например пути миграции промысловых животных, удачные места для охоты, рыбной ловли, может быть, важные события в жизни племени;
- выплескивали эмоции.
Безусловно, что петроглиф — это такой текст в картинках. Зашифрованные послания, попытки культур, не имеющих письменности, выразить себя, свою историю, мифологию. Поздние примеры, с сюжетом, прочесть легче. А самые древние — сплошь символика. Какой смысл древние вкладывали в них, до сих пор загадка.