Состояние авторынка
Российский рынок новых автомобилей в этом году проходит через испытания. Ежемесячно дилеры фиксируют падение продаж. Буквально двенадцать месяцев назад россияне чаще выбирали машины по душе, а теперь покупают то, что по карману.
Прав был персонаж Ильфа и Петрова: его утверждение из 1931 года сейчас актуально как никогда. Многие автолюбители отбросили желание покрасоваться на дорогах, побаловать себя полной комплектацией или подчеркнуть статусность. Теперь потребители руководствуются принципом «экономно, прагматично, доступно — и ладно».
Динамика продаж на рынке новых авто (тысяч)* |
||
Месяц |
2021 |
2022 |
Январь |
101 963 |
97 600 |
Февраль |
127 883 |
12 035 |
Март |
157 476 |
59 922 |
Апрель |
161 164 |
35 706 |
Май |
155 280 |
26 829 |
Июнь |
167 308 |
30 361 |
Июль |
140 640 |
37 321 |
Август |
122 130 |
46 478 |
Сентябрь |
127 485 |
52 634 |
Октябрь |
133 204 |
45 228 |
Ноябрь |
132 466 |
46 403 |
Декабрь |
139 470 |
– |
*Источник: Association of European Businesses
Безусловно, назвать ситуацию катастрофической для продавцов нельзя: машины продаются, пусть и не так активно, как прежде. В 2022 году полностью изменилась структура рынка: прежде актуальные и востребованные модели уступили место тем, что в России проще всего обслужить, — если не в автосервисе, то своими руками.
Всего за одиннадцать последних месяцев на первичном рынке реализовано почти 570 тысяч легковых авто, то есть практически на 59% меньше прошлогоднего показателя.
Какие машины выбирают сейчас
Аналитические и статистические данные за текущий год весьма интересны. По информации Автостата, потребители переориентировались с европейских и корейских марок на российские и китайские.
Однако самое интересное — это превосходство марки LADA. Буквально несколько лет назад такие машины покупали пенсионеры или убежденные фанаты отечественного автопрома. Теперь к ним проявляет интерес та молодежь, для которой авто — средство передвижения, а не роскошь.
Объемы продаж на первичном рынке по моделям* |
|||||
Модель |
Ноябрь 2022 (количество) |
В сравнении с ноябрем 2021(%) |
Статистика за 11 месяцев 2022 (количество) |
Динамика в сравнении с 2021 (%) |
Доля на рынке за 11 месяцев 2022 (%) |
LADA Granta |
12 780 |
+119,9% |
75 875 |
-28,7% |
13,3% |
LADA Niva Travel |
3308 |
+76,5% |
15 817 |
-31,6% |
2,8% |
Chery Tiggo 7 PRO |
3192 |
+220,5% |
15 488 |
+39,1% |
2,7% |
LADA Niva Legend |
2824 |
+141,4% |
13 539 |
-41,8% |
2,4% |
Haval Jolion |
2166 |
+34,3% |
16 246 |
+161,7% |
2,9% |
Geely Coolray |
1611 |
+69,0% |
10 546 |
+4,2% |
1,9% |
LADA Vesta |
1528 |
-82,7% |
31 917 |
-69,2% |
5,6% |
Chery Tiggo 4 Pro |
1191 |
-21,6% |
7 833 |
-54,7% |
1,4% |
Haval F7 |
1128 |
+6,4% |
5 917 |
-48,9% |
1% |
Geely Atlas Pro |
1018 |
+131,4% |
5 998 |
+383,7% |
1,1% |
Geely Tugella |
709 |
+159,7% |
4 752 |
+188,3% |
0,8% |
KIA Sportage |
706 |
-43,3% |
7 491 |
-67,3% |
1,3% |
*Источник: Автостат
Первые места в топе занимают российские авто: за одиннадцать месяцев дилеры продали почти 76 тысяч машин. Вероятнее всего, покупатели выбирают их из прагматических соображений: на рынке всегда найдутся запасные части и комплектующие.
LADA Granta
Лидер нашего топа и гордость современного автопрома. Россияне, забыв о комфорте и топовых комплектациях иномарок, прониклись относительной доступностью модели LADA Granta и выбирали ее в 2022 году.
Некоторые любители отечественного автопрома скажут, что это заслуга дизайнеров АвтоВАЗа, которые сделали внешний вид моделей более привлекательным на фоне автомобилей западноевропейских брендов.
Но дело в цене: LADA Granta — самый доступный седан. За 2022 год дилеры продали на 119,9% больше, чем в 2021 году.
Приемлемый дизайн, небольшой расход топлива, простой интерьер, доступное обслуживание и недорогие расходники вывели LADA Granta на первую строчку. Сегодня ее выбирают не только россияне в возрасте 50–70 лет, но и молодежь до 35 лет, готовая заплатить более 700 тысяч рублей.
LADA Niva Travel
Обновленная LADA Niva Travel стала неплохой альтернативой зарубежным прожорливым внедорожникам. В этой машине можно смело отправиться и в магазин за покупками, и на рыбалку или охоту. Проходимость позволяет гнать по бездорожью или нагружать багажник месячным запасом продуктов и бытовой химии.
Чаще всего «Ниву» с ее ностальгическим флером выбирают мужчины, живущие за городом или в сельской местности. Иногда — как запасной вариант для поездок на природу: с полным приводом проще передвигаться по сложному рельефу.
АвтоВАЗ презентовал модель в 2020 году, и за это время она завоевала любовь автомобилистов, привыкших к простым, но производительным и надежным машинам стоимостью от 750 тысяч рублей.
Chery Tiggo 7 PRO
Китайский любимчик россиян. Автолюбителям нравится ненавязчивый и лаконичный вид кузова, а также богатая комплектация, напоминающая о мастодонтах Mercedes-Benz или Lexus.
Конечно, качество предложений от конструкторов из КНР не такое, как у дорогих брендов. Однако этот нюанс не смущает покупателей – для них важны разнообразные функции за приемлемые деньги.
Из приятного — способность мотора «питаться» АИ-92 без угроз работоспособности. Многие с этим поспорят, но производители уверены, что с машиной ничего не случится.
Поэтому на авто можно сэкономить вдвойне: покупать АИ-92, да еще получать кешбэк за каждую заправку на АЗС-партнерах карты «Халва».
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 15%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку до 24 месяцев. Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Модель интересует молодых россиян. Во-первых, она недорогая в сравнении с корейскими топовыми авто; во-вторых, не вызовет проблем с ремонтом: ассортимент оригинальных и аналогичных запасных частей на российском рынке весьма приличный.
Нередко Chery в этом году россияне покупали в кредит. В общей сложности продажи подскочили на 220,5%. Модель Tiggo 7 PRO со стандартной комплектацией стала одной из самых подходящих для покупки в рассрочку.
LADA Niva Legend
Воистину легенда современного российского автопрома. Но не все готовы покупать в качестве основной машины. LADA Niva Legend — скорее выбор мужчин, «болеющих» активным образом жизни. Из ближайших российских аналогов — пожалуй, только УАЗ.
Модель хороша для вылазок налегке за самой крупной рыбой (или лосем, если повезет). Некоторые катаются на ней на дачу – только небольшой багажник не позволит перевезти всю рассаду за один раз.
LADA Niva Legend пользуется спросом у любителей автомобилей с внешним видом в ретростиле. Покупают «Нивы» и те, кто не готов потратить на новый внедорожник больше миллиона рублей. Количество проданных автомобилей в сравнении с прошлым годом выросло на 141,4%.
Haval Jolion
Яркий представитель «паркетников» завоевал любовь россиян, которые еще несколько лет назад скептически относились к китайскому автопрому. В 2022 дилеры продали на 34,4% больше, чем в прошлом году.
Если вы спросите у владельца этого авто, почему он его выбрал, вам ответят: много «плюшек», красивый, не стыдно выехать на дорогу, стоит дешевле европейских аналогов, радует комфортом, динамичный.
Но в действительности это среднестатистический кроссовер, отличающийся от остальных только выразительной оптикой и современной отделкой интерьера. Покупая его, вы отдадите ровно столько, сколько он стоит: от 1,8 млн рублей.
Geely Coolray
«Очень дерзкий, да?», — спросит у вас консультант в автосалоне, когда вы заинтересованно наклонитесь к новенькому Geely Coolray. Но вы, скорее всего, хорошо подумаете, прежде чем ответить утвердительно.
Очередной «китаец» нравится не всем. Покупают его желающие попробовать что-то новенькое или просто заменить старую машину на презентабельную, но недорогую иномарку.
Автолюбителей привлекает двигатель, который разрабатывали инженеры Volvo. В тандеме с роботизированной семиступенчатой коробкой передач он работает резво и хорош для поездок по дорогам и мегаполисов, и небольших городов.
LADA Vesta
Просторный седан с интересной внешностью. Подкупает автолюбителей простотой и доступностью. Однако противников у этой модели больше, чем поклонников: многие находят только минусы (плохое лакокрасочное покрытие, ненадежная начинка, некачественная отделка интерьера) и не видят смысла тратиться.
Тем не менее покупатели, готовые выложить более миллиона рублей (цена напрямую зависит от комплектации), понимают, что берут. Водители осознанно выбирают LADA Vesta, отказываясь от других вариантов.
В сравнении с остальными российскими моделями эта выглядит выигрышно. Приличным в ней можно назвать не только кузов (если не уделять внимание качеству лакокрасочного покрытия), но и салон.
В 2022 году продажи провалились больше, чем на 80%. Причиной, по всей вероятности, стало увеличение стоимости. Поэтому покупатели переключились на иные предложения.
Chery Tiggo 4 Pro
Разные опции, разнообразная электронная начинка, маневренность, неоднозначная «внешность», крепкие отделочные материалы и небольшие размеры – это лишь малая часть плюсов.
Машина нравится молодым россиянам и (в большей степени) тем, кто не хочет испытывать муки выбора, подбирая модель для города. Стоимость Chery Tiggo 4 Pro начинается от 1,2 млн рублей. А спрос на него в этом году ниже, чем в прошлом (на 21,6%). Причина — выход на рынок Chery Tiggo 7 Pro.
Haval F7
Спрос на эту модель подрос незначительно (меньше, чем на 7%) в сравнении с прошлым годом. За 2022 год в руки покупателей попали лишь 5917 машин.
Haval F7 хорошо себя показал на рынке и нашел поклонников. Машина привлекает заносчивым дизайном кузова, цифровой начинкой, двух- и пятилитровыми моторами, а также разными комплектациями.
Кто-то даже сравнивает ее с BMW X4: автомобили похожи силуэтом и характером. Отчасти Haval F7 приобретают из-за любви к немецкому автопрому и невозможности купить очень дорогой купе-кроссовер. Стоимость китайской машины начинается от 2 млн рублей.
Geely Atlas Pro
Количественные продажи возросли незначительно (как в ноябре, так и за предыдущие одиннадцать месяцев). Однако в сравнении с другими моделями разница колоссальная. Например, прирост за прошлый месяц составил 131,4%, а за весь 2022 год — 383,7%.
Geely Atlas Pro со стандартной комплектацией стал лидером среди бюджетных китайских авто. Мотор разработан Volvo, а подвеска — от Lotus. Двигатель — с тремя цилиндрами 1.5 л, автомат Aisin. Конечно, есть и другие варианты начинки разной стоимости, варьирующейся от 2 млн рублей.
Geely Tugella
Глядя на этот кроссовер, снова видим сходство с машинами немецкого автопрома. В этом случае формы отдаленно напоминают экстерьер BMW Х6. Китайские производители активно копируют элементы дизайна топовых авто, чтобы повысить продажи.
Это срабатывает, особенно в России, где автолюбители не готовы переплачивать за бренд, но хотят получить что-то интересное и необычное с качеством выше, чем у отечественных машин. Тем более, что технические характеристики платформы Geely Tugella схожи с Volvo XC40.
До недавнего времени Geely Tugella пользовался высоким спросом, но в этом году количественные продажи не превысили и пяти тысяч. Тем не менее россияне все еще интересуются моделью; некоторые покупают вариацию попроще стоимостью в 1,8 млн рублей.
KIA Sportage
Модель, которую каждый день можно встретить на дорогах российских городов, особенно в центральной части страны. KIA Sportage снискала популярность за счет доступности и нетребовательного обслуживания.
Платформа модели очень схожа с платформой Hyundai ix35 (он же Hyundai Tucson с 2016 года). Kia не нуждается в дорогих оригинальных запчастях и проста в использовании. Иными словами — надежный корейский автомобиль.
До февральских событий 2022 года стоимость KIA Sportage не кусалась; в последнее время позволить такую машину, тем более в новом исполнении, сможет не каждый – цена начинается от 3,5 млн рублей. Видимо, поэтому ее популярность угасла.
Вывод
Китайский автопром тихой поступью заполняет пространство российского автомобильного рынка. Если раньше консервативные водители небрежно отворачивались от первых моделей из КНР, то теперь мечтают о свежих машинах с максимальной комплектацией.
Не исключено, что в ближайшие месяцы отечественные авто будут негромко конкурировать с китайскими. И потребители разделятся на два лагеря: кто-то будет верен детищам АвтоВАЗа, а кто-то — копить на Haval или Exeed.
Перспективы 2023 года
Определяющим фактором станут кризисные явления и самочувствие российской экономики. Спрос на отечественные машины сохранится; впрочем, как и на китайские.
Остальные марки приедут в страну через параллельный импорт – он сейчас хоть и незначительно, но поддерживает сектор. Пока дилеры планируют продажи и стратегии, потребителям стоит подготовиться к ценам на 15%–30% выше прежних.