
Невидимые различия на карте мира: в каких странах левостороннее движение
В разных частях света независимо друг от друга установили левостороннее движение — причины крылись в практичности и вопросах самообороны. Со временем в некоторых странах стали ездить справа. Разбираемся, в каких странах сохранили левостороннее движение.
Перед поездкой за границу оформите международные права и изучите местные правила дорожного движения. В целом они похожи, но могут встретиться незнакомые знаки или левостороннее движение.
Для удобства легионеров и самураев
Первый автомобиль увидел свет в 1885 году, однако главное дорожное правило для него определили задолго до этого. Еще в античность мир раскололся на два лагеря: одни держались левой стороны дороги, другие — правой.
Точной причины, почему так вышло, никто не знает. Одна из главных версий отсылает нас к Древнему Риму. Легионеры — нередко ценой собственных жизней — осознали, что правая, боевая рука должна быть ближе к потенциальному противнику. Именно поэтому двигаться по дороге безопаснее по левой стороне.
Археологи обнаружили возле британского Суиндона древнюю каменоломню, в которой левая колея была разбита сильнее. Дополнительное подтверждение нашли на римской монете I века — на ней изобразили всадников, которые ехали по левой стороне.
До законов правили бытовые причины. Например, пешеходам с грузом и извозчикам на узких дорогах было удобнее расходиться правыми боками, а кучеру держаться слева, чтобы взмахом кнута не задеть прохожих. Так что правила во многом складывались стихийно.
Глобально левостороннее движение распространили благодаря Британской империи, законодательно утвердившей его на своей территории.
Великобритания
В 1756 году англичане издали билль: двигаются все по Лондонскому мосту только по левой стороне. Нарушители платили штраф.
В 1773 году вступил в силу Закон о дорогах. Он предписывал всем — всадникам, фермерам, кучерам и разбойникам — держаться левой стороны. Последующие редакции документа окончательно закрепили правило.
Из Англии закон перекочевал в колонии, большинство из них, уже став независимыми, продолжают ему следовать.
Америка
Просторы и широкие дороги позволяли переселенцам путешествовать на больших повозках. В Англии же с ее узкими дорогами и извилистыми серпантинами такая свобода была немыслима.
Люди переселялись семьями, везли скарб и торговали в пути. Поэтому и передвигались они на больших грузовых повозках, в которых не было специального сиденья для возницы.
Управляли такой упряжкой, сидя на левой задней лошади, — так удобнее орудовать кнутом. Соответственно, и объезжать препятствия, и расходиться со встречными фургонами — слева.
Окончательно же правостороннее движение утвердили благодаря законам и Генри Форду. В серийном автомобиле Ford T руль расположили с левой стороны.
Япония
Ответ на вопрос, почему в Японии левостороннее движение, стоит искать в эпоху самураев. Воины носили катаны на левом боку, чтобы выхватывать меч правой рукой. Именно поэтому они держались левой стороны дороги — так оружие не задевало встречных и всегда было готово к бою.
Никогда не знаешь, пожмешь руку встречному или завяжется драка, исход которой решится тем, кто первым вынет катану.
Официально правило закрепили в период Мэйдзи, когда страна начала модернизировать инфраструктуру. Поскольку проектированием железных дорог занимались британские инженеры, поезда начали ходить по левой стороне.
Однако в японской истории все же был эпизод, когда движение было правосторонним. После Второй мировой войны находилась под управлением США, Японии вернули ее лишь в 1972 году. Все это время на острове автомобили ездили справа.
Вот как вспоминает это очевидец — один из пользователей интернета:
«Я жил на Окинаве в 1978 году, когда перешли на левостороннее движение. В ту ночь дороги перекрыли в 22:00. Автомобилистам приказали их покинуть (кроме машин экстренных служб), и с 22:00 до 6:00 утра рабочие меняли дорожные знаки и сигналы. А в 6:00 мы начали движение по левой стороне».
Что означают классы автомобилей A, B, C, D, E и другие, чем они различаются
Читать статьюФранция
Знаковую роль в истории дорожного движения сыграл Наполеон. Еще во время Великой французской революции наметили переход: если раньше аристократы ехали по левой стороне, а простолюдины прижимались к правой, то император окончательно утвердил правостороннее движение.
Изменения стали политическим жестом. Союзники Франции перенимали правостороннюю систему, а ее противники во главе с Британией сохраняли левостороннюю.
Мир полон разных правил. Но в поездках оно одно — покупки обязаны быть выгодными. С Халвой это просто: пользуйтесь беспроцентной рассрочкой, получайте кешбэк и выбирайте из сотен тысяч предложений партнеров.
Халва выручит в любой ситуации! Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Россия
Нашим предкам не приходилось скрещивать копья на турнирах или маршировать в легионах — их правила рождались из житейской логики. Стихийно сложившееся в России правостороннее движение узаконила Елизавета Петровна в 1752 году.
Удивительно, но в России тоже существуют участки с левосторонним движением. Яркие примеры — набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге и улица 60 лет Октября в Сургуте. Для удобства водителей потоки разделили: в первом случае — рекой, а во втором — бульваром.
Страны с левосторонним движением
Сколько точно таких государств, сказать сложно: одни считают только независимые, а другие включают территории и административные единицы. Например, РБК выделяет 76 cтран и территорий, а зарубежные источники дают другие цифры — 67, 69, 87.
В XX веке список был больше, но со временем часть государств перешла на правостороннюю систему.
Страны с левосторонним движением:
Европа:
- Великобритания
- Ирландия
- Кипр
- Мальта
- Острова Гернси, Джерси, Мэн
Азия:
- Бангладеш
- Бутан
- Бруней
- Восточный Тимор
- Индия
- Индонезия
- Макао
- Малави
- Мальдивы
- Непал
- Пакистан
- Сингапур
- Таиланд
- Шри-Ланка
- Япония
Африка:
- Ботсвана
- Замбия
- Зимбабве
- Кения
- Лесото
- Маврикий
- Малави
- Мозамбик
- Намибия
- Сейшельские острова
- Танзания
- Уганда
- Эсватини
- ЮАР
Карибский бассейн:
- Ангилья
- Антигуа и Барбуда
- Багамские острова
- Барбадос
- Британские Виргинские острова
- Виргинские острова
- Гренада
- Доминика
- Каймановы острова
- Монтсеррат
- Сент-Винсент и Гренадины
- Сент-Китс и Невис
- Сент-Люсия
- Тринидад и Тобаго
- Острова Теркс и Кайкос
Острова:
- Бермудские
- Фолклендские
- Св. Елены
- Вознесения Господня и Тристан-да-Кунья
- Южная Георгия и Южные Сандвичевы
Южная Америка:
- Гайана
- Суринам.
Интересные факты
Чтобы изменить правила движения, нужны годы: перенести знаки, светофоры, переоборудовать автобусы, переложить трамвайные пути. Еще труднее переучить людей. Чтобы сделать переход плавнее, даже вводили временные ограничения скорости.
Бывает, что изменения затрагивают только автодороги: в римском метрополитене поезда курсируют по левой стороне. В Индонезии ситуация другая: поезда движутся по «неправильной» правой.
В Испании был период, когда путешествовать между Барселоной и Мадридом было сложно. В первом городе водители уже ездили по правой стороне, а во втором — еще по левой.
История Нигерии необычна: будучи британской колонией, там все равно развивалось правостороннее движение. Виной тому соседние французские колонии.
Некоторые регионы Польши, ранее входившие в состав Австро-Венгрии, сохраняли левостороннее движение до конца 1920-х годов. Похожее случилось с Чехословакией: правила движения изменились во время немецкой оккупации.
Финны же ездили по левой стороне при шведах, а под властью Российской империи — по правой.
Единственная страна, которая сменила право на лево, — Самоа. В 2009 году они изменили систему из-за большого количества подержанных автомобилей с правым рулем.
Привычка — сильная штука. Поэтому во время путешествий будьте внимательны. Легко посмотреть не туда, переходя улицу, или занять чужую полосу при повороте.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Если жизнь — это игра, то я сделала отличную ставку. Рассказываю о цене побед и достижений.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
