Рекламный баннер
Авто

Гибридные автомобили: что это такое и стоит ли покупать

Татьяна Мищенко
от Татьяна Мищенко / 18 июля 2024 17:00
1
3.1 тыс.
13 мин.
Текст изменился / 28 ноября 2024

Гибриды — доступная альтернатива традиционным автомобилям для тех, кто стремится к экологичному и экономичному вождению. Предлагаем познакомиться с ними поближе, узнать, как они работают и за что их ценят автомобилисты.

Подзаряжаемый гибрид может проехать до 100 км без бензина. Источник: Shutterstock

Что такое гибридный автомобиль

Гибридный автомобиль (для краткости — гибрид) — это транспортное средство, которое работает на двух источниках энергии: горючих нефтепродуктах и электричестве.

В большинстве случаев у них есть бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и один или несколько электромоторов на аккумуляторах. Комбинация обеспечивает максимальную эффективность при минимальном расходе топлива и замедляет механический износ основных компонентов.

Электромотор помогает двигателю внутреннего сгорания в сложных ситуациях — например, на подъемах или во время обгонов. Некоторые гибриды способны стартовать на электротяге — такие машины тише и меньше вредят окружающей среде.

Также существуют модели, где одну ось приводит в движение бензиновый двигатель, а другую — электрический. Это улучшает проходимость и управляемость.

Виды гибридов

К ним относится семь типов конструкций.

Микро-, или псевдогибриды 

Электрического мотора у них нет (поэтому в названии и используется корень «псевдо»), зато есть продвинутая система «старт-стоп», которая глушит ДВС не только при торможении, но и при движении на нейтральной передаче. За пуск мотора и подзарядку аккумулятора во время движения отвечает мощный стартер. Генератор большую часть времени отключен.

«Мягкие» 

Стартер, запускающий ДВС, генератор для питания электрооборудования и зарядки аккумулятора заменяет небольшой электромотор. Он получает энергию от малоемкого литийионного аккумулятора.

Полные 

Могут почти полностью передвигаться на электротяге. В зависимости от взаимоотношений ДВС и электромотора выделяют три вида таких автомобилей.

Параллельные 

У них есть ДВС и достаточно мощный электромотор, которые могут работать автономно друг от друга. В некоторых режимах бензиновый двигатель отсоединяется от трансмиссии с помощью муфты, и машина продолжает двигаться на электротяге.

Последовательные 

Едут исключительно на электрической энергии. ДВС отвечает только за работу генератора, который подзаряжает батареи, необходимые для питания электромоторов.

Последовательно-параллельные (комбинированные) 

Электрический и бензиновый двигатели могут работать параллельно. Подачей крутящего момента на колеса от ДВС и электромотора управляет специальный вращательный механизм — планетарная трансмиссия.

Подзаряжаемые, или подключаемые

Самые продвинутые: их батареи могут заряжаться не только во время движения за счет преобразования энергии вращения в электрическую, но и от сети. 

При необходимости такой автомобиль способен преодолевать небольшие расстояния без топлива.

Электрополноприводные 

ДВС и электромотор отвечают за движение разных осей колес: один — за переднюю, другой — за заднюю. Таким образом электротяга компенсирует отсутствие полного привода при движении в сложных погодных условиях.

Принцип работы

Любой полноценный гибрид использует два вида питания: топливо и электричество. Традиционный и электродвигатель могут работать вместе и по отдельности, каждый выполняет свою функцию.

В «мягких» гибридах аккумулятор накапливает энергию во время торможения и расходует ее для поддержки ДВС при трогании с места. Электрический привод на старте существенно экономит топливо и ресурс механических узлов в условиях городских пробок.

В параллельных гибридах электрический двигатель может работать самостоятельно, а когда нужна дополнительная мощность — одновременно с бензиновым. Как правило, при равномерном движении на небольших скоростях используется только электротяга, при динамичной езде подключается ДВС.

Последовательные гибридные автомобили ездят целиком на электрической тяге, ДВС только генерирует энергию для электромотора и зарядки батарей. Это позволяет повысить КПД двигателя и снизить расход топлива. В среднем такой автомобиль расходует один – три литра на 100 км.

При торможении электромоторы переключаются в режим генераторов и возвращают часть энергии движения в батареи. 

Комбинированные сочетают в себе особенности двух предыдущих гибридов, но электромотор и ДВС как бы меняются функциями. 

Когда автомобиль движется с постоянной скоростью по ровной дороге, за вращение привода и заряд батарей отвечает ДВС. При повышении нагрузки (например, во время ускорения или на бездорожье) запускается электромотор и дает дополнительную мощность.

Подзаряжаемые машины бывают с параллельной или последовательно-параллельной конструкцией. В электроприводных для каждого привода может работать своя схема.

Средний расход топлива у последовательных гибридов в городе — всего 2 л на 100 км. Источник: Shutterstock

Преимущества и недостатки

Поводом для создания гибридных автомобилей прежде всего была забота об окружающей среде. Однако производители понимают, что покупателей не приманишь только обещанием, что у таких машин снижается количество вредных выбросов в атмосферу. Есть и другие конкретные плюсы и минусы гибридных авто:

  • экономия — потребление топлива уменьшается примерно на четверть;
  • эффективное использование энергии — при вращении колес и торможении механическая энергия преобразуется в электрическую, а та в свою очередь используется для движения на повышенных мощностях и зарядки батарей;
  • мощное ускорение — гибриды набирают скорость быстрее, чем обычные автомобили;
  • надежность — если один из двигателей выйдет из строя, машина сможет ехать на другом;
  • снижение шума — электродвигатель работает тише, чем ДВС.

К явным недостаткам можно отнести высокую стоимость, но для клиентов Совкомбанка это не проблема.

Мечтаете о новом авто? Совкомбанк сделает это реальностью. Вы получите кредит до 7 млн рублей на новое или б/у авто. Быстрое решение — онлайн-заявка за 1 минуту.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Кредиты»/«Автокредиты» на сайте банка sovcombank.ru

Подать заявку

Ремонт и покупка запчастей для гибридов тоже обходятся дороже, чем обслуживание традиционного автомобиля. Кроме того, не каждый сервис возьмется за работу.

На что обращать внимание при выборе гибридного авто

Нельзя разделить такие машины по единственному принципу: гибридные автомобили для города или бездорожья. Есть множество критериев, на которые стоит обратить внимание при выборе: 

  • тип гибрида;
  • пробег; 
  • год выпуска; 
  • состояние основных узлов: двигатель, коробка передач, электроника и прочее. 

Общая схема подбора:

  1. Выбирайте машину с небольшим пробегом: чем меньше километров она проехала, тем выше вероятность того, что вам не придется тратиться на ремонт сразу нескольких агрегатов. И, конечно же, исходите из своих потребностей. 
  2. Определитесь с целями эксплуатации: как часто планируете использовать машину, куда ездить и как долго. Гибриды хороши для разных условий, но каждый тип — по-своему. 

Если хотите только экономить топливо, обратите внимание на полные и подключаемые гибриды. Автовладельцам, для которых важны другие критерии, лучше присмотреться к «мягким» гибридам: они стоят дешевле, поскольку собраны с использованием менее сложных технологий. 

  1. Проверьте, чтобы в вашем городе были условия, подходящие для обслуживания гибридных авто. Ведь мастер, понимающий тонкости устройства такой машины, — залог ее долгой службы. Иначе любая поломка обернется долгим поиском специалиста и простоем машины в гараже. 

Стоит ли покупать 

Выбор между гибридным и любым другим автомобилем зависит от личных предпочтений и стиля вождения. Кому точно подойдут гибриды:

  1. Тем, кто много времени проводит в дороге, особенно в городских условиях. Частые остановки и запуски двигателя увеличивают потребление топлива и выбросы у традиционных автомобилей.
  2. Тем, кого заботит состояние окружающей среды, но кто не готов пересесть на электромобиль (или не может, потому что он слишком дорогой и поблизости нет зарядных станций).

Если от покупки гибридного транспорта вас останавливает только высокая цена, учтите потенциальную экономию на топливе. При текущих тенденциях роста цен это может оказаться удачным решением.

Часто задаваемые вопросы

Ответили на несколько вопросов об эксплуатации гибридных автомобилей в разных условиях. 

Подходят ли гибриды для длительных поездок 

Точно сказать сложно — все зависит от типа автомобиля. Каждый ведет себя на дальних дистанциях по-разному. 

Прежде чем отправиться в путешествие на несколько тысяч километров, убедитесь, что ваша машина способна работать без остановок в течение нескольких часов. 

И учтите, что электрическая часть трансмиссии лучше показывает себя в городских условиях, где надо часто тормозить на светофорах и стоять в пробках. Это связано с тем, что вместо ДВС работает электродвигатель, потенциал которого как раз и раскрывается при частых торможениях и ускорениях. На трассе будет работать обычный мотор. 

Насколько дороже обслуживание гибридных авто 

Стоимость обслуживания напрямую зависит от компетенции мастера. Если он специализируется именно на таких машинах, то ремонт, вероятнее всего, обойдется недорого: ведь эксперт будет знать, что именно чинить, а не станет искать предположительные недочеты и ремонтировать даже то, что исправно. 

Нужно ли заряжать гибридный автомобиль 

Заряжать нужно только подключаемые гибриды, поскольку они получают энергию от внешнего источника. Время зависит от вида зарядного устройства и емкости батареи. 

Все остальные типы гибридов получают энергию автоматически во время движения и торможения. 

Можно ли ездить на гибридной машине без батареи 

В теории да, но на практике — нет: без работающей батареи далеко вы не уедете. Без нее система перейдет в аварийный режим. 

Исключение — экстренное движение на маленькое расстояние: когда надо съехать с дороги или продвинуться до здания в 200 метрах от вас. 

Как долго служит батарея на гибридах 

Обычно несколько лет, но конкретный срок зависит от типа аккумулятора и условий. В среднем батарейка работает от 5 до 15 лет.  

Сколько может стоять гибрид без движения 

Гибридное авто, как и обычная машина, способна простоять долго. Но чем дольше она стоит, тем сильнее разряжается аккумулятор и ржавеют элементы подвески. Поэтому лучше не оставлять машину на несколько недель или месяцев без движения.

Как заводится гибридный автомобиль в морозы

Гибридная силовая установка позволяет завести авто сразу даже в очень холодный день. Минусовая температура не страшна таким машинам, ведь за их запуск отвечает надежный электрогенератор, а не стартер, как в авто только с двигателями внутреннего сгорания. 

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
3.1 тыс.
Татьяна Мищенко
Татьяна Мищенко

Считаю, что сила — в знаниях! С радостью делюсь «фишками» банковских продуктов, которые сделают вашу жизнь лучше.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно