Баннер
Путешествия

Необычные места Петербурга: здание завода как архитектурный шедевр

Ирина Райдугина
/ 13 марта 2023 08:00
524
15 мин.
Текст изменился / 9 сентября 2023

С самого основания Петербурга его архитектурный облик складывался не только из дворцов, особняков и храмов, но и промышленных построек. В статье — подборка интересных заводских зданий и историй их владельцев.

промышленная архитектура Петербурга
Прекрасный образец возрождения зданий завода — Севкабель Порт

Самое знаменитое промышленное предприятие Петербурга — Адмиралтейские верфи. Его основали практически одновременно с городом. Еще не было роскошных дворцов и парков, когда на берегах Невы уже звучали удары топоров. Шло строительство кораблей будущего российского флота.

С тех пор в городе появились и исчезли сотни предприятий. Исторические здания заводов и фабрик в большинстве своем представляют историко-архитектурную ценность. Предлагаю познакомиться с историями нескольких из них.

Факт дня
Ребро монет называется гурт. Рифленный гурт был придуман, чтобы защитить драгоценные монеты от стачивания и подделок.

Электромеханический завод «Н. К. Гейслер и Ко»

Это история о том, как маленькая мастерская в квартире механика выросла в один из крупнейших заводов Петербурга. Ее основатель Николай Карлович Гейслер — Стив Джобс начала XX столетия. Его фирма входила в тройку лидеров по производству телефонов. Конкуренцию составляли такие гиганты отрасли, как «Сименс» и «Эриксон».

С 1874 года Гейслер с парой помощников занимался ремонтом телеграфных и телефонных устройств, а потом начал производить их самостоятельно. А кроме того — пожарные сигнализации, коммутаторы и, что самое важное, приборы управления артиллерийским огнем. Именно это обеспечило предприятие военными заказами на многие годы вперед.

Позднее, в годы Великой отечественной войны, завод занимался производством оружия, ремонтом электроприборов, телефонной техники и обеспечивал связью Ленинградский фронт.

Здание завода не раз менялось из-за пожаров и расширения производства — окончательная версия сложилась в 1911 году. Оно построено в стиле модерн по проекту архитектора Рейнгольда Кригера. Впечатляют огромные окна, похожие на витрины магазина, а также сочетание кирпича и гранита в отделке.

Строение лучше рассматривать с расстояния — чтобы увидеть надстройку в глубине крыши. Ажурные каменные арки, прорезанные окнами, создают иллюзию короны.

Сегодня здание принадлежит заводу имени Кулакова и также производит электронные приборы.

Адрес: ул. Яблочкова, д.14 (ст. метро «Спортивная»).

Если вы опытный изобретатель, пекарь или просто мечтаете воплотить в реальность мечту о собственном бизнесе, возьмите кредит в Совкомбанке. Удобный калькулятор поможет рассчитать предварительную сумму ежемесячного платежа.

Совкомбанк поддерживает инициативы и начинания и предлагает кредит самозанятым сроком до пяти лет. Вы можете оформить кредит до 5 млн рублей на любые цели, предоставив минимальный пакет документов. Удобный калькулятор поможет рассчитать финансовую нагрузку и покажет, сколько нужно платить каждый месяц. Оформите заявку прямо сейчас, чтобы получить быстрое одобрение.

Малярная мастерская вагоностроительного завода

В начале XIX века территория Московской заставы была пыльной окраиной. Все изменилось, когда местность облюбовали промышленники.

Среди первых предприятий — небольшая фабрика по производству экипажей. Вслед за ней возник завод по производству ящиков для патронов. Впоследствии две фирмы были объединены и начали выпускать железнодорожные вагоны и паровозы.

Крупные заводские постройки возвели во второй половине XIX века в присущем промышленной архитектуре краснокирпичном стиле. Особенно среди зданий выделяется малярная мастерская — одна из немногих уцелевших построек.

Ее облик больше напоминает небольшой дворец или даже средневековый замок, а крышу венчает корона. Все из-за необычной формы навеса — световых фонарей треугольной формы. По углам стены соединяют невысокие башни.

Несмотря на нарядный вид, назначение постройки исключительно утилитарное — здесь красили вагоны. Сегодня здание пустует. Есть информация, что, его собираются отреставрировать и сделать тут современное общественно-культурное пространство.

К сожалению, большую часть построек некогда крупнейшего вагоностроительного завода города снесли. На ее месте построили жилые дома.

Адрес: Московский пр., д. 115 (ст. метро «Московские ворота»).

Силовая подстанция фабрики «Красное знамя»

«Красное знамя» — фабрика чулочно-носочных изделий, которая до революции принадлежала немецкому бизнесмену по фамилии Керстен. На крупнейшем текстильном предприятии страны с охватом рынка в 40% трудилась половина рабочих всей отрасли. Здесь шили не только чулки и носки, но и рубашки, платья, пиджаки, юбки.

После национализации фабрика перешла в собственность государства, которое ставило целью превратить ее в образцовое социалистическое предприятие. Потребовалось модернизировать производство и перестроить цеха. Проект поручили Эриху Мендельсону — модному архитектору из Германии.

По ряду причин план переустройства фабричного комплекса был реализован лишь отчасти. Единственное, что осталось от проекта автора — здание силовой подстанции. По замыслу архитектора оно напоминает носовую часть гигантского лайнера, который тащит за собой остальные постройки. Увы, проект сильно упростили при строительстве.

необычные места Петербурга
Дом-корабль образца XX века

И тем не менее это важнейшее здание с точки зрения историко-архитектурной ценности. Многие ленинградские архитекторы вдохновлялись постройкой Мендельсона — конструктивистской с элементами экспрессионизма.

Сегодня фабрика не работает. Здание принадлежит частному предпринимателю, который позаботился о его сохранности — подстанцию отреставрировали, но пока она пустует.

Адрес: ул. Пионерская, д. 57 (ст. метро «Чкаловская»).

Завод К. Б. Зигеля

Завод в центре города? Что? Да! Правда, в XIX веке здесь были только пустыри да огороды, а сегодня — знаменитое здание с медведями на входе.

Как и большинство небольших городских скульптур, мишки служат «исполнителями желаний». Чтобы достичь желаемого, нужно загадать желание и потереть носы медведям.

Традиция «натирания памятников» распространена по всему в миру. О том, какую часть тела нужно пощупать у знаменитого быка на Уолл-Стрит в Нью-Йорке, я промолчу. Скажу только, что разбогатеть это точно не помогает — проверено на себе.

Стопроцентно работающий способ получить стабильную прибыль и пассивный доход — открыть вклад в Совкомбанке.

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями — вы сможете подобрать подходящий вариант. Высокая ставка до 21% убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Вернемся в Петербург. «Зигель» в названии завода — фамилия инженера-основателя. Выходец из Саксонии Курт Зигель был крупнейшим бизнесменом своего времени. Начинал с малого — основал небольшую мастерскую и производил оснащение для канализации, отопления, водопровода, освещения.

Здесь изготавливали сантехнические приборы: раковины, краны, ванны, канализационные люки из чугуна. Люки с логотипом Зигеля внимательные туристы и горожане до сих пор замечают на улицах города.

Производство расширялось, и мастерская стала заводом, который соперничал с самим «Сименсом». Компания Зигеля занималась электрификацией улиц и домов, а также прокладкой телефонных проводов. В Петербурге специалисты и рабочие принимали участие в создании системы городской канализации.

После войны завод перепрофилировали в часовой. Электрические часы устанавливали на московских высотках и на станциях метрополитена по всей России — помните секундомер, который отсчитывает время до прибытия следующего поезда?

Сегодня завод называется «Хронотрон» и по-прежнему занимается разработкой систем учета времени.

Здание завода — классический образец архитектуры в кирпичном стиле авторства Иеронима Китнера. Для строительства использовали кирпич лучшего качества. Необычная укладка кирпича выделяет промышленное здание среди других подобных.

Фасады украшают декоративные вставки сграффито. В этой технике узор буквально процарапывают по разноцветной штукатурке. Рассмотрите рисунки. Среди лиственного орнамента можно отыскать изображения инструментов: щипцов, циркулей, молотков.

Адрес: ул. Достоевского, д. 44 (ст. метро «Владимирская», «Достоевская»). .

Центральная электрическая станция городского трамвая

Какие ассоциации у вас вызывает слово «электростанция»? Мой вариант — массивное здание из стекла и бетона с грязными трубами, из которых валит густой пар. Да, но только не в Петербурге. 

Ладно, может, я приукрасила, но только слегка. Речь не об обычной электростанции, которая питает города, а о трамвайной. Ее задача — пускать ток по проводам для трамвая.

Вплоть до 1917 года в Петербурге использовали конки. Но знакомый нам трамвай на электрической тяге появился в городе еще в начале XX века.

Чтобы наладить трамвайное движение, в 1907 году построили центральную электрическую станцию и пять подстанций. Строительством руководил архитектор Алексей Иванович Зазерский.

Здание электростанции построено в стиле модерн. Главное архитектурное украшение — угловая башня с круглыми окнами, которая придает постройке романтичный и загадочный облик. Также привлекает внимание нестандартная форма окон — они похожи на стрельчатые в готическом стиле, но с обрезанной верхней частью. Традиционный материал для фабричных построек эпохи — красный кирпич.

Сегодня электростанция по-прежнему функционирует и питает теплом и энергией отдельные участки городской инфраструктуры.

Адрес: ул. Атаманская, д. 3 (ст. метро «Площадь Александра Невского»).

Бумагопрядильная фабрика

Улицу Красного Текстильщика жители города знают по Единому центру документов. Сюда приезжают для оформления загранпаспортов, налоговых, юридических и миграционных документов, получения справок и консультаций.

необычные достопримечательности Петербурга
Бывшая фабрика стала современным офисным зданием

Название улицы возникло не случайно. Комплекс краснокирпичных зданий, построенный в середине XIX века, изначально предназначался для прядильной мануфактуры, а затем ниточной. В советские годы их объединили в одно производство.

Основал фабрику барон Людвиг Штиглиц, известный меценат, промышленник и придворный банкир. Здесь производили пряжу и нитки для внутреннего рынка, а также на экспорт. Продукцию охотно покупали Англия и Китай. После революции мануфактуру национализировали и назвали в честь партийного функционера Кирова.

После пожара здания перестраивались. Сегодня перед нами результат реставрации. К сожалению, когда часть фабричных построек переделывали под офисные нужды, снесли паровые трубы, которые представляли собой архитектурную ценность. Бывшие хозяева мануфактуры ласково называли дымоходы женскими именами — Вера, Надежда и Любовь.

В годы войны на этой фабрике производили маскировочную сетку, чтобы  укрывать от взора фашистских летчиков важнейшие здания города. Так, для золоченого шпиля Адмиралтейства был сшит огромный чехол, который закрепили ленинградские альпинисты.

Сегодня предприятие продолжает работать, правда, занимает меньшую территорию. Здесь по-прежнему производят нитки, из которых шьют форму для спецслужб России.

Адрес: Синопская набережная, д. 78, ул. Красного Текстильщика, 10–12 (ст. метро «Чернышевская», «Площадь Восстания»).

Солодовня пивзавода «Красная Бавария»

Главный производитель пива в Петербурге — завод «Бавария» — старейшее пивное предприятие города. Он был основан в XIX веке и стал продолжением традиций времен Петра Великого.

Все началось в конце XVIII века — с небольшого трактира. В то время на Петровском острове строились первые дачи знатных вельмож, которые облюбовали это место за близость к воде и обилие зелени вокруг. Чтобы дачники не скучали, на острове открыли трактир, а рядом с ним устроили солодовню, где и варили хмельной напиток.

Спустя полвека здесь же расположился пивзавод «Бавария» — немецко-российское предприятие. Поблизости раскинулся развлекательный сад с павильонами для дегустации, беседками, площадками для оркестра и даже небольшим театром. Продукцию завода поставляли во многие питейные заведения Петербурга, она занимала первые места на конкурсах.

В советские годы предприятие продолжало работать, но без выдающихся успехов. Сегодня о судьбе завода мало что известно. Большую часть зданий снесли, на их месте жилые дома. От фабричного комплекса уцелело только здание солодовни, которое выглядит словно пришелец из прошлого среди современных построек.

Тем не менее это памятник архитектуры, который находится под охраной государства. Удивительно, как оно не погибло вместе с производственными цехами. От солодовни пытались избавиться другими методами: намеренно довести до аварийного состояния, ослабив несущие стены здания, и даже взорвать. К счастью, коварные планы злоумышленников сорвались. Но, к сожалению, здание по-прежнему в плачевном аварийном состоянии. Спешите видеть, пока она еще держится.

Адрес: Петровская коса, д. 9 (ст. метро «Крестовский остров»).

Петроградский механический хлебопекарный завод

Помните, в пандемию многие бросились в магазины за гречкой? Похожая ситуация случилась в Петрограде в 1917 году, когда поползли слухи о перебоях с поставками хлеба. Народ с вечера занимал очередь в булочные.

Проблемы с обеспечением столицы хлебом начали решать еще в 1915 году. Население города стремительно росло, а частные хлебопекарни не справлялись со спросом. Тогда в правительстве приняли решение построить механизированный хлебозавод.

Строительство затянулось на три года — сначала из-за Первой мировой, а потом — Октябрьского переворота. Производство запустили только в 1918 году. Дорогостоящее оборудование — печи, формы, машины для просеивания муки и вымешивания теста — купили за границей.

Место для завода выбрали неслучайно. Рядом Николаевская железная дорога (ныне Октябрьская). Легко было проложить трамвайные рельсы в сторону Московского проспекта, при необходимости наладить удобное транспортное сообщение с важной городской магистралью.

Кроме производственных цехов, построили амбары для сырья и топлива, хлебохранилища для готовых изделий, дворницкую и здание администрации.

Действующий завод было дорого содержать и обслуживать. Денег городу не хватало, поэтому вскоре хлеб здесь печь перестали. Вместо этого на фабрике ремонтировали хлебопекарное оборудование.

Сегодня в отреставрированном здании расположился бизнес-центр, а помещения сдаются в аренду. Как и вся фабричная архитектура начала XX века, завод построен в характерном кирпичном стиле. Но, как отмечают историки, «с нотками готики». Кто-то сравнивает здание с храмом, а кто-то — с английской усадьбой.

Адрес: ул. Малая Митрофаньевская, д. 4 (ст. метро «Московские ворота»).

Конечно, это далеко не весь список интересных промышленных построек. Сколько еще фабричных зданий нуждаются в реставрации, а сколько уже безвозвратно утеряны.

Мода последних лет на стиль лофт вернула многие заброшенные заводы к жизни. Прекрасный тому пример — Севкабель на берегу Финского залива: помещения расчистили, привели в порядок и открыли сотни креативных пространств под любые цели.

Или Новая Голландия — крошечный островок, где в петровскую эпоху хранили корабельный лес — шикарный образец превращения ветхого памятника промышленной архитектуры в одно из любимейших мест жителей и гостей города.

Для тех, кто отдыхает с умом

Сэкономить в поездке и отдохнуть по высшему разряду? Легко! Подпишись на рассылку и получай еженедельную подборку лучших статей о путешествиях.

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
524

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер