Баннер
Бизнесу

Как открыть аптеку

Камила Мирзакаримова
/ 27 апреля 2023 08:40
19 мин.
Текст изменился / 12 октября 2023

Расскажем, как открыть аптеку с нуля, чтобы соблюсти все требования российского законодательства, и какие особенности работы есть в аптечном бизнесе.

аптека
Хотя в крупных городах можно встретить аптеку практически на каждом углу, организовать аптечный бизнес — хлопотное дело

Виды аптечных организаций

Планируете открыть аптеку или аптечный киоск? Между ними есть разница. Согласно утвержденным видам аптечных организаций, различают:

1. Аптеки — розничные и производственные.

Розничные торгуют готовыми лекарствами и не могут их изготовлять.

Производственные бывают двух типов: 

  • имеют право производить все лекарства, кроме асептических препаратов;
  • имеют право производить асептики.

2. Аптеки при медицинских учреждениях

Функционируют при лечебницах и профилакториях. Различаются по типам разрешенного производства, как и в случае с аптеками. Но есть еще одна разновидность — аптека, которая может производить радиофармацевтические препараты (содержат радиоактивные нуклиды).

3. Аптечные пункты, в том числе при медицинских организациях

В них нельзя продавать оборудование для реабилитации, препараты, которые содержат психотропные, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества.

4. Аптечные киоски

Помимо того, что киоски не могут продавать препараты, запрещенные для реализации в аптечных пунктах, они также не имеют права отпускать лекарства по рецептам (запретили в 2017 году). Еще киоски отличаются размерами и конструктивными особенностями помещения.

ИП или ООО

Чтобы открыть аптеку, нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. 

Организационно-правовые формы, предусмотренные для аптечных организаций, — общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), закрытые акционерные общества (ЗАО), индивидуальное предпринимательство (ИП).

Чаще всего используют ООО либо ИП.

ИП подойдет для продаж лекарств, но получится открыть только одну аптеку: такое правило действует с 1 сентября 2022 года.

ООО необходимо, если вы также планируете производить препараты. Для онлайн-аптеки ООО обязательно. 

Важно: открыть аптеку имеет право только индивидуальный предприниматель, который получил образование фармацевта или провизора. Раньше для него также был необходим минимум трехлетний (если образование высшее) или пятилетний  (если среднее) стаж. Но это положение отменили.

Требование иметь действующий сертификат специалиста к ИП при этом сохранилось.

Поэтому, если у вас нет соответствующего фармацевтического образования, вам следует открывать ООО и нанимать в качестве руководителя (директора) компании специалиста с высшим фармацевтическим образованием и минимум трехлетним стажем работы.

Небольшой бизнес особенно нуждается в своевременной финансовой поддержке. В Совкомбанке индивидуальные предприниматели могут получить кредит на выгодных условиях.

Бизнес задыхается от недостатка финансов? Назревает кассовый разрыв или срочно нужны деньги для заключения выгодной сделки? Спасение есть. Кредит для ИП от Совкомбанка — глоток свежего воздуха для небольшого бизнеса. Получите до 10 млн рублей уже на следующий день после подачи заявки. Пакет документов — минимальный!

Система налогообложения

Из существующих режимов налогообложения для аптечного бизнеса подходят:

ОСН — основная система налогообложения. Нет ограничений на доход в год и число работников, но зато придется платить НДФЛ, НДС, налог с имущества, которое необходимо для предпринимательской деятельности. Нужно сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетности. 

НДС составит до 20% (на часть ассортимента вроде лекарств и товаров для детей НДС снижен до 10%). 

Для ИП НДФЛ с доходов установлен в размере 13-15%.

УСН — упрощенная система налогообложения. Ставка с доходов составляет 6%, по схеме «доходы минус расходы» — до 15%. При таких условиях в штате разрешено иметь не больше 100 сотрудников, оборот ограничен 188,55 млн рублей.

Если годовой доход составляет от 188,55 млн рублей и до 251,4 млн рублей, а штат увеличился до 130 человек, ставка с доходов повышается до 8%. По схеме «доходы минус расходы» — до 20%.

ИП, которые работают по УСН, не сдают бухгалтерскую отчетность, но раз в год они обязаны подавать налоговую декларацию. 

АУСН — автоматизированная упрощенная система налогообложения, которая пока работает в Москве и области, Татарстане и Калужской области. Ставка одинакова во всех регионах: либо 8% с доходов, либо 20% после вычета расходов из доходов.

лицензия
Государство строго следит за деятельностью аптек

Регистрация

При регистрации нужно указать код ОКВЭД. Для аптеки это будет 47.73 «Розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)». Дополнительные коды можно внести позже, если вы решите торговать ортопедическими изделиями, косметикой и т. д.

Процедура регистрации ИП и ООО стандартная. Нужно собрать пакет документов и направить его в Инспекцию федеральной налоговой службы России (ИФНС). 

Проще всего загрузить документы на сайт ФНС или на портал госуслуг. Бумажные варианты можно отнести в ИФНС или МФЦ. Как только налоговая служба поставит вас на учет, все сведения подадут в Социальный фонд России (с 1 января 2023 года он объединил в себе ПФР и ФСС). 

Пакет документов для регистрации ИП включает:

  • заявление по форме Р21001 (образец можно скачать на сайте);
  • ксерокопию паспорта гражданина РФ (все страницы);
  • квитанцию об оплате пошлины (800 рублей);
  • заявление о переходе на УСН (иначе по умолчанию у вас будет ОСНО).

Пакет документов для регистрации юрлица состоит из:

  • заявления по форме Р11001 (можно скачать);
  • устава ООО;
  • решения единственного учредителя/ протокола собрания учредителей;
  • договора об учреждении ООО (если учредителей несколько);
  • квитанции об оплате госпошлины (4000 рублей. Если учредителей несколько, то сумму в равной степени делят на количество человек и каждый выплачивает свою часть);
  • заявления о переходе на УСН.

Разрешительная документация

Чтобы получить лицензию на работу аптеки, нужно пройти три этапа:

  • получить санитарно-эпидемиологическое разрешение от Роспотребнадзора (пригласить местную СЭС, она проверит помещение и оборудование. Заключение выдадут через 20-30 дней);
  • оплатить пошлину (7500 рублей, реквизиты указаны на сайтах региональных Министерств здравоохранения);
  • направить через портал госуслуг заявление на получение лицензии в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), приложив пакет документов. 

В пакет документов входят:

  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • документ об уплате госпошлины; 
  • выписка из ЕГРН, если вы собственник помещения, либо договор аренды;
  • документы об образовании и сертификаты сотрудников;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Роспотребнадзором; 

Срок рассмотрения заявления в Росздравнадзоре составляет до 15 дней. Лицензию на аптеку выдают бессрочно (раньше она действовала 5 лет). 

Особенности помещения

Не каждое помещение подойдет для аптеки. Существуют требования СанПина, а в Москве придется соблюдать указания главного санитарного врача

Назовем лишь некоторые критерии, которым должно удовлетворять помещение под аптеку: 

  • отдельный вход, если аптека находится в многоквартирном доме;
  • подвозка и разгрузка лекарств только со стороны автомобильной дороги. Носить товар через подъезды жилых домов запрещено;
  • минимальная высота потолков — 2,4 метра;
  • хорошая система вентиляции и кондиционирования;
  • яркое освещение торгового зала и зоны касс;
  • отдельное помещение для хранения вещей сотрудников и принятия пищи;
  • влажность воздуха в помещении — не больше 60 ± 5% и т.д.

Необходимое оборудование 

Нужно закупить шкафы и холодильники, в которых будут храниться лекарства, а также правильно обустроить торговый зал и онлайн-кассу (ее покупают или арендуют у банка).

Онлайн-кассы устроены особым образом. Покупатель получает распечатанный чек, а информация о проведенной операции сохраняется на накопителе данных. Кассы 

зашифровывают и передают информацию оператору фискальных данных (ОФД), после чего данные попадают в налоговую службу. 

Чтобы покупатели могли использовать карты для оплаты через терминал или СБП, нужно подключить эквайринг — технологию безналичного приема платежей.

Если у вас онлайн-аптека, онлайн-касса для аптеки от партнеров Совкомбанка гарантирует идеальную совместимость с вашим ПО и полное соответствие законодательным нормам.

Для хранения лекарств необходимы

  • стеллажи и шкафы;
  • минимум два фармацевтических холодильника;
  • шкаф с замком (для препаратов, которые могут вызвать зависимость);
  • сейф для некоторых групп рецептурных препаратов;
  • термометр и гигрометр (последний определяет влажность воздуха).

Поскольку лекарства обязательно маркировать, также потребуется сканер, который считывает коды DataMatrix, и ПК. С помощью этого оборудования данные о товарах, поступивших на реализацию в аптеку и проданных, попадут в национальную систему маркировки «Честный знак».

Для торгового зала потребуются витрины, прилавки, стойка для кассы. При желании для посетителей можно установить стол с тонометром, скамейки, кресла.

Факт дня
Первые денежные переводы через телеграф запустили в 1872 году.

Подбор персонала

Фармацевты должны раз в пять лет обновлять сертификаты об аккредитации специалиста. Для них обязательны среднее или высшее фармацевтическое образование и гражданство РФ.

С 1 сентября 2022 года в аптеке также должен быть сотрудник, отвечающий за соблюдение стандартных операционных процедур и требований к качеству лекарств. 

При найме персонала у соискателей обязательно нужно запросить медицинские и трудовые книжки, оформить трудовой договор. 

За прием, хранение, реализацию лекарств и прочее отвечает руководитель аптеки. Он регламентирует все операционные процедуры. Ознакомление с регламентом сотрудники подтверждают подписью. 

Товар

Для аптек установлен минимальный ассортимент товаров, который всегда должен быть в наличии. При этом в 2022 году в перечень внесли изменения, и сейчас список обязательных лекарств включает 52 наименования.

Помимо лекарств, разрешается также торговать медицинскими изделиями и дезинфицирующими средствами, предметами и средствами личной гигиены и для ухода за больными, БАДами, минеральными водами и прочим. 

Закупка товара разрешена только у официальных поставщиков.

Для поиска поставщиков с самыми выгодными ценами и оформления заказов существует специальная программа — «АналитФармация»

лекарство
Закупка минимального ассортимента товаров обойдется недешево

Сколько стоит открыть аптеку

Полноценный бизнес-план аптеки — объемный документ, который учитывает конкретную ситуацию и условия, в которых вы планируете открыть аптеку. Мы назовем лишь основные его положения и приведем примерные статьи затрат.

Что нужно для открытия аптеки:

1. Исследовать рынок 

Прежде чем открывать точку, следует изучить присутствующие на рынке аптеки и оценить конкуренцию. Это позволит определить преимущества вашей точки.  Рекомендуем нанять стороннюю компанию для проведения анализа рынка.

2. Определить формат

Решите, какой тип аптеки вы хотите открыть: сеть или небольшую угловую аптеку. В зависимости от этого к помещению и оборудованию будут разные требования.

3. Найти место и арендовать или купить помещение

Многое зависит от выбранной точки продажи. Лучше купить или арендовать помещение побольше, чтобы обеспечить нормы расстановки и хранения товаров.

4. Получить лицензию

Еще до закупки товара необходимо получить медицинскую лицензию на открытие аптеки. На сбор документов для подачи заявления может уйти полтора месяца.

5. Закупить товар на склад 

Изучите рынок дистрибьюторов и определите главных поставщиков. Убедитесь, что компании будут вовремя доставлять товары.

6. Купить рекламу 

Рекламируйте свой бизнес в местных газетах, на сайтах, радио. Напечатайте визитки, листовки и другую рекламу, которая привлечет внимание к вашей аптеке.

7. Подсчитать  затраты

Вот ориентировочные затраты, необходимые для аренды помещения, покупки оборудования и мебели, товара, найма персонала и рекламы:

  • аренда помещения в спальном районе (50 кв. м) — 100-250 тыс. рублей в месяц;
  • аренда помещения в центральной части города (50 кв. м) — 350-400 тыс. рублей в месяц;
  • холодильный шкаф (3 шт) — 90 тыс. рублей;
  • стеллаж (20 шт) — 180 тыс. рублей;
  • стойка — 6-12 тыс. рублей;
  • столы и шкафы для сотрудников — 10-25 тыс. рублей; 
  • сейф для лекарств с замком — 20 тыс. рублей;
  • кассовое оборудование — 50 тыс. рублей;
  • сигнализация охранная — 18 тыс. рублей;
  • сигнализация пожарная — 5 тыс. рублей;
  • система видеонаблюдения —  40 тыс. рублей;
  • контрольно-измерительное оборудование —  50-60 тыс. рублей;
  • закупка товара  — 1 млн-2,5 млн рублей;
  • зарплата сотрудников — 100-110 тыс. рублей в месяц для заведующего аптеки, 70 тыс. рублей в месяц для фармацевта (нужно как минимум 2 сменных сотрудника). 

Итого: без учета единого страхового налога на работников (ЕСН) в размере 30% и НДС в 20% примерные затраты на открытие аптеки составят от 1,8 млн рублей до 3 млн 650 тыс. рублей.

Итоги

Чтобы открыть аптеку, необходимо получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. При ее отсутствии аптека не имеет права осуществлять продажу и хранение лекарственных препаратов.

Чтобы пройти проверку СЭС, помещение должно отвечать строгим нормативам. Потребуется закупить специальное оборудование для аптеки, соблюсти условия хранения лекарств.Лицензию выдает Росздравнадзор после получения всех необходимых документов, в том числе подтверждающих квалификацию персонала.

Цены актуальны на момент написания статьи и приведены для примера.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
Камила Мирзакаримова
Камила Мирзакаримова
В мире фактов важно не потеряться! Просто и увлекательно пишу про финансы, ESG и умное потребление.
Баннер