Эти непривычные термины, как и явления, которые они обозначают, появились давно; в 1970-е они становятся популярными в связи с нефтяным кризисом в США. Маркетологи подумали, что рост цен отпугнет покупателя, а вот незаметное сразу уменьшение веса или количества товара в визуально идентичной упаковке – нет. Покупатели, конечно, замечали уловку, возмущались, а потом привыкли.
Что это такое
Шринкфляция – практика уменьшения размера или количества продукта, в то время как цена остается прежней или немного увеличивается. В некоторых случаях термин может указывать на снижение качества продукта или его ингредиентов при неизменной стоимости.
Даунсайзинг, в свою очередь, это уменьшение размера упаковки, то есть практика, при которой содержимое уменьшается без изменения дизайна или цены. Продуктовый рынок характеризуется «гиперконкуренцией», и маркетологи часто практикуют уменьшение упаковки, чтобы сделать увеличение ценника незаметным. Продавцы утверждают, что указания веса на коробке или пакете достаточно для того, чтобы покупатели могли сделать логичный и осознанный выбор, а исследования показывают, что потребители не всегда читают надписи на упаковках, а полагаются на визуальное впечатление от продукта.
Изобретение даунсайзинга как термина приписывают британскому экономисту Пиппе Мальмгрен в 2009 году. О даунсайзинге говорят чаще при анализе маркетинговых трендов в индустрии продуктов питания и напитков.
Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки» и получите шанс вернуть проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика, а деньги мы зачислим на карту и доставим курьером.
Cui prodest или кому это выгодно
Как в хорошем детективе, в деле об уменьшающихся упаковках главный вопрос – кому это выгодно. Даунсайзингом выгодно заниматься производителям. Уменьшение веса, объема или количества продуктов при сохранении той же розничной цены увеличивает маржу прибыли производителя. В то же время средний потребитель не заметит небольшого сокращения объема. Таким образом, продажи не пострадают.
Пищевая промышленность и производство напитков – высококонкурентные отрасли, потребители могут выбрать из множества аналогов. Поэтому производители обращаются к даунсайзингу, что позволяет им сохранить благосклонность клиентов и сохранить прибыль.
Так, компания Coca-Cola в 2014 году уменьшила размер своей большой бутылки с 2 литров до 1,75 литра. Когда клиенты это заметили, ушли немногие, слишком велика лояльность к бренду. Но и те, кто захотел попить другой колы, тоже легко нашли более дешевый заменитель.
Продовольственные гиганты, столкнувшись с резким ростом расходов на сырьевые товары, например, сахар, масло и муку, а также с растущими ценами на электроэнергию, сокращают размеры упаковок. Для них это не выгодно, а необходимо – они идут на хитрость, чтобы сохранить покупателя, не потерять прибыль и продолжить производство.
Минусы для потребителя
Минусы для потребителя очевидны: он получает меньше товара, а расходы все равно постоянно растут. Ощущение, что получаешь меньше, а платишь больше, рождает неопределенность, постоянные разговоры об инфляции и даже стагфляции только подливают масла в огонь.
Что делать?
Быть внимательным |
Идти в магазин, вооружившись знаниями и очками для чтения. Внимательно смотрите на ценник и упаковку – вес товара там всегда указан. Уловки с объемом знакомых товаров расстраивают больше, поэтому смотрите, сколько любимого шоколада в плитке, похожей на стограммовую, и сока в «литровой» коробке |
Считать |
Переводите вес в кг и станет ясно, какая пачка выгоднее – 78 руб. за 800 г. или 82 руб. за 900 г. (мы посчитали – вторая выходит дешевле). Некоторые магазины пишут цену за килограмм на ценник, это удобно |
Выбирать |
Хотя кажется, что внутри ценового сегмента товары стоят примерно одинаково, но можно выбрать продукты привычного качества дешевле. Пример: есть макароны по 150 руб. за пачку (твердые сорта, премиальные качество), есть – по 80 (средний сегмент), а есть и по 40 (бюджет). И если ты падаешь в цене, то и в качестве. Но внутри ценового сегмента бывают акции, вводятся новые бренды, не уступающие известным, но дешевле на 5-10-15 руб. |
Судиться |
Для самых активных есть еще один вариант – подавать коллективный иск к производителю. Вероятно, если вы создадите прецедент, суд обяжет компании крупнее писать вес. Но запретить изменение объема или обязать предупреждать об этом клиентов суд не может |
Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары более чем в 250 000 магазинов-партнеров на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 10% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!
Кто за все ответит
Ответит за все потребитель – своим кошельком. Уровень инфляции в октябре дошел до отметки 8,14%, этот рост отражается на ценниках по цепочке: увеличивается стоимость сырья и затрат на производство – растет стоимость продукции. Инфляция растет из-за увеличения спроса по сравнению с возможностями выпуска. По прогнозам властей, инфляция будет ползти вверх до конца года.
Шринкфляция – один из признаков скрытой инфляции.
Постоянная открытая и скрытая инфляция приводят к:
- ухудшению качества жизни;
- снижению производства, нехватке продукции на рынке;
- росту стоимости товаров, услуг;
- снижению качества продукции;
- падению уровня производства, трудовой культуры.