- Виды издержек
- Зачем надо рассчитывать издержки
- Постоянные и переменные издержки
- Явные и неявные издержки
- Прямые и косвенные издержки
- Производственные и непроизводственные издержки
- Релевантные и нерелевантные издержки
- Контролируемые и неконтролируемые издержки
- Возвратные и невозвратные издержки
- Как планировать издержки
- Как сократить издержки
Виды издержек
Издержки — все траты бизнеса на производство товаров или услуг. К ним относятся расходы компании на покупку материалов, хранение продукции, ее переработку, продажу и перевозку. От издержек зависит себестоимость продукта и его отпускная цена.
Бывают общественные и частные издержки. В первом случае показатель относится ко всем окружающим (социуму). Во втором — непосредственно к конкретной компании.
Зачем надо рассчитывать издержки
Основная цель любого бизнеса — прибыль, на которую влияют расходы компании. Для чего фирмы должны рассчитывать издержки:
- Установление правильной цены. Стоимость товара может быть занижена при некорректном расчете расходов на его создание. Так бизнес понесет убытки. При завышении цены на продукт в условиях конкуренции он может оказаться невостребованным, что опять же приведет к отсутствию прибыли.
- Прогнозирование развития компании. Правильные расчеты позволяют владельцу бизнеса планировать прибыль, определять убытки и находить точки роста.
- Снижение налоговой нагрузки. Торговые предприятия или ИП, которые работают по упрощенной или общей системе налогообложения, могут сократить налогооблагаемую базу.
Постоянные и переменные издержки
Постоянные издержки — это затраты, на которые никак не влияют объемы производства компании. Они всегда одинаковые: когда работа идет, или бизнес стоит на стопе.
Какие расходы относятся к постоянным издержкам:
- плата за арендуемые помещения и технику;
- амортизационные выплаты (обновление изношенных техники, инструментов, транспорта и т. д.);
- ЖКУ (без расходов по показаниям счетчиков);
- расчетно-кассовое обслуживание;
- услуги юристов и бухгалтеров;
- зарплата сотрудникам административно-управленческого комплекса.
Отчеты, налоговая, аудит, дебет, кредит — понятия из словарного запаса любого бухгалтера. Не берите на себя все обязанности и отдайте их часть Совкомбанку. Вам даже не придется нанимать опытного сотрудника. Мы все сделаем сами.
Не хотите нанимать бухгалтера в штат, а сами не справляетесь с налоговой отчетностью? У клиентов Совкомбанка есть простой выход из такой ситуации — онлайн-отчетность в ФНС.
Переменные расходы — траты, на которые влияют производственные объемы. Чем больше товаров создает предприятие, тем выше финансовые потери.
Переменные затраты включают:
- приобретение ресурсов;
- транспортировка материалов и готовых товаров;
- оплата коммунальных услуг;
- платежи за услуги аутсорсинговых компаний;
- сдельная оплата труда.
Они могут меняться. Например, во время простоя или снижения количества заказов можно отказаться от аренды некоторых помещений, что поможет сократить расходы.
Явные и неявные издержки
На явные (бухгалтерские) издержки влияет общая сумма затрат фирмы на внешние ресурсы (резервы, которые не принадлежат компании). К примеру, предприятие закупает необходимые материалы у поставщика. По сути, это упущенная компанией выгода.
Что относится к явным издержкам:
- оплата труда сотрудникам компании;
- покупка оборудования и сырья;
- расходы на транспорт;
- ЖКУ.
К неявным относятся расходы, которые возникают после принятия какого-либо решения руководящим составом. Например, фирма торгует мукой. Стоимость этого товара меняется каждый день. Руководство компании может передумать и не продавать завтра муку по 90 рублей за килограмм, а сделать это через две недели. При снижении цены на продукт появятся неявные издержки.
Бухгалтер не будет фиксировать их в отчете, но по факту они есть. Неявных затрат можно было бы избежать, если бы начальство приняло другое решение.
Прямые и косвенные издержки
Прямые издержки — расходы, которые удалось заложить в себестоимость товаров. Например, материалы, упаковка, премии и т. д.
Косвенные, как правило, не включены в итоговую стоимость продукта. Их учитывают отдельно. К ним можно отнести рекламу, аренду инструментов и т. д. Например, для производства йогурта надо отремонтировать конвейер, убрать цех и т. д.
Производственные и непроизводственные издержки
Такие затраты разделяют в зависимости от того, повлияли ли они на производство продукта. Если влияния не было, то это непроизводственные расходы. К ним можно отнести оплату рекламной кампании, труда сотрудников административного отдела, страховки и т. д.
К производственным тратам относят:
- расходы на материалы (картон для упаковки, пластмасса для посуды, стекло для серванта);
- зарплата сотрудникам, которые принимали участие в создании товара (сборщик мебели, упаковщик готовых продуктов);
- затраты на организацию, обслуживание и реализацию продукции (дополнительное сырье, ремонт и обновление сломавшегося оборудования).
Релевантные и нерелевантные издержки
Размер релевантных издержек напрямую зависит от решений, принятых начальством. Чаще всего это:
- прогнозируемые расходы;
- затраты, которых можно избежать;
- упущенная выгода;
- дополнительные расходы, которые могут появиться из-за расширения производства.
На нерелевантные траты управленческие решения никак не влияют. Их можно разделить на:
- расходы, которые невозможно вернуть (например, реклама товара);
- обязательные затраты, которых не избежать в будущем (налоги, страховка, зарплата и т. п.);
- общехозяйственные расходы (например, покупка ПО).
Контролируемые и неконтролируемые издержки
Название говорит само за себя. На одни из издержек влияет бизнес, на другие — нет.
Индивидуальный предприниматель или предприятие могут контролировать следующие расходы:
- объем покупаемых ресурсов;
- размер оклада и премий для сотрудников;
- налоги.
За пределами контроля компании находятся:
- кредитные задолженности;
- размер арендной платы (в данном случае итоговое решение принадлежит арендодателю);
- страховые взносы и различные сборы.
Для оптимизации расходов управленец должен сконцентрировать свое внимание на контролируемых затратах.
Возвратные и невозвратные издержки
В широком значении к невозвратным издержкам относятся расходы, которые нельзя вернуть после закрытия фирмы. К примеру, бизнесмен не сможет получить обратно деньги, которые он потратил на рекламу товара.
В узком значении невозвратные траты — расходы на ресурсы без альтернативного применения.
Возвратные издержки можно вернуть в полном объеме или частично. Например, компания купила отдельный офис и оборудование. После ликвидации бизнеса все это можно продать и «отбить» потраченные деньги.
Если вы бизнесмен и вам необходимо дополнительное финансирование, возьмите кредит в Совкомбанке. Гарантируем выгодные условия и отсутствие скрытых платежей.
Если вашему бизнесу потребуется поддержка, вы всегда можете обратиться за помощью в Совкомбанк. У нас вы сможете получить деньги быстро и без лишних формальностей. Изучите условия и оставьте заявку прямо сейчас!
Как планировать издержки
Каждое предприятие в обязательном порядке должно проводить анализ и прогнозирование расходов, которые будут «сопровождать» бизнес. Это необходимо для сокращения затрат, чтобы снизить себестоимость товара и его отпускную цену.
Существует пять принципов планирования издержек в компании.
- Беспрерывное планирование. Руководство компании должно делать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Все они напрямую зависят друг от друга. Например, своевременное выполнение краткосрочных планов приведет к тому, что среднесрочные тоже будут выполнены в положенное время. В результате весь процесс будет непрерывным.
- Принцип научности. В основе планирования должны быть исключительно точные данные о расходах бизнеса. Важно провести анализ за прошлые годы работы и уже на его результатах строить новые прогнозы.
- Максимальное использование ресурсов. Предприятие должно вести эффективную работу с применением всех средств и материалов, чтобы получить наибольшую прибыль.
- Принцип себестоимости. Руководителю необходимо отбирать максимальные издержки и искать пути по их снижению.
- Принцип системности. Процесс планирования расходов должен быть единым. Результат будет точным и полезным, если все действия компании взаимосвязаны.
Как сократить издержки
Снижение производственных издержек — комплекс действий, которые направлены не только на сохранение финансов и получение максимальной прибыли. Процесс позволяет достичь следующих целей:
- повышения конкурентоспособности;
- рациональной эксплуатации ресурсов;
- повышения инвестиционной привлекательности фирмы;
- оптимизации процессов производства.
Смысл снижения в уменьшении себестоимости продукции с сохранением качества. Как это сделать:
- Сократить штат, а часть процессов автоматизировать.
- Перевести часть сотрудников на удаленный формат работы. Это позволит отказаться от аренды или покупки офисного помещения.
- Перевести часть процессов на аутсорсинг. Например, бухгалтерию, IT-отдел, маркетологов.
- Купить качественное оборудование. Так производство товаров будет менее затратным.
- Искать поставщиков сырья и материалов по меньшей цене.
- Урезать расходы.
- Проанализировать маркетинг. Возможно, есть каналы или кампании, от которых можно отказаться.
- Пересмотреть ассортимент. Например, у небольшого мясокомбината может быть конкретный вид колбасы, которую никто не заказывает. Зачем производить то, что не пользуется спросом?
- Обратиться за помощью к государству.
Снижение размера издержек не должно привести к ухудшению качества и спаду спроса на выпускаемые товары или услуги. В некоторых случаях принцип «отрезал — сэкономил» не работает. Иногда лучше повысить часть расходов, чтобы дело начало процветать.
Важно запомнить, что издержками являются все затраты предприятия или ИП. Понимание их структуры — большой шаг на пути к управлению расходами. Руководство должно проводить анализ не только реальных трат, но и неполученной выгоды.