Баннер
Бизнесу

Виды издержек на предприятии

Анастасия Андреева
/ 6 апреля 2023 09:20
13 мин.
Текст изменился / 25 июля 2023

Главная цель любой компании — извлечение максимальной прибыли. А чтобы ее получить, надо корректно рассчитывать издержки. Их виды, принципы планирования и способы по сокращению — в статье.

виды издержек
Знание издержек не только приведет к получению прибыли, но и позволит спрогнозировать развитие бизнеса в будущем

Виды издержек

Издержки — все траты бизнеса на производство товаров или услуг. К ним относятся расходы компании на покупку материалов, хранение продукции, ее переработку, продажу и перевозку. От издержек зависит себестоимость продукта и его отпускная цена.

Бывают общественные и частные издержки. В первом случае показатель относится ко всем окружающим (социуму). Во втором — непосредственно к конкретной компании.

Зачем надо рассчитывать издержки

Основная цель любого бизнеса — прибыль, на которую влияют расходы компании. Для чего фирмы должны рассчитывать издержки:

  1. Установление правильной цены. Стоимость товара может быть занижена при некорректном расчете расходов на его создание. Так бизнес понесет убытки. При завышении цены на продукт в условиях конкуренции он может оказаться невостребованным, что опять же приведет к отсутствию прибыли.
  2. Прогнозирование развития компании. Правильные расчеты позволяют владельцу бизнеса планировать прибыль, определять убытки и находить точки роста.
  3. Снижение налоговой нагрузки. Торговые предприятия или ИП, которые работают по упрощенной или общей системе налогообложения, могут сократить налогооблагаемую базу.

Постоянные и переменные издержки

Постоянные издержки — это затраты, на которые никак не влияют объемы производства компании. Они всегда одинаковые: когда работа идет, или бизнес стоит на стопе.

Какие расходы относятся к постоянным издержкам:

  • плата за арендуемые помещения и технику;
  • амортизационные выплаты (обновление изношенных техники, инструментов, транспорта и т. д.);
  • ЖКУ (без расходов по показаниям счетчиков);
  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • услуги юристов и бухгалтеров;
  • зарплата сотрудникам административно-управленческого комплекса.

Отчеты, налоговая, аудит, дебет, кредит — понятия из словарного запаса любого бухгалтера. Не берите на себя все обязанности и отдайте их часть Совкомбанку. Вам даже не придется нанимать опытного сотрудника. Мы все сделаем сами.

Не хотите нанимать бухгалтера в штат, а сами не справляетесь с налоговой отчетностью? У клиентов Совкомбанка есть простой выход из такой ситуации — онлайн-отчетность в ФНС.

Переменные расходы — траты, на которые влияют производственные объемы. Чем больше товаров создает предприятие, тем выше финансовые потери.

Переменные затраты включают:

  • приобретение ресурсов;
  • транспортировка материалов и готовых товаров;
  • оплата коммунальных услуг;
  • платежи за услуги аутсорсинговых компаний;
  • сдельная оплата труда.

Они могут меняться. Например, во время простоя или снижения количества заказов можно отказаться от аренды некоторых помещений, что поможет сократить расходы.

Явные и неявные издержки

На явные (бухгалтерские) издержки влияет общая сумма затрат фирмы на внешние ресурсы (резервы, которые не принадлежат компании). К примеру, предприятие закупает необходимые материалы у поставщика. По сути, это упущенная компанией выгода.

Что относится к явным издержкам:

  • оплата труда сотрудникам компании;
  • покупка оборудования и сырья;
  • расходы на транспорт;
  • ЖКУ.

К неявным относятся расходы, которые возникают после принятия какого-либо решения руководящим составом. Например, фирма торгует мукой. Стоимость этого товара меняется каждый день. Руководство компании может передумать и не продавать завтра муку по 90 рублей за килограмм, а сделать это через две недели. При снижении цены на продукт появятся неявные издержки. 

Бухгалтер не будет фиксировать их в отчете, но по факту они есть. Неявных затрат можно было бы избежать, если бы начальство приняло другое решение.

Прямые и косвенные издержки

Прямые издержки — расходы, которые удалось заложить в себестоимость товаров. Например, материалы, упаковка, премии и т. д.

Косвенные, как правило, не включены в итоговую стоимость продукта. Их учитывают отдельно. К ним можно отнести рекламу, аренду инструментов и т. д. Например, для производства йогурта надо отремонтировать конвейер, убрать цех и т. д.

Производственные и непроизводственные издержки

Такие затраты разделяют в зависимости от того, повлияли ли они на производство продукта. Если влияния не было, то это непроизводственные расходы. К ним можно отнести оплату рекламной кампании, труда сотрудников административного отдела, страховки и т. д.

К производственным тратам относят:

  • расходы на материалы (картон для упаковки, пластмасса для посуды, стекло для серванта);
  • зарплата сотрудникам, которые принимали участие в создании товара (сборщик мебели, упаковщик готовых продуктов);
  • затраты на организацию, обслуживание и реализацию продукции (дополнительное сырье, ремонт и обновление сломавшегося оборудования).
издержки производства
Переход на аутсорс помогает сократить размер издержек. Например, владелец бизнеса может нанять специалиста для решения бухгалтерских вопросов извне. Источник: piqsels.com

Релевантные и нерелевантные издержки

Размер релевантных издержек напрямую зависит от решений, принятых начальством. Чаще всего это:

  • прогнозируемые расходы;
  • затраты, которых можно избежать;
  • упущенная выгода;
  • дополнительные расходы, которые могут появиться из-за расширения производства.

На нерелевантные траты управленческие решения никак не влияют. Их можно разделить на:

  • расходы, которые невозможно вернуть (например, реклама товара);
  • обязательные затраты, которых не избежать в будущем (налоги, страховка, зарплата и т. п.);
  • общехозяйственные расходы (например, покупка ПО).

Контролируемые и неконтролируемые издержки

Название говорит само за себя. На одни из издержек влияет бизнес, на другие — нет. 

Индивидуальный предприниматель или предприятие могут контролировать следующие расходы:

  • объем покупаемых ресурсов;
  • размер оклада и премий для сотрудников;
  • налоги.

За пределами контроля компании находятся:

  • кредитные задолженности;
  • размер арендной платы (в данном случае итоговое решение принадлежит арендодателю);
  • страховые взносы и различные сборы.

Для оптимизации расходов управленец должен сконцентрировать свое внимание на контролируемых затратах.

Факт дня
Самые необычные налоги в мире — на жизнь, свободу, уши, солнце, тень, цвет глаз, туалеты, бороды.

Возвратные и невозвратные издержки

В широком значении к невозвратным издержкам относятся расходы, которые нельзя вернуть после закрытия фирмы. К примеру, бизнесмен не сможет получить обратно деньги, которые он потратил на рекламу товара.

В узком значении невозвратные траты — расходы на ресурсы без альтернативного применения.

Возвратные издержки можно вернуть в полном объеме или частично. Например, компания купила отдельный офис и оборудование. После ликвидации бизнеса все это можно продать и «отбить» потраченные деньги. 

Если вы бизнесмен и вам необходимо дополнительное финансирование, возьмите кредит в Совкомбанке. Гарантируем выгодные условия и отсутствие скрытых платежей.

Если вашему бизнесу потребуется поддержка, вы всегда можете обратиться за помощью в Совкомбанк. У нас вы сможете получить деньги быстро и без лишних формальностей. Изучите условия и оставьте заявку прямо сейчас!

Оставить заявку

Как планировать издержки

Каждое предприятие в обязательном порядке должно проводить анализ и прогнозирование расходов, которые будут «сопровождать» бизнес. Это необходимо для сокращения затрат, чтобы снизить себестоимость товара и его отпускную цену.

Существует пять принципов планирования издержек в компании.

  • Беспрерывное планирование. Руководство компании должно делать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Все они напрямую зависят друг от друга. Например, своевременное выполнение краткосрочных планов приведет к тому, что среднесрочные тоже будут выполнены в положенное время. В результате весь процесс будет непрерывным.
  • Принцип научности. В основе планирования должны быть исключительно точные данные о расходах бизнеса. Важно провести анализ за прошлые годы работы и уже на его результатах строить новые прогнозы.
  • Максимальное использование ресурсов. Предприятие должно вести эффективную работу с применением всех средств и материалов, чтобы получить наибольшую прибыль.
  • Принцип себестоимости. Руководителю необходимо отбирать максимальные издержки и искать пути по их снижению.
  • Принцип системности. Процесс планирования расходов должен быть единым. Результат будет точным и полезным, если все действия компании взаимосвязаны.
издержки фирмы
Сокращение издержек — один из лучших способов по выведению бизнеса на максимальную прибыль. Источник: unsplash.com

Как сократить издержки

Снижение производственных издержек — комплекс действий, которые направлены не только на сохранение финансов и получение максимальной прибыли. Процесс позволяет достичь следующих целей:

  • повышения конкурентоспособности;
  • рациональной эксплуатации ресурсов;
  • повышения инвестиционной привлекательности фирмы;
  • оптимизации процессов производства.

Смысл снижения в уменьшении себестоимости продукции с сохранением качества. Как это сделать:

  1. Сократить штат, а часть процессов автоматизировать.
  2. Перевести часть сотрудников на удаленный формат работы. Это позволит отказаться от аренды или покупки офисного помещения.
  3. Перевести часть процессов на аутсорсинг. Например, бухгалтерию, IT-отдел, маркетологов.
  4. Купить качественное оборудование. Так производство товаров будет менее затратным.
  5. Искать поставщиков сырья и материалов по меньшей цене.
  6. Урезать расходы.
  7. Проанализировать маркетинг. Возможно, есть каналы или кампании, от которых можно отказаться.
  8. Пересмотреть ассортимент. Например, у небольшого мясокомбината может быть конкретный вид колбасы, которую никто не заказывает. Зачем производить то, что не пользуется спросом?
  9. Обратиться за помощью к государству. 

Снижение размера издержек не должно привести к ухудшению качества и спаду спроса на выпускаемые товары или услуги. В некоторых случаях принцип «отрезал — сэкономил» не работает. Иногда лучше повысить часть расходов, чтобы дело начало процветать.

Важно запомнить, что издержками являются все затраты предприятия или ИП. Понимание их структуры — большой шаг на пути к управлению расходами. Руководство должно проводить анализ не только реальных трат, но и неполученной выгоды.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
Анастасия Андреева
Анастасия Андреева
Не так важно количество денег, как важна привычка правильно обращаться с ними. Расскажу простыми словами, как это делать.
Баннер