
Важны ли оценки в школе
Одни считают, что без высоких баллов невозможно успешное будущее, другие уверены, что школьные отметки — это формальность, которая не отражает реальных знаний и способностей. Давайте разберемся, насколько оценки действительно важны и как к ним относиться.
Что на самом деле измеряют школьные оценки
Это одна из самых обсуждаемых тем среди родителей, учителей и самих учеников. Какие вопросы вы задаете, когда хотите узнать, как дела у вашего ребенка? «Как в школе? Сколько пятерок получил?», «Опять двойка?!», «Ну и что, что у всех четверка за контрольную! Ты можешь лучше, у тебя должна быть пятерка!» Слышали от своих родителей, а может, и сами задавали такие вопросы уже своим детям?
Кто придумал оценки в школе
Идея оценивать знания появилась, кажется, одновременно со школами. Впервые привычная нам система появилась в иезуитских школах. Монахи этого ордена, возникшего в первой половине XVI века, во многом были новаторами в педагогике своего времени. Они использовали трехбалльную шкалу:
- 1 — плохо;
- 2 — средне;
- 3 — отлично.
В российских школах оценки появились в начале XIX века. В разных школах использовали несколько систем: были трехбалльные, пяти-, восьми-, десяти- и даже двенадцатибалльные. Например, в Царскосельском лицее, где учился Александр Пушкин, в ходу была пятибалльная шкала, но зеркальная той, к которой мы привыкли. Лучшая оценка — единица, а худшая — пятерка.
Систему оценивания знаний унифицировали в 1837 году. Министерство народного просвещения в специальном положении определило пять степеней: успехи слабые, посредственные, удовлетворительные, хорошие и отличные.
Формально в России сейчас также действует пятибалльная система оценивания в школе, однако фактически она четырехбалльная. Единицу не используют вовсе, двойку — крайне редко. По нормам ФГОСов (Федеральные государственные образовательные стандарты), двойку ставят за выполнение менее чем половины работы, она означает, что ребенок не аттестован по теме или предмету.
В других странах используются другие системы. Например, в Молдавии, Белоруссии, Казахстане, Грузии оценки от единицы (очень плохо) до десяти (отлично).
В Германии — шестибалльная, где единица говорит об отличных успехах, а шестерка — об очень плохих. В Южной Корее высший балл — 100.
В США и Канаде используют буквенные отметки. Высший балл в американских школах А+, в канадских А, самый низкий в обеих — F. В линейке нет отметки E, поэтому шкала фактически пятибалльная (A, B, C, D, F).
Оценки в школе — это прежде всего инструмент обратной связи. С их помощью учитель показывает ребенку и его родителям, насколько хорошо ученик усвоил материал в рамках конкретной программы.
Важно понимать, что школьная оценка — не абсолютный показатель интеллекта или потенциала ребенка. Их определяют с помощью специальных тестов.
Школьная отметка зависит от множества факторов:
- принятой в школе системы оценивания и подхода педагога. Некоторые учителя ставят пятерки только за идеальное знание темы, другие — за старание;
- личного отношения педагога. Иногда на оценку влияют не только знания ребенка, но и его поведение, а также отношения учителя с родителями;
- формальных требований. Например, на балл может влиять аккуратность при ведении тетради, правильные отступы и поля.
Школьная оценка — это не приговор, а лишь один из индикаторов успеваемости, который не всегда отражает реальные способности ученика.
Отметка и оценка: в чем разница
Понятия «оценка» и «отметка» часто используют как синонимы, но между ними есть разница.
Оценка — это словесная характеристика результата обучения, она отражает уровень знаний, умений, а также приложенных усилий. Оценка может быть короткой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») или развернутой (комментарий учителя: «Ты хорошо раскрыл тему, но есть небольшие ошибки в расчетах»).
Оценка помогает понять сильные и слабые стороны работы, дает обратную связь и мотивирует на улучшение.
Отметка — формальное выражение оценки в баллах (цифрах, буквах). Например:
- 5 (отлично),
- 4 (хорошо),
- 3 (удовлетворительно),
- 2 (неудовлетворительно).
Отметка только фиксирует результат, но не комментирует его. Иными словами, отметка — это цифра в дневнике и журнале. А оценка — то, что за ней стоит.
Почему родители и дети так переживают из-за отметок
Для родителей оценки часто становятся мерилом успешности ребенка, причем не только сейчас, но и в будущем. Мамы и папы воспринимают школьные отметки как показатель того, насколько хорошо их сын или дочь готовы ко взрослой жизни. Отсюда — стремление к пятеркам любой ценой: в дело идут совместное выполнение домашнего задания, дополнительные занятия, репетиторы и строгий контроль за учебой.
Однако чрезмерное давление может дать обратный эффект: ребенок начнет бояться ошибок, потеряет мотивацию или будет хитрить (например, списывать), лишь бы соответствовать ожиданиям.
Для детей отметки — это вопрос самооценки и социального статуса. В школьной среде успеваемость нередко становится поводом для сравнения. Ребенок, который получает низкие оценки, может чувствовать себя неудачником, даже несмотря на успехи в других сферах — в спорте, музыкальной или художественной школе.
С другой стороны, тот, кто сконцентрирован на оценках, часто страдает от синдрома отличника — страха сделать что-то неидеально. Это мешает и в дальнейшей жизни.
Финансовая грамотность — тоже важный предмет, хоть его и не преподают в школе и оценок не выставляют. Но насколько успешно ребенок его усвоил, можно будет судить по тому, как он распоряжается деньгами. Стать более ответственным и самостоятельным под чутким руководством родителей поможет специальная карта для детей и подростков от Совкомбанка.
Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Когда оценки действительно важны
Несмотря на относительность школьных отметок, есть ситуации, когда они действительно важны.
- Формирование навыков
Даже если конкретные оценки не важны, они учат ребенка искать и анализировать информацию, работать системно, доводить дело до конца, работать над ошибками.
- Поступление в вуз
Попадет ли человек в престижный университет или институт, зависит в первую очередь от результатов ЕГЭ. Однако в некоторых учебных заведениях также учитывают и средний балл аттестата.
Когда не стоит зацикливаться на оценках
Возможно, стоит отпустить ситуацию с оценками (или хотя бы немного ослабить контроль).
- В начальной школе
В первом классе не ставят оценки, однако учителя используют альтернативные методы. Например, ставят штампики или наклейки. Дети прекрасно знают, что «Молодец» — это пять, а «Старайся!» — три, и они тоже могут вести свои собственные соревнования, у кого каких оценок больше.
Но в первые годы учебы важнее привить любовь к знаниям и научить выстраивать отношения со сверстниками и учителями, чем гнаться за идеальным аттестатом — в конце концов, до него еще нескоро дойдет дело.
- Если ребенок явно силен в чем-то еще кроме школьной учебы
Например, если у него технический склад ума, можно немного снизить требования к знаниям по гуманитарным предметам. В будущем ему важнее будет математика или программирование, а не пятерка по литературе.
- Когда оценки становятся причиной стресса
Если учеба становится поводом для тревожности, появляется бессонница и беспокойство, пропадает интерес к учебе, возможно, стоит пересмотреть приоритеты — самочувствие и психологическое благополучие важнее.

Если ребенок справляется со школьной программой, мы видим его оценки и спокойно на них реагируем. Мы сигнализируем: учеба — твое дело. Если нужна помощь, обращайся, я готов тебе помогать.
В целом, если ребенок учится в классе, где ему комфортно, с учителями, которые его понимают, учеба не должна доставлять проблем. Могут помешать завышенные требования учителей или родителей, сложности с самооценкой, с общением, с уверенностью в себе. Иногда стоит обратиться к специалисту, чтобы понять, что именно мешает.
Некоторые дети очень боятся плохих оценок, иногда даже четверок. А тройка — это вообще кошмар, ребенок уверен: родители разозлятся, накажут, не будут любить. Страх плохих оценок доходит до физических проявлений — скачет давление, появляются головные боли, крутит живот. Ощущения усиливаются в школе, особенно на контрольной или если вызвали к доске.
Конечно, приятно видеть хорошие оценки. Можно за них как-то поощрять, особенно если знаем, что для них ребенок много работал. Но излишние требования — «Почему четверка?» — не помогают, а только ухудшают эмоциональное и физические самочувствие.
Как найти баланс
Важно выработать здоровое отношение к отметкам: не игнорировать их, но и не делать смыслом учебы. Излишняя расслабленность может привести к потере мотивации и низким результатам, а постоянное давление — к стрессу, страху ошибок и нежеланию учиться. Идеальный подход — воспринимать оценки как инструмент роста, а не как приговор, сочетая требовательность с поддержкой.
- Объясните ребенку, что оценки — не главное
Куда важнее понимать материал и уметь использовать полученные знания для решения задач, а не просто получать высокие оценки ради оценок.
- Хвалите за усилия, а не за результат
«Ты так старался — это здорово!» звучит лучше, чем «Почему снова четверка?».
- Не сравнивайте с другими детьми
Лучше сосредоточьтесь на личном прогрессе: «В прошлом месяце у тебя было три ошибки в диктанте, а сейчас только одна. Смотри, насколько лучше получается!»
- Помогите там, где есть пробелы
Если ребенку сложно с предметом, разберитесь вместе или найдите альтернативные способы. Поищите объяснения в видеороликах или учебных приложениях, найдите толкового репетитора.

Что делать, если вы заметили, что успеваемость снизилась и появились оценки, которые раньше были редки? Для кого-то это двойки-тройки, для другого — тройки-четверки. Нужно понимать, что любой ребенок хочет хорошо учиться и получать хорошие оценки — это можно назвать базовой прошивкой здорового ребенка. Но не у каждого есть ресурсы на это.
Конфликт с учителем, сложный момент в семье, переживания из-за отношений с одноклассниками, или ребенок упустил одну тему и не понимает следующие. Помогите разобраться в причинах и преодолеть трудности.
В практике бывает, что договариваемся не только с ребенком, но и с родителями. Что для них важнее — здоровый и счастливый ребенок или ребенок, который хорошо учится? Мы проговариваем это вслух, я задаю вопрос: «Можно ваша дочь будет плохо учиться? Можно она будет получать тройки?»
Это помогает снизить давление на ребенка. Важно разрешить ему ошибаться, быть не идеальным и донести до него мысль, что мама и папа все равно будут его любить: «Мне приятно знать, что ты хорошо учишься. Но я тебя все равно буду любить и ценить, даже если ты будешь троечником и двоечником. Это неприятно, но я справлюсь с этим».
Тревожность по поводу отметок сильно подтачивает самооценку ребенка, он считает, что должен быть отличником, иначе жизнь рухнет. Я думаю, для родителей важно понять, что оценки — лишь критерий успеваемости, а учеба в школе — лишь одна сторона жизни.
Альтернативный взгляд: успешные люди и их школьные оценки
Многие известные предприниматели, ученые и творческие люди в школе не блистали успеваемостью. Альберт Эйнштейн считался медлительным учеником. Стив Джобс бросил университет. Агате Кристи плохо давалась орфография, она всю жизнь писала с ошибками, но это не помешало ей стать королевой детективов.
Важны ли оценки в школе для будущей жизни? Скорее да, чем нет. Но сами по себе они не могут служить гарантией того, что у ребенка все сложится хорошо.
Это не значит, что учеба не важна, просто успех зависит не только от оценок, но и от упорства, умения находить нестандартные решения. Не стоит делать из отметок самоцель (пятерки ради пятерок).
Погоня за высоким баллом любой ценой, стресс из-за «не той» оценки разрушительны. Относитесь к ним как к одному из инструментов, с помощью которых можно отслеживать динамику. Прокачать умение учиться, добавить в занятия системности, использовать как понятную систему мотивации.
Главное — помочь ребенку найти свой путь, где школьные оценки будут не ограничением, а ступенькой к будущим достижениям.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Расскажу, как накопить, сохранить и приумножить. Помогу найти баланс между бережливостью и расточительством.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
