Что такое шринкфляция и куда смотрит государство
В недалеком 2012-м году литр молока в среднем стоил 33 руб. А сегодня, по данным Росстата, – 59,2 руб. А почему в бутылке молока теперь не литр, а 935 мл? Это явление называется даунсайзинг. А почему 935 мл стоит и выглядит, как литр? А это – шринкфляция.
Эти непривычные термины, как и явления, которые они обозначают, появились давно; в 1970-е они становятся популярными в связи с нефтяным кризисом в США. Маркетологи подумали, что рост цен отпугнет покупателя, а вот незаметное сразу уменьшение веса или количества товара в визуально идентичной упаковке – нет. Покупатели, конечно, замечали уловку, возмущались, а потом привыкли.
Что это такое
Шринкфляция – практика уменьшения размера или количества продукта, в то время как цена остается прежней или немного увеличивается. В некоторых случаях термин может указывать на снижение качества продукта или его ингредиентов при неизменной стоимости.
Даунсайзинг, в свою очередь, это уменьшение размера упаковки, то есть практика, при которой содержимое уменьшается без изменения дизайна или цены. Продуктовый рынок характеризуется «гиперконкуренцией», и маркетологи часто практикуют уменьшение упаковки, чтобы сделать увеличение ценника незаметным. Продавцы утверждают, что указания веса на коробке или пакете достаточно для того, чтобы покупатели могли сделать логичный и осознанный выбор, а исследования показывают, что потребители не всегда читают надписи на упаковках, а полагаются на визуальное впечатление от продукта.
Изобретение даунсайзинга как термина приписывают британскому экономисту Пиппе Мальмгрен в 2009 году. О даунсайзинге говорят чаще при анализе маркетинговых трендов в индустрии продуктов питания и напитков.
Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Кредиты» на сайте банка sovcombank.ru
Cui prodest или кому это выгодно
Как в хорошем детективе, в деле об уменьшающихся упаковках главный вопрос – кому это выгодно. Даунсайзингом выгодно заниматься производителям. Уменьшение веса, объема или количества продуктов при сохранении той же розничной цены увеличивает маржу прибыли производителя. В то же время средний потребитель не заметит небольшого сокращения объема. Таким образом, продажи не пострадают.
Пищевая промышленность и производство напитков – высококонкурентные отрасли, потребители могут выбрать из множества аналогов. Поэтому производители обращаются к даунсайзингу, что позволяет им сохранить благосклонность клиентов и сохранить прибыль.
Так, компания Coca-Cola в 2014 году уменьшила размер своей большой бутылки с 2 литров до 1,75 литра. Когда клиенты это заметили, ушли немногие, слишком велика лояльность к бренду. Но и те, кто захотел попить другой колы, тоже легко нашли более дешевый заменитель.
Продовольственные гиганты, столкнувшись с резким ростом расходов на сырьевые товары, например, сахар, масло и муку, а также с растущими ценами на электроэнергию, сокращают размеры упаковок. Для них это не выгодно, а необходимо – они идут на хитрость, чтобы сохранить покупателя, не потерять прибыль и продолжить производство.
Минусы для потребителя
Минусы для потребителя очевидны: он получает меньше товара, а расходы все равно постоянно растут. Ощущение, что получаешь меньше, а платишь больше, рождает неопределенность, постоянные разговоры об инфляции и даже стагфляции только подливают масла в огонь.
Что делать?
Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Кто за все ответит
Ответит за все потребитель – своим кошельком. Уровень инфляции в октябре дошел до отметки 8,14%, этот рост отражается на ценниках по цепочке: увеличивается стоимость сырья и затрат на производство – растет стоимость продукции. Инфляция растет из-за увеличения спроса по сравнению с возможностями выпуска. По прогнозам властей, инфляция будет ползти вверх до конца года.
Шринкфляция – один из признаков скрытой инфляции.
Постоянная открытая и скрытая инфляция приводят к:
- ухудшению качества жизни;
- снижению производства, нехватке продукции на рынке;
- росту стоимости товаров, услуг;
- снижению качества продукции;
- падению уровня производства, трудовой культуры.

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Наценка на социально значимые товары за год уменьшилась в 2,5 раза

Дискаунтер: что это такое простыми словами и как работают такие магазины
Где круглый год лето: топ-12 мест с теплым климатом