«Голландская болезнь» – такой экономический диагноз часто свидетельствует о том, что государство прочно подсело на «нефтяную иглу». Теоретически «игла» может быть любой, не только углеводородной. Но на практике чаще всего экономики «захворавших» стран полностью ориентируются на экспорт именно «черного золота» или «голубого топлива».
История этого недуга берет свои корни в Нидерландах (напомним, Голландия – это лишь наиболее известный регион государства). В середине прошлого века открытие Гронингенского месторождения углеводородов вызвало в стране настоящий «нефтяной бум». Масла в огонь подлили государства Аравийского полуострова, которые в начале 70-х годов в отместку Западу за поддержку Тель-Авива в арабо-израильских войнах резко (в разы) повысили цены на углеводороды.
Высочайшая рентабельность экспорта нефти и газа привела к тому, что все остальные отрасли нидерландской экономики оказались в роли второстепенных. Кроме того, тотальная ориентированность на экспорт привела к сильному и неконтролируемому укреплению гульдена – национальной валюты Нидерландов. А чем сильнее курс, тем ниже конкурентоспособность производимой продукции за рубежом. В стране начали массово закрываться промышленные предприятия, резко выросла безработица.
Однако в начале 80-х годов ХХ века нефтяные цены пошли на спад, и в «стране тюльпанов» разразился жесткий экономический кризис. Его усугубила деградация всех остальных отраслей промышленности кроме добывающей.
Таким образом, ситуативное везение в одной-единственной сфере при отсутствии должного государственного регулирования вылилось в крах всей экономической системы.
Кстати, нечто подобное в то же время пережила и экономика СССР, что стало одной из причин развала великой державы.
Учитывая этот поучительный исторический урок, экономисты и финансисты государств, ориентированных на экспорт, разработали бюджетное правило.
Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки» и получите шанс вернуть проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика.
Регулирование нефтегазовых доходов бюджета
Бюджет – один из основополагающих элементов государства, его «казна». За счет него исполнительная власть в нашей стране финансирует федеральные и региональные программы здравоохранения и образования, обеспечивает оборону границ и соблюдение законности и правопорядка, отстаивает интересы России на международной арене.
Российский бюджет формируется из различных статей доходов, в первую очередь за счет налогов – на добавленную стоимость (НДС), на прибыль компаний и на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом наибольший вклад – почти 40% (в 2020 году) – приносят доходы от экспорта нефти и газа.
С начала 2020 года цены на углеводороды на мировом рынке колебались от исторических минимумов до трехлетних максимумов. Взрывное распространение пандемии коронавируса и угроза торможения мировой экономики привели к тому, что в апреле прошлого года возникла беспрецедентная ситуация – цена на американскую нефть марки WTI на некоторых биржах упала в отрицательные значения. То есть владельцам «черного золота» приходилось доплачивать покупателям за то, чтобы они забрали избытки сырья из переполненных хранилищ.
К счастью, российских добытчиков такая проблема не коснулась, и тем не менее в прошлом году они пережили весьма серьезное падение доходов. Соответственно, резко уменьшились и уплаченные ими в государственный бюджет налоги. И если бы не обновленное в 2018 году бюджетное правило, нагрузка на «казну» оказалась бы куда существеннее.
Суть алгоритма заключается в том, что ежегодно Минфин России во взаимодействии с Минэкономразвития и под четким контролем Госдумы на законодательном уровне определяет, так называемую отсечную цену нефти.
Отсечная цена нефти – пороговое значение экспортной цены «черного золота», при поднятии выше которого все дополнительные доходы от его реализации уходят не на пополнение расходной части бюджета, а в специальные фонды. Например, в стабилизационный или в Фонд будущих поколений.
К слову, доходы от реализации газа и ряда других сырьевых продуктов также подчиняются этому правилу.
Другими словами, составители бюджета заранее определяют для себя максимальную планку государственных расходов на следующий год, даже если текущие цены на углеводороды позволяют поднять ее гораздо выше. А все, что удастся накопить сверху, положат в «кубышку» – Резервный фонд (по другому ФНБ или Фонд национального благосостояния) – на непредвиденные расходы.
Определяется эта планка по итогам детального анализа мировых рыночных тенденций и прогнозов их изменений.
Кроме того, бюджетное правило регулирует ряд других показателей расходов – например, по обслуживанию госдолга страны.
Хотите получить максимум выгодных предложений, имея всего одну карту? Кешбэк до 10%, доход на остаток средств, заемный лимит до 300 тысяч рублей для покупок в рассрочку до 18 месяцев без переплаты и многое другое можно получить с картой «Халва». Заполните форму и получите карту с доставкой или заберите ее в удобном для вас отделении банка.
История бюджетного правила в России
В нашей стране бюджетное правило было впервые вступило в силу в 2004 году, после очередной долгосрочной «просадки» нефтяных цен. С тех пор цена отсечения росла вслед за ростом спроса на углеводороды и за 9 лет поднялась с 20$ до 91$ за баррель нефти марки Urals.
2015 год запомнится нам, как “тяжелый” в связи с обвалом курса рубля к доллару. Прогнозируя дальнейшее ухудшение экономической обстановки, российское правительство приняло решение отменить ограничение государственных расходов.
Но уже в 2018 году эксперты отметили, что экономика начала стабилизироваться. В итоге по просьбе Минфина Госдума восстановила действие бюджетного правила.
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с подпиской «Халва.Десятка». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Бюджетное правило по отношению к курсу рубля
Если в отношении нефтегазовых доходов бюджетное правило образца 2018 года не сильно отличается от предыдущих редакций, то в регулировании курса рубля произошли серьезные изменения.
До 2015 года был жестко закреплен валютный коридор. Другими словами, Центробанк России корректировал курс рубля к доллару строго в установленных границах. При этом нефтяные доходы сверх цены отсечения он переводил в доллары по собственному курсу (ЦБ РФ).
С началом кризиса это условие потеряло актуальность. Центробанк отпустил рубль в «свободное плавание», амплитуда колебаний его курса заметно увеличилась. При этом, когда цена доллара опускалась ниже отметки в 60 рублей, конкурентоспособность добытчиков российской нефти и газа резко снижалась.
Интересная информация: для компаний-экспортеров, равно как и для государств с экспортоориентированной экономикой, выгоден низкий курс национальной валюты по отношению к доллару.
Доходы экспортеров падали, а значит уменьшались и отчисления в российский бюджет.
После того, как в 2018 году бюджетное правило было восстановлено, в отношении рубля оно получило новое толкование. Теперь обмен в доллары национальной валюты, направляемой в Резервный фонд, производится не внутри Центробанка, а по свободному курсу на мировом валютном рынке.
Проблема бюджетного правила
С началом коронавирусного кризиса ярко проявился главный недостаток существующего бюджетного правила – в нем не заложена достаточная гибкость, чтобы оперативно реагировать на резкое изменение экономической обстановки в стране.
Эпидемия дважды ударила по нашему бюджету. С одной стороны, обрушились доходы сразу в нескольких отраслях экономики, потребовалось ввести налоговые льготы для многих предприятий бизнеса, а значит поступления денег в “казну” упали. С другой – потребовались значительные непредвиденные расходы на поддержание системы здравоохранения в рабочем состоянии.
Сделать бюджетное правило более гибким могли бы, например, освобождающие оговорки. Это своего рода триггеры, запускающие другой, более подходящий для разрешения проблемной ситуации алгоритм формирования государственного бюджета.
Сегодня многие «светлые умы» финансового пула страны бьются над решением этой проблемы. Так что не за горами новая редакция российского бюджетного правила.