Баннер
Авто

Права на «механику» и «автомат»: в чем различия

Дарья Потехина
/ 27 января 2023 09:00
13.5 тыс.
11 мин.
Текст изменился / 26 августа 2023

Люди за рулем делятся на два типа: те, кто познал дзен и ездит на «автомате», и те, кто разгадал тайны человечества, управляя «механикой». У каждого из них свои водительские права. В статье разбираемся в отличиях.

машина автомобиль коробка передач
Нет ничего лучше, чем прыгнуть в свою «Ласточку» и поехать в закат

Универсальная «механика» или комфортный «автомат»

Когда я наконец твердо решила получить права, то уже точно знала, что не буду учиться на «механику». Этот выбор дался мне просто: я была наслышана, что придется продать душу дьяволу, чтобы сдать экзамен, поэтому выбрала легкий путь на «автомате».

Все вокруг начали убеждать меня в обратном и говорить, что нужно обязательно научиться управлять механической коробкой. Мой самый любимый аргумент звучал так: «Если ты решишь поехать в автопутешествие по Италии, то не сможешь взять машину в прокат, потому что там везде «механика». И что тогда?».

Я посмеялась. Во-первых, вероятность, что я сорвусь колесить по Италии, — мала. Во-вторых, не думаю, что во всей стране не найдется ни одной машины на «автомате» в наше время.

К слову, права я получила за четыре месяца. Тем временем мои друзья и знакомые учились на «механике» и сдавали экзамен полгода-год. Кто-то не может сдать до сих пор.

Услуги автошколы дорожают с каждым годом. Самым разумным вариантом будет получить права сейчас, даже если нет своей машины. Пока вы копите на автомобиль, стаж вождения растет. В будущем это поможет сэкономить на страховке. Оформите карту рассрочки «Халва» и оплатите обучение заемными средствами. Заполните заявление онлайн, и курьер привезет карту к вам домой.

Бывает ли шопинг выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процента на остаток собственных средств до 17% с подпиской «Халва.Десятка». А самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!

Немного о «механике»

Двигатель автомобиля на разных оборотах выдает определенные показатели крутящего момента. Чем выше цифры, тем быстрее вы едете. Коробка передач помогает выбрать подходящий режим работы двигателя: разгон, торможение, плавная езда, бездорожье, движение в гору и так далее.

Механическая коробка передач (МКПП), в народе «механика», получила свое название благодаря ручному переключению скоростей. Она считается самой надежной, но в то же время сложной в управлении.

Квест для водителя

механика мкпп коробка передач машина
«Механика» — одно слово, восемь букв и столько боли

Чтобы тронуться с места, нужно выжать сцепление и включить первую передачу. После этого снять ручник, убрать ногу со сцепления и в это же время плавно, чтобы не пропустить момент рабочего хода машины, нажать на газ. Если вы упустите это мгновение, авто заглохнет и все придется повторять сначала. Это один из вариантов начала движения, которому учат новичков.

Сцепление — важная деталь в управлении «механикой». Это элемент трансмиссии, который участвует в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, меняя мощность и направление.

Одна из трудностей езды на «механике» — бесконечное переключение передач для каждого маневра. Чтобы передать всю боль водителей-новичков, я попросила друзей поделиться отзывами.

Развороты для меня — всегда проблема. Приходится постоянно держать руку на пульсе и на переключателе передач, потому что надо быстро менять скорость, иначе можно заглохнуть. На некоторых машинах (в большинстве) первая передача рядом с задней. Иногда вместо того, чтобы добавить газу, можно случайно отъехать назад. 

Бывало, я переключала передачу на вторую, а попадала на четвертую. Для наглядности объясню, что первая нужна для старта, вторая для скорости от 20-25 км/ч и примерно до 40 км/ч, третья — от 40 км/ч до 60 км/ч, четвертая — для скоростей свыше 60 км/ч. То есть вместо того чтобы, например, плавно войти в поворот, вы начинаете резко разгоняться.

Быстрые переключения вредны для двигателя и коробки передач. Если новая машина еще как-то прощает водителю глупость, то старая, скорее всего, заглохнет.

Но на самом деле не все так страшно. Если регулярно ездить, опыта набираешься быстрее, а руки и ноги запоминают все алгоритмы движения. Начинаешь переключать передачи действительно механически и тогда разницы с автоматом не чувствуешь.

Плюсы и минусы «механики»

Для новичков «механика» может стать настоящей пыткой. Если обучение и сдача экзамена проходят на разных машинах, потребуется время, чтобы привыкнуть к другому сцеплению. Когда вы будете трогаться с горки, автомобиль может откатываться назад, если забыть перед стартом нажать на тормоз.

Ездить по городу в пробках будет тяжело из-за постоянных переключений передач, а еще есть вероятность заглохнуть.

Плюсы:

  • машина с МКПП будет стоить дешевле «автомата»;
  • «механика» долговечна и работает как швейцарские часы;
  • меньший расход топлива;
  • легче запустить при севшем аккумуляторе «с толкача»;
  • нет проблем с буксировкой на большие расстояния;
  • автомобилю легче выбраться из труднопроходимых территорий за счет переключения передач (автоматическая коробка быстрее сгорит в такой поездке).

Получить права круто. Но водитель без машины, как сапожник без сапог. Оформите автокредит в Совкомбанке и отправляйтесь на поиски четырехколесного друга. Выгодная процентная ставка и комфортные ежемесячные платежи не превратят покупку автомобиля в непосильную ношу.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С его помощью можно купить новое или подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

«Автомат»: жми на газ и рули

автомат водитель коробка обучение
Ваше лицо, когда сдали экзамен на «автомате» с первого раза, а друзья на «механике» снова записываются на пересдачу

Автоматическая коробка самостоятельно определяет необходимый режим движения. Водителю не нужно постоянно менять положение рычага передач, а педали сцепления и вовсе нет.

Обозначения на коробке 

Режимы на «автомате» отличаются от «механики». Если в последнем случае они обозначаются цифрами, то у АКП коробка выглядит иначе. Чаще всего встречается раскладка P-R-N-D-L. 

Р (Parking)

Режим парковки. Система автоматически блокирует колеса машины.

D (Drive) или A (Automat)

С этой передачи начинается езда вперед.

R (Revers)

Задняя передача для движения назад.

N (Neutral)

Нейтральное положение без скоростей. Но машина может ехать, например, при буксировке.

L (Low) или 1, 1L

Режим пониженной передачи. Подходит для езды по скользкой дороге или труднопроходимым участкам. Может применяться при торможении двигателем, на резких спусках и подъемах.

Плюсы и минусы АКП

Очевидных плюсов «автомата» с точки зрения вождения невозможно не замечать. Новичку достаточно знать обозначения названий на коробке передач, чтобы начать движение. Обучение проходит быстрее и легче. Даже неопытный водитель не нанесет ущерба коробке своими необдуманными действиями.

При троганье в горку вы не покатитесь назад благодаря специально предусмотренной конструкции. Такая есть в машинах на «автомате» и с вариаторной коробкой передач («вариатором»). 

Вы не заглохнете на дороге, оптимальная передача для движения будет выбираться автоматически. Отсюда легче ездить в пробках, когда нужно постоянно останавливаться.

Минусы «автомата» больше почувствует ваш кошелек:

  • чинить такой автомобиль гораздо дороже, особенно коробку;
  • расход топлива выше, чем у «механики»;
  • трудно буксировать на большие расстояния из-за масляного насоса;
  • АКП менее долговечна и капризна, поскольку в ней больше сложных деталей;
  • автомобили из недорогого сегмента хуже разгоняются;
  • если аккумулятор разрядился, запустить машину «с толкача» не получится.

Завести машину «с толкача», значит попросить кого-то толкать авто сзади, пока вы будете жать на педаль газа. Этот способ работает и в том случае, если вы, например, застряли колесами в яме. Вывести машину из труднопроходимых мест можно и с буксира, то есть при помощи другого автомобиля по тросу.

Поехать на «автомате» этими способами не получится. Если у вас сел аккумулятор, его придется «прикурить» проводами от другого авто, либо установить другой.

Различия «автомата» и «механики» на бумаге

После сдачи экзамена на механическую коробку передач водитель получает универсальные права. С ними можно спокойно пересесть на «автомат» и не получить штраф. 

Тем, кто учился на АКПП, в удостоверении на обратной стороне карточки ставят отметку «АТ», которая разрешает управлять только «автоматом». Если на дороге вас остановит инспектор и выяснит, что вы управляете «механикой», не имея для этого документа, вас оштрафуют на сумму от 5000 до 15 000 рублей. Машину эвакуируют на штрафстоянку.

Для стоимости ОСАГО тип коробки передач не имеет значения. Компании гораздо важнее опыт водителя, попадал ли он в аварии, какой у него автомобиль, двигатель, в каком регионе оформляется полис и другие факторы.

Факт дня
До XVIII века деньги в России чеканили только из привозного серебра — европейских монет, которыми иностран­цы расплачивались за русские товары.

«Механика» или «автомат» 

Механическая коробка передач подходит для более продвинутых пользователей, которые хорошо понимают технику и механизмы. Она считается круче и делает водителя в глазах других автомобилистов профессионалом. Однако на деле не все понимают принципы работы МКПП и своими действиями только «убивают» ее.

Несмотря на то, что «механика» более универсальна, «автомат» гораздо проще в использовании. У вас меньше шансов совершить ошибку в выборе передач и «спалить» коробку. Но автомобиль с АКПП будет стоить дороже.

Получить водительское удостоверение для легкового автомобиля можно как на автоматическую, так и механическую коробку передач. К категории «В» относят машины с массой до 3,5 т и не более восьми пассажирских мест. К слову, статистика показывает, что сдать экзамен на «автомате» гораздо проще и быстрее.

Статьи на автотематику у вас в почте

Подпишитесь на подборку статей на автомобильную тематику. Все самое интересное из автомобильной рубрики будем присылать вам на почту.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
13.5 тыс.
Дарья Потехина
Дарья Потехина
Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь. Расскажу, как сэкономить и приумножить финансы.
Баннер