Баннер
Авто

Вот прицепились! Узнайте, как зарегистрировать прицеп в ГИБДД и ездить без штрафов

Анна Субботина
/ 16 января 2023 13:15
9.1 тыс.
10 мин.
Текст изменился / 26 августа 2023

Чтобы сотрудники ГИБДД не цеплялись к вашему прицепу, его нужно зарегистрировать: заплатить пошлину и получить номера. На самодельный тоже.

как зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля
Прицеп — транспортное средство, значит, должен стоять на учете в ГИБДД. Источник Piqsels.com

Какие бывают прицепы

Прицепы бывают универсальные и специализированные (для квадроциклов, лодок), легкие (до 750 кг) и тяжелые. Легкие модели просто соединяют с автомобилем фаркопом и буксируют. Те, что весят больше 750 кг, оснащают тормозами.

Плохая новость — все прицепы нужно регистрировать: новые, б/у и даже самодельные. Хорошая — сделать это проще, чем поставить на учет автомобиль. Процедура регулируется ФЗ о регистрации транспортных средств и Правилами регистрации.

У поставленного на учет прицепа есть:

  • свидетельство о регистрации;
  • номерные знаки.

Техосмотр прицепу не нужен, страховка тоже. Не требуется и отметка в полисе ОСАГО автомобиля (исключение — грузовые модели).

Сдавать экзамены на вождение автомобиля с прицепом тоже не придется. Исключение — тяжелые и габаритные модели, которые влияют на управляемость автопоезда. Если прицеп весит больше, чем автомобиль, а их общий вес превышает 3,5 т, нужна специальная водительская категория — BE.

Максимальный вес прицепа определяется для каждой машины с учетом ее собственного веса и мощности двигателя; указан в технических характеристиках автомобиля.

Проще всего зарегистрировать новый прицеп. Сложности возникают со старыми моделями без документов и с самодельными.

Факт дня
Самые оригинальные материалы для денег: тюленья кожа, кусочки костей мамонта и красный фарфор.

Новый прицеп

Юрий любит отдыхать на природе, но не готов кормить комаров в палатке. Он купил прицеп-дачу, чтобы отдыхать с комфортом и возить с собой все необходимое.

Новый прицеп без проблем зарегистрируют в ГИБДД. Нужно предъявить два документа:

  • ПТС на прицеп,
  • договор купли-продажи.

Оба документа вы получите в магазине вместе с прицепом, оформлять их отдельно не придется. Еще сотрудник ГИБДД проверит:

  • VIN — на новых моделях хорошо читается, не стерт, не поцарапан;
  • соответствие VIN на прицепе и в ПТС;
  • правильно ли заполнен договор купли-продажи — здесь магазины тоже обычно не ошибаются.

Удобнее всего подать заявление на регистрацию прицепа через Госуслуги — нужно выбрать «Оформление документов при покупке» и «Регистрация нового ТС». Затем заполнить заявление онлайн и записаться на прием в ГИБДД.

Регистрация прицепа для легкового автомобиля проходит в ГИБДД и схожа с процедурой для автомобиля. Вы ставите прицеп на площадке для осмотра и подаете документы в окошко. Сотрудник проверяет состояние прицепа, документы, соответствие VIN. Если все в порядке, выдает свидетельство о регистрации и номера.

Поставить новый прицеп на учет нужно в течение 10 дней после покупки. После этого ездить без номеров нельзя.

Одновременно с прицепом Юрий купил фаркоп (крюк для буксировки, который устанавливается на машину) с электрикой. На любом прицепе есть свое световое оборудование: габаритные огни, поворотники и стоп-сигналы. Чтобы они работали синхронно с автомобильными, нужна соединяющая проводка.

Фаркоп подбирается под машину, а не прицеп. С новыми автомобилями вопросов обычно не возникает, а к старым часто приходится искать неоригинальные модели. Иногда требуется даже подпиливать бампер, чтобы закрепить деталь.

Не покупайте фаркоп без сертификата соответствия. Его могут потребовать при регистрации прицепа, чтобы убедиться в безопасности конструкции.

Подержанный прицеп

Ольга — хозяйка дайв-клуба. Ей нужно возить снаряжение, а летом — надувную лодку для выездов на открытую воду. Она купила легкий подержанный прицеп, куда поместилось все нужное.

Чтобы оформить прицеп для легкового автомобиля, купленный с рук, нужно предъявить те же документы, что для нового, плюс свидетельство о регистрации.

Таким образом, у вас должно быть три документа:

  • договор купли-продажи;
  • свидетельство о регистрации прицепа;
  • ПТС на прицеп.

Договор купли-продажи составляется по образцу. Указываются паспортные данные участников, марка и модель прицепа, сумма сделки, способ оплаты. Заверять договор у нотариуса не обязательно, но так будет надежнее — если в документе есть ошибки, регистрация затянется.

У Ольги были четкие требования к прицепу: вместительный, с удобной разгрузкой, устойчивый и недорогой — в начале сезона лишних денег не было. Она нашла идеальный прицеп — но он оказался без номеров.

Хозяин прицепа то ли потерял номера, то ли снял и куда-то положил — он так и не смог вспомнить. Прицеп был хорош, да и документы были в порядке. Ольга решила брать.

Ездить с прицепом без номеров нельзя. Исключение — если вы купили новый и едете ставить на учет в течение 10 дней после покупки.

Ольга могла рискнуть штрафом, но выбрала безопасный путь. Она записалась на прием в ГИБДД через Госуслуги. В назначенный день вызвала эвакуатор, чтобы отвезти прицеп на осмотр, а домой буксировала его сама, с новыми номерами.

регистрация прицепа для легкового автомобиля в гибдд
Прицеп нужен путешественникам, фермерам, яхтсменам. Источник: Piqsels.com

Подержанные машины и прицепы часто покупают только потому, что новые стоят слишком дорого. Иногда экономия оправданна, но чаще покупатель теряет выгоду: гарантийное обслуживание и ремонт, уверенность в надежности и безопасности, легкую постановку на учет.

Идти на компромиссы не придется, если взять автокредит с выгодной ставкой. Рассчитайте срок и размер платежей на онлайн-калькуляторе и сразу подайте заявку.

Самодельный прицеп

Кузьма Петрович — фермер. У него есть УАЗ и «ГАЗель», но нужен еще прицеп — сено для коз, например, в УАЗ не загрузишь, а гонять «ГАЗель» жалко.

Покупать прицеп Кузьме Петровичу дорого и неинтересно. Лучше сварить самому, тем более в сарае и рама имеется — от старого «Москвича».

Сотрудники ГИБДД на вопрос, как зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля, ответили: никак. На самом деле поставить самоделку на учет, конечно, можно. Но нужно запастись терпением и действовать последовательно.

Чтобы успешно пройти регистрацию, транспортное средство должно отвечать правилам безопасности. За прицеп заводского изготовления отвечает производитель. Безопасность самодельного доказывается через экспертизу.

Пройти экспертизу можно в любом центре с госаккредитацией. В Москве это, например, НАМИ. Порядок действий следующий:

  1. Обратиться к ГИБДД за направлением на экспертизу.
  2. Пройти экспертизу. Если в ходе испытаний выяснится, что какой-то узел не отвечает стандартам — переделать и пройти заново.
  3. Сдать результаты экспертизы в ГИБДД. Получить номера и свидетельство регистрации, а также ПТС и VIN, который гравируется на самом прицепе или на металлической пластине. Ее нужно будет приварить к прицепу.

Зарегистрированный самодельный прицеп с документами можно использовать самому или продавать. Никаких проблем при продаже не возникнет.

30-летний опыт сварки подсказывал Кузьме Петровичу, что из стального листа и уголка он сделает не прицеп, а конфетку. Но здравый смысл убедил сначала почитать автофорумы: оценят ли эксперты плод его технической фантазии?

Прицеп, полностью изготовленный своими руками, легализовать очень сложно: эксперты будут проверять каждую деталь. Некоторые детали самому и не сделать (рессоры, амортизаторы). Их покупают в автомагазинах.

На экспертизу предъявляют не только сам прицеп, но и:

  • чеки на купленные детали и материалы;
  • сертификаты на узлы и детали (входят в комплект документации при продаже);
  • квалификационное удостоверение сварщика, варившего конструкцию;
  • подробное описание конструкции;
  • четыре фотографии прицепа со всех сторон, формат — 10×15 см.

Удостоверение сварщика у Кузьмы Петровича было, чеки и сертификаты тоже удалось собрать. Он оплатил экспертизу, была назначена дата проверки, и через неделю фермер получил заветное заключение о безопасности.

В среднем постановка на учет прицепа для легкового автомобиля занимает около недели.

регистрация прицепа через госуслуги
Регистрация нужна, только чтобы передвигаться по дорогам. Старый прицеп, который стоит на участке как инсталляция, регистрировать не нужно. Источник: Piqsels.com

Самодельная техника — предмет гордости. Но не финансовой: материалы, потраченное время, экспертиза, пошлины за новые номера, ПТС и свидетельство о регистрации приближаются к стоимости готового прицепа.

Какой бы вариант вы ни выбрали, всегда сможете подстраховаться заемными средствами. Можно взять потребительский кредит и потратить его на материалы и инструменты.

В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 5 млн рублей. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение.

Бонус: Нужны ли специальные водительские права на прицеп?

Юрий из первой истории долго выбирал прицеп-дачу. Сначала думал сэкономить и купить поменьше, но понял, что не готов к компромиссам. Он выбрал модель с двумя комнатами, кухней, санузлом и встроенной палаткой.

Масса прицепа немного вышла за 750 кг. Такие прицепы обязательно оборудуются тормозами, иначе автомобиль не сможет безопасно маневрировать и тормозить из-за инерции. А еще на них могут потребовать права категории BE.

Вес и габариты тяжелых прицепов осложняют вождение и парковку автомобиля. Нужны особые навыки и, следовательно, отдельные права. Этот вопрос регулируется ст. 25 ПДД.

Права не требуются, если:

  • прицеп весит меньше 750 кг.
  • прицеп весит не больше автомобиля;
  • или общий вес автопоезда меньше 3500 кг.

Вес определяется исходя из разрешенной максимальной массы, указанной в ПТС.

Юрий ездит на «Тойоте Ленд Крузер». Разрешенная максимальная масса этого автомобиля — 3230 кг.

Прицеп-дача Action весит 950 кг. Вместе они весят 4180 кг — это больше, чем 3500 кг, указанные в статье.

Но прицеп все еще весит меньше автомобиля. Поэтому права BE Юрию не нужны.

Если бы Юрий ездил на «Дэу Матиз», масса которого начинается от 750 кг, ему бы тоже не понадобились специальные права. Общая масса автопоезда была бы меньше 3500 кг.

Права Юрию понадобятся, только если он поменяет машину на более легкую или купит прицеп потяжелее. Тогда будут выполняться оба условия: прицеп тяжелее машины и их общая масса больше 3500 кг.

Оптимальная масса прицепа — не более трети от массы автомобиля.

Статьи на автотематику у вас в почте

Подпишитесь на подборку статей на автомобильную тематику. Все самое интересное из автомобильной рубрики будем присылать вам на почту.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
9.1 тыс.
Анна Субботина
Анна Субботина
Время и деньги взаимозаменяемы, говорил Черчилль. Я помогу сэкономить и то, и другое.
Баннер