Логотип компании
45Просмотры

Читательский дневник: что это, как заполнять

Читательский дневник часто воспринимают как скучную школьную обязанность. Но можно превратить его из тетрадки для учителя в пространство для диалога с книгой и с собой. Разберемся, что нужно в нем писать школьникам и как заполнять его взрослым.

Читательский дневник ведут взрослые и дети. Источник: dekazigzag / Shutterstock / FOTODOM

Читательский дневник может быть частью учебного плана в школе. Обычно вести его поручают на летних каникулах в младшей школе. Такая тетрадь не входит в список обязательных для всех обучающихся в РФ, и утвержденного стандарта оформления для нее нет, хотя учитель может предложить шаблон для ориентиров. Это дает простор для творчества и возможность самовыражения.

Зачем нужен читательский дневник

Привыкающим к школьной дисциплине детям дневник может показаться еще одной докучливой «обязаловкой», но на самом деле упражнение невероятно полезное. 

  • Прокачивает память и внимание. Чтобы зафиксировать сюжет и описать героев, ребенку нужно быть собранным. Так он гораздо лучше запоминает детали книги.
  • Учит думать, а не просто читать. Размышляя над поступками персонажей, школьник начинает понимать, почему герои поступают именно так, учится делать собственные выводы и формировать личное мнение.
  • Делает письменную речь богаче. Регулярно записывая мысли, ребенок находит нужные слова и учится складывать их в логичный и понятный текст.
  • Воспитывает привычку к порядку. Систематическая работа с дневником учит последовательности и дисциплинирует.
  • Превращает чтение в хобби. Дневник помогает увидеть в книге не скучное задание, а мир, в который интересно погружаться.
  • Закладывает основу для успеха в учебе. Это отличная подготовка к сочинениям и экзаменам: ребенок тренируется ясно излагать мысли и анализировать текст.
  • Помогает мыслить свободно. Дневник дает возможность не следовать шаблонам, а иметь свою голову на плечах и смело высказывать собственное мнение.

Дневник стоит завести как можно раньше, даже если в школе не требуют. Но начать никогда не поздно: умение думать — навык, который можно и нужно оттачивать всю жизнь.

Записи ведут не только школьники, но студенты и люди самых разных профессий. Для кого-то это хобби, для кого-то — инструмент профессионального роста или способ упорядочить впечатления от огромного мира литературы.

Ещё по теме

Топ-20 небанальных книг с захватывающим сюжетом

Читать статью

Оформление читательского дневника в школе

Не существует единственно правильного шаблона. Можно придерживаться строгой структуры или создавать свою. Посоветуем универсальную основу, с которой можно начать.

  1. «Паспорт» книги.

Начните с основной информации: выпишите автора, название, жанр и дату прочтения.

  1. Главные герои.

Описывайте коротко, дайте им свою характеристику. Не просто «Иванов — ученик», а «Иванов — мечтательный и добрый ученик, который не может постоять за себя, но способен на смелые поступки ради друзей».

  1. Краткое содержание (синопсис).

Постарайтесь уместить суть книги в 5–7 предложениях. Опишите главную сюжетную линию. Не пересказывайте всю книгу. Представьте, что вам нужно объяснить суть другу, у которого нет времени на чтение.

  1. Впечатления и анализ.

Это самая важная и творческая часть! Что вас поразило, обрадовало, огорчило? Какой герой вам ближе по духу и почему? Согласны ли вы с действиями героев или выводами автора? Какую главную мысль вы вынесли из книги? Изменила ли эта книга ваше восприятие чего-либо? Вы можете задавать и отвечать на любые вопросы.

  1. «Изюминка».

Попробуйте облечь в слова то, что вас больше всего зацепило. Это может быть цитата или вопросы, которые остались после прочтения. Возможно, вам пришла в голову идея для ? Или вы увидели каст актеров для экранизации? Не стесняйтесь, дайте волю фантазии!

  1. Рисунки.

Зарисуйте главного героя или картину, которую представили во время прочтения. Это может быть и абстрактный рисунок.

Мнение эксперта
Фото Анна Молчанова

Анна Молчанова

Мама третьеклассника


Сейчас мы ведем дневник по шаблону, который нам раздавали еще в первом классе. Видела, что одноклассницы дополнительно рисуют, крепят наклейки. Мой сын только пишет. В этом году купила готовую тетрадь, чтобы записи выглядели приличнее.

Не бойтесь отходить от плана! Если вам не хочется писать о героях, но есть желание нарисовать карту вымышленного мира — сделайте это. Дневник — ваш маленький мир. Он подчиняется вашим правилам.

Готовый дневник, бумажные и электронные книги, подкасты, аудиокниги оплачивайте Халвой, чтобы вернуть на карту приятный кешбэк.

Бывает ли шопинг выгодным?

Да! Если покупать с Халвой: до 10% кешбэка, покупки в рассрочку от 10 месяцев в 260 000+ магазинов-партнеров, до +5% к ставке вклада, бесплатное обслуживание.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

За покупками

В самом начале или конце выделите место для содержания. С ним проще сориентироваться в записях.

Можно использовать такой шаблон. Источник: личный архив Татьяны Суховой

Как вести читательский дневник

Хотя суть дневника едина, его наполнение и цели могут здорово отличаться в зависимости от возраста и опыта.

Советы для ученика 1–4 классов

Для вас чтение — это увлекательное приключение, и дневник должен стать его частью. Не нужно длинных и сложных текстов.

  1. Рисуйте! Нарисуйте главного героя, самый смешной или страшный момент из книги.
  2. Используйте наклейки и цветные ручки. Оцените книгу смайликами, звездочками или флажками. Например, наклейка с сердцем может означать, что история вам очень понравилась, а звездочки — что рассказ показался слишком сложным.
  3. Придумайте, с кем из героев других книг подружился бы главный герой. Например, с Незнайкой или с Алисой из Страны чудес. Почему?
  4. Попробуйте продолжить мысль: «Самое интересное в книге было…», «На месте героя я бы…», «Мне не понравилось, что…». 

Совет родителям: ваша главная задача — поддержать интерес и не превратить ведение дневника в обязанность. Помогите ребенку оформить красивую обложку, купите ему цветные стикеры и карандаши. Читайте вместе и обсуждайте книгу перед тем, как он сядет за записи.

Задавайте наводящие вопросы: «Как ты думаешь, почему этот поступок был храбрым?» Хвалите не за грамотность и аккуратность, а за мысли и фантазию. Превратите процесс в ваше общее творческое время.

Мнение эксперта
Фото Татьяна Сухова

Татьяна Сухова

Мама второклассников


Шаблоны нам раздали в школе. Там был раздел для рисунков. Наклейки мы не клеили, но знаю, что наша учительница приветствовала любую активность. Сам дневник преподаватель не читала, после каникул ставила общую оценку за старание. На уроках желающим предлагала пересказать содержание любимой книги. 

Образец читательского дневника. Источник: личный архив Татьяны Суховой

Советы для ученика средней школы (5–8 классы)

Вы уже способны видеть не только сюжет, но и мотивы героев. Теперь дневник может стать более содержательным.

  1. Составляйте рейтинги: «Топ-3 самых смелых поступков», «Самый неоднозначный герой». Так вы лучше запомните содержание книги.
  2. Сравнивайте книгу с ее экранизацией. Что в фильме получилось лучше, а что — хуже? Почему режиссер что-то изменил?
  3. Придумайте вопросы для интервью с автором или главным героем. Что бы вы у них спросили?
  4. Ищите связи. На что эта книга похожа? Есть ли у нее что-то общее с другими прочитанными историями?

Необязательно делать рейтинги или готовиться к интервью после каждой прочитанной книги. Если произведение не зацепило, можно написать, что именно вам не понравилось и поразмышлять, как оживить историю.

Ещё по теме

Пять образовательных платформ для школьников, чтобы учиться с удовольствием

Читать статью

Советы для старшеклассника (9–11 классы)

Дневник теперь — ваш верный союзник в подготовке к экзаменам. Но не забывайте о личном.

  1. Выписывайте ключевые цитаты. Рядом с каждой пишите, почему она важна, какую идею выражает и как ее можно использовать в сочинении.
  2. Анализируйте проблематику. О чем эта книга на самом деле? О любви, войне, выборе, социальной несправедливости?
  3. Сравнивайте произведения на одну тему. Например, «лишнего человека» в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени».
  4. Создайте «копилку аргументов». Выделите в дневнике раздел, где будете группировать книги по вечным темам: «Отцы и дети», «Честь и бесчестие», «Искусство и ремесло». Так будет проще подобрать аргументы для сочинения на экзамене.

Советы для студента и взрослого

Вы ведете дневник для себя: можете это делать так, как душе угодно. Подкинем несколько идей:

  1. Анализируйте архитектонику текста.

Попробуйте выйти за рамки «что написано» к «как устроено». Как построен сюжет? Это линейное повествование, кольцевая экспозиция или ризома? Какую роль играет кульминация, развязка, эпилог? Например, попробуйте порассуждать, как нелинейная структура «Шума и ярости» Фолкнера отражает распад сознания.

Подумайте, чьими глазами вы видите события. Это всевидящий автор-рассказчик или ограниченный взгляд одного героя? Как нарративная техника, выбранная автором, влияет на ваше восприятие и доверие к происходящему?

Какой язык использует автор? Как ритм фраз, использование тропов создают уникальную атмосферу текста?

  1. Поместите роман в культурный и исторический контекст.

Книга не существует в вакууме. Подумайте, как произведение отражает социальные, политические или философские идеи своего времени? Роман Оруэлла «1984» — это просто фантастика или диагноз тоталитарного режима XX века? Ищите отсылки, скрытые цитаты, аллюзии. 

  1. Осмыслите книгу через ваш опыт.

Ваш личный субъективный отклик не менее важен, чем общий анализ. Осознайте, какие внутренние установки, опыт, убеждения окрашивают восприятие? Почему образ Раскольникова вызывает у вас сочувствие, когда как у вашего приятеля — отторжение? Что ваша реакция говорит о вас самих?

Какие вопросы книга оставила? На какие мысли натолкнула? Зафиксируйте эту интеллектуальную неудовлетворенность, часто именно в ней кроется зона для будущего роста.

Подумайте, как прочитанное резонирует с вашими профессиональными интересами и увлечениями? Сможете ли вы как программист увидеть в структуре текста подобие алгоритма?

  1. Учитесь работать с нон-фикшн.

Не копируйте, а перерабатывайте. Не выписывайте тезисы, а пропускайте их через призму своего понимания. Переформулируйте ключевые идеи своими словами.

После каждой главы задавайтесь вопросом: «Как я применю это?» Конкретные шаги, которые вы можете сделать в своей работе или жизни, — главный результат чтения нон-фикшн. Не забудьте записать эти идеи в дневнике.

Не бойтесь связывать идеи из разных книг. Можно завести отдельный раздел для сквозных тем. Например, «Принятие решений», «Теория взаимоотношений». Вносите в него инсайты из всех прочитанных книг по теме.

Формат для взрослого дневника может быть любым: классический «цитата — рассуждение», интеллект-карта или эстетические записи, где анализ книги становится точкой отсчета для размышления о жизни.

Как превратить рутину в удовольствие

Не гонитесь за идеалом. Дневник может быть неаккуратным, с помарками. Это знак того, что вы думали и творили. И помните, что лучше простая запись в обычной тетради, чем красивый пустой блокнот.

Заполняйте как чувствуете. Не старайтесь писать «умно» или «как положено». Ваша честная оценка «этот герой меня выбесил» ценнее, чем фраза «образ героя противоречив».

Заведите привычку заполнять дневник в приятной обстановке: за столом в компании с чашкой любимого напитка.

Не заставляйте себя. Если после какой-то книги у вас совсем нет мыслей — просто запишите автора и название. Вернетесь к ней позже, когда появится вдохновение.

Дневник — это ваш персональный архив всех прочитанных книг. Но не просто список, а живой сборник впечатлений, оценок и идей. Это может быть красивая тетрадь, блокнот, цифровой документ или даже закрытый блог — форма не так важна, как содержание.

Причин его завести гораздо больше, чем кажется на первый взгляд:

  1. Сохранить память о книге. Записи помогут через годы вспомнить не только сюжет, но и те чувства, которые вы испытали. Это своеобразная «фотография» ваших эмоций в момент чтения. Оставьте свободное пространство на листе, чтобы добавить апдейт по прошествии лет.
  2. Глубже понять произведение. Когда формулируете мысли на бумаге, вы лучше анализируете поступки героев, видите скрытые смыслы и связываете события в единую картину.
  3. Развить речь. Регулярные записи учат ясно и грамотно излагать мысли, что пригодится не только на уроках литературы, но и в жизни и на работе.
  4. Следить за прогрессом. Листая дневник, вы видите, как меняются ваши читательские вкусы, как вы растете, как усложняется анализ. Это очень вдохновляет!
  5. Обрести личное пространство для размышлений. Дневник — это место, где вы можете быть абсолютно честными, не боясь чужой оценки. Можете критиковать классиков, восхищаться второстепенными героями и задавать себе любые вопросы.

Читательский дневник делает чтение осознанным и глубоким в любом возрасте. Начните сегодня, и через год вы с удовольствием будете листать его страницы, вспоминая свои литературные путешествия. Удачи вам в этом увлекательном деле!

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Новости
29 апр.

Минэкономразвития расширит программу поддержки малого и среднего бизнеса

Минэкономразвития расширит программу поддержки малого и среднего бизнеса
193Просмотры
Читать полную статью
18 июл. 2024
Новости

Эксперты посчитали время окупаемости магистратуры

191Просмотры
Читать полную статью
04 сент.
Новости

В Минспорте поддержали введение единой спортивной формы в школах

148Просмотры