Рекламный баннер
Семья

Кто такие юннаты и чем они занимаются

Людмила Кондрашова
от Людмила Кондрашова / 11 августа 14:40
0
487
9 мин.

Юннат — это юный исследователь природы. Сегодня многие из этих ребят еще и экологи, они охраняют живой мир. Рассказываем, как изменилось юннатское движение за сто лет, что юные натуралисты делают на станциях, где найти такой кружок и зачем туда детям.

Ну-ка посмотрим, кто это там такой. Источник: Shutterstock

Принципы движения юных натуралистов

Дети любопытны, и живой мир — один из главных их интересов. Они просят родителей взять в дом щенка или котенка, разглядывают жучков и диковинные ростки.

Когда ребенок не просто наблюдает, но и фиксирует их в заметках, рисунках, анализирует, — значит, он пополнил круг натуралистов. Ответы на многие вопросы бытия он теперь будет искать у природы — в мире животных, растений, воды, воздуха.

В нашей стране юные натуралисты появились на заре советской власти. В 1918 году в московском парке «Сокольники» для детей рабочих открыли станцию юных любителей природы. Ею руководили врач Иван Русаков и биолог Борис Всесвятский. Они учили ребят наблюдать за птицами, животными, пчелами, определять их виды, собирать гербарии, работать на земле.

Иван Русаков считал: «Сближение с природой откроет перед людьми новый чудесный мир и увеличит сумму радости в их жизни. Наша обязанность — вдохнуть живую душу в будущие поколения».

По примеру Москвы кружки юннатов заработали и в других городах. Наставники не просто «давали знания» по биологии, а учили детей понимать живую природу. У Петра Смолина, который вел юннатский кружок при Московском зоопарке, была установка: «Книжных знаний поменьше, природы побольше».

Движение ширилось. Начал выходить журнал «Юный натуралист». Кружки действовали почти при каждой школе.

За столетие произошло много изменений в структуре движения — менялись названия объединений, юннаты переходили в подчинение разным организациям. С 1990-х годов они вошли в систему дополнительного образования детей, регулируемую Федеральным законом «Об образовании в РФ» и приказом Минпросвещения №629 о порядке реализации таких программ. Первую биостанцию в Москве преобразовали в Федеральный эколого-биологический центр — головную организацию юннатских станций по всей стране. Он стал инновационной образовательной площадкой.

Но суть осталась прежней: интерес к природе, практическое участие, бережное отношение ко всему живому. Именно это объединяет юннатов всех поколений.

Павел Глазков
Павел Глазков
Кандидат биологических наук, автор блога «Каждой твари по паре», ведущий передачи «Дикие выходные с Павлом Глазковым» на телеканале «Санкт-Петербург»

Я убежден, что мы можем защитить природу только одним способом — через ее познание. Знания, которые получают юннаты, подпитывают, усиливают любовь к природе. А тому, что любишь, не навредишь.

Есть еще важная вещь — я вижу четкую связь между любовью к родной природе и патриотизмом. Ребенок проникается теплотой к местам, где вырос, и постепенно это чувство пробуждает в нем гордость за Россию.

Чем заняты юннаты: от пришкольного огорода до экспедиций

Станции юных натуралистов с самого начала были не просто кружками по интересам. Ребята работали в садах, выращивали овощи и фрукты, разводили животных — вносили реальный вклад в жизнь города.

При некоторых станциях создавали опытные хозяйства — с теплицами, аптекарскими огородами, вольерами. Кое-где они сохранились, например в столице — на юннатской станции у метро «Динамо». Сейчас это подразделение Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма

База петербургского эколого-биологического центра «Петербургская усадьба» занимает 4,3 га — плодовый сад, дендропарк, цветник, оранжереи, зооуголок. Много лет назад юннатам Владимира город передал «Патриарший сад» — старинный ландшафтный парк.

Опытные хозяйства дают детям бесценный опыт: не только сидеть за учебниками, но опробовать знания на практике. 

Ещё по этой теме

Чем занять ребенка на даче: открываем мир приключений без гаджетов

Читать статью

Объединения юннатов работают по нескольким направлениям:

  • ботаника и растениеводство, флористика;
  • зоология, гидробиология, энтомология, животноводство;
  • экология.

Сегодня на первом месте исследовательская работа, участие в экологических проектах. Многие станции отлично оснащены: в лабораториях ребята проводят опыты и делают первые шаги в науку. Проводятся учебные конференции, семинары.

Школьники с удовольствием отправляются на экскурсии и в экспедиции — в лес, на болота, к озерам. Там они ведут полевые дневники. Источник: Shutterstock
Эльза Габбасова
Эльза Габбасова
Педагог Республиканского детского эколого-биологического центра (Уфа)

Несколько лет уфимские орнитологи собирали материал для Атласа птиц Уфы. Обследовать территорию города, зафиксировать встречающиеся виды пернатых — огромная работа.

В числе волонтеров были 18 юннатов нашего Центра. Они вели наблюдения, делали зарисовки, грамотно выполняли поручения координаторов.

Александра, редактор Совкомблога из Санкт-Петербурга — мама девочки, заинтересованной изучением природой:

Дочку Дуню мы с самого начала учили разбираться в былинках и травинках: отличать зеленушку от синицы, а мятлик от овса. Нам казалось важным, чтобы мир состоял не просто из «птичек» и «цветочков», а из конкретных насельников с именами.

Лет в пять Дуне понадобились питомцы — и, прежде всего, змея. Я подумала, что змея пока — это слишком, и определила ее в дошкольную группу юннатского кружка от Аничкового дворца. Там был небольшой зоопарк с дикими и домашними животными, несколько аквариумов и увлеченные педагоги.

Но ездить было далеко и сложно, так что через год она перешла к юннатам по соседству — в ДДТ «Преображенский». Там два года занималась по программе «Чудесный мир». Занятия были трижды в неделю по полтора часа. Мы ходили два раза, чаще не успевали.

Там здорово: все увлеченные, глаза горят. К примеру, приходит малыш и говорит педагогу, что у него есть куколки бабочек из Таиланда, и все бурно обсуждают, как с ними быть и что делать, чтобы они быстрее проклюнулись.

Перед уроком дети чистили клетки, кормили живность, а потом шли заниматься.

Основной выбор программ начинается с восьми лет, для дошколят — только вводные курсы. Дунина программа повторялась, поэтому она на время ушла, но с осени хочет пойти снова — как раз доросла до «Введения в собаковедение».

О научном подходе к изучению живого мира говорить пока рано. Зато ребенок освоил лексикон, знает, что такое биотопы, круговорот веществ в природе, ареалы обитания, понимает, почему важно сохранять исчезающие виды, да и вообще может на прогулке блеснуть знанием, как кричит выпь (спойлер: очень громко и страшно).

Вот что к маминым словам добавила девятилетняя юннатка Дуня:

«Мы изучали животных и наблюдали за ними. Мне очень нравилось, что после уроков можно взять в руки кроликов, хомяков, змею агаму, хамелеона. Там много животных — сурикаты, шиншиллы, морские свинки, попугаи, ворон, ястреб, аксолотли.

Я хочу исследовать собак и змей, если выйдет — пауков.

Юннаты помогают природе, конечно! Иногда мы устраивали дни сбора мусора на переработку. Можно было, если захочешь, посадить во дворе дерево и выращивать его».

Чтобы изучать окружающий мир не только в кружке, но и самостоятельно, понадобятся оборудование, пособия: лупа, микроскоп, сачки, полевые определители птиц, растений, животных. Купите их с Халвой — за покупки начислят кешбэк до 10%. А если денег не хватит, сможете на месте оформить рассрочку.

Халва выручит в любой ситуации! Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Заявка на оформление карты

Что дает юннатство: из живого уголка — в профессию

Почему стоит взять ребенка за руку и отвести в группу юных натуралистов?

Хотя бы потому, что это способ оторвать его от гаджетов. Пусть попробует сажать морковку не на виртуальной ферме, а вывести новый сорт в настоящей теплице. Узнает, сколько корма нужно кролику, послушает птиц на рассвете. Его чувственное и эмоциональное восприятие мира станет шире.

Участие в юннатских проектах:

  • продвигает в естественных науках — биологии, химии, медицине;
  • дает практические навыки — от присмотра за животными до экобезопасности;
  • приобщает к научно-исследовательской работе;
  • развивает наблюдательность и терпение;
  • учит работать в команде;
  • помогает обрести друзей и единомышленников.

Юннатство — реальная профориентация, возможность найти себя в жизни.

Если рядом с юным натуралистом будет увлеченный своим делом человек — а среди биологов таких немало, — искорка любви к природе не угаснет.

Вдумайтесь: всего из трех московских кружков — при зоопарке, Дарвиновском музее и Всероссийском обществе охраны природы — вышли 12 академиков и членов-корреспондентов, 87 профессоров, 162 доктора наук.

Старшеклассники участвуют в олимпиадах по биологии и химии, представляют на российском уровне свои проекты и получают льготы при поступлении в вуз.

Юннатские годы всегда вспоминают тепло.

Павел Глазков
Павел Глазков
Кандидат биологических наук, автор блога «Каждой твари по паре», ведущий передачи «Дикие выходные с Павлом Глазковым» на телеканале «Санкт-Петербург»

Изучение природы очень важно для гармоничного развития ребенка. Юннатские кружки советую всем родителям наравне с музыкальными и художественными школами.

Они помогут и с выбором специальности. Многие мои сокурсники по Санкт-Петербургскому государственному университету в детстве были юннатами. Биология и сопредельные сферы сейчас очень перспективны. Например, экология, анималистика, молекулярные дисциплины. Многие ребята получают дополнительную к школьному курсу подготовку и идут в медицину.

Где искать кружки юных натуралистов

Объединения юных натуралистов есть во всех регионах. Они работают в системе дополнительного детского образования, которую координирует Минпрос. Некоторые — под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Ещё по этой теме

Бесплатные кружки и секции для детей в Москве и области: как найти и записаться

Читать статью

Как найти такой кружок:

  • спросите в доме детского творчества, детском технопарке, подростковом клубе;
  • воспользуйтесь платформой «Навигатор дополнительного образования» (для каждого региона свой сайт);
  • сходите в городской зоопарк, зоосад, ботанический сад — там часто ведут работу с детьми;
  • поговорите со школьным учителем биологии;
  • поищите группы экологов в соцсетях.

Как правило, занятия бесплатные, проходят один – три раза в неделю. Стартуют с началом учебного года.

Начинать советуют в шести-семи лет. В младших группах акцент на наблюдения и познание в форме игры. У старших выбор программ шире, добавляется проектная деятельность.

Если ребенок тянется к природе, возможно, он юннат в душе. Поддержите его. Даже если не станет биологом, любовь к природе будет опорой и вдохновением.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
487
Людмила Кондрашова
Людмила Кондрашова

Бывает недостаточно не денег, а знаний, как их с толком вложить, потратить, где сэкономить. Делюсь опытом – своим и экспертов.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно