Рекламный баннер
Обучение

Важны ли оценки в школе

Вероника Журавлева
от Вероника Журавлева / 9 июня 13:45
1
967
9 мин.

Одни считают, что без высоких баллов невозможно успешное будущее, другие уверены, что школьные отметки — это формальность, которая не отражает реальных знаний и способностей. Давайте разберемся, насколько оценки действительно важны и как к ним относиться.

«Троечник» или «отличник» — от этих ярлыков, которые появляются в школе, часто сложно отказаться и во взрослой жизни. Источник: Shutterstock

Что на самом деле измеряют школьные оценки 

Это одна из самых обсуждаемых тем среди родителей, учителей и самих учеников. Какие вопросы вы задаете, когда хотите узнать, как дела у вашего ребенка? «Как в школе? Сколько пятерок получил?», «Опять двойка?!», «Ну и что, что у всех четверка за контрольную! Ты можешь лучше, у тебя должна быть пятерка!» Слышали от своих родителей, а может, и сами задавали такие вопросы уже своим детям? 

Кто придумал оценки в школе

Идея оценивать знания появилась, кажется, одновременно со школами. Впервые привычная нам система появилась в иезуитских школах. Монахи этого ордена, возникшего в первой половине XVI века, во многом были новаторами в педагогике своего времени. Они использовали трехбалльную шкалу: 

  • 1 — плохо; 
  • 2 — средне; 
  • 3 — отлично. 

В российских школах оценки появились в начале XIX века. В разных школах использовали несколько систем: были трехбалльные, пяти-, восьми-, десяти- и даже двенадцатибалльные. Например, в Царскосельском лицее, где учился Александр Пушкин, в ходу была пятибалльная шкала, но зеркальная той, к которой мы привыкли. Лучшая оценка — единица, а худшая — пятерка. 

Систему оценивания знаний унифицировали в 1837 году. Министерство народного просвещения в специальном положении определило пять степеней: успехи слабые, посредственные, удовлетворительные, хорошие и отличные. 

Формально в России сейчас также действует пятибалльная система оценивания в школе, однако фактически она четырехбалльная. Единицу не используют вовсе, двойку — крайне редко. По нормам ФГОСов (Федеральные государственные образовательные стандарты), двойку ставят за выполнение менее чем половины работы, она означает, что ребенок не аттестован по теме или предмету. 

В других странах используются другие системы. Например, в Молдавии, Белоруссии, Казахстане, Грузии оценки от единицы (очень плохо) до десяти (отлично). 

В Германии — шестибалльная, где единица говорит об отличных успехах, а шестерка — об очень плохих. В Южной Корее высший балл — 100. 

В США и Канаде используют буквенные отметки. Высший балл в американских школах А+, в канадских А, самый низкий в обеих — F. В линейке нет отметки E, поэтому шкала фактически пятибалльная (A, B, C, D, F). 

Оценки в школе — это прежде всего инструмент обратной связи. С их помощью учитель показывает ребенку и его родителям, насколько хорошо ученик усвоил материал в рамках конкретной программы. 

Важно понимать, что школьная оценка — не абсолютный показатель интеллекта или потенциала ребенка. Их определяют с помощью специальных тестов

Школьная отметка зависит от множества факторов:

  • принятой в школе системы оценивания и подхода педагога. Некоторые учителя ставят пятерки только за идеальное знание темы, другие — за старание; 
  • личного отношения педагога. Иногда на оценку влияют не только знания ребенка, но и его поведение, а также отношения учителя с родителями; 
  • формальных требований. Например, на балл может влиять аккуратность при ведении тетради, правильные отступы и поля. 

Школьная оценка — это не приговор, а лишь один из индикаторов успеваемости, который не всегда отражает реальные способности ученика.

Отметка и оценка: в чем разница

Понятия «оценка» и «отметка» часто используют как синонимы, но между ними есть разница.

Оценка — это словесная характеристика результата обучения, она отражает уровень знаний, умений, а также приложенных усилий. Оценка может быть короткой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») или развернутой (комментарий учителя: «Ты хорошо раскрыл тему, но есть небольшие ошибки в расчетах»).

Оценка помогает понять сильные и слабые стороны работы, дает обратную связь и мотивирует на улучшение.

Отметка — формальное выражение оценки в баллах (цифрах, буквах). Например:

  • 5 (отлично),
  • 4 (хорошо),
  • 3 (удовлетворительно),
  • 2 (неудовлетворительно).

Отметка только фиксирует результат, но не комментирует его. Иными словами, отметка — это цифра в дневнике и журнале. А оценка — то, что за ней стоит. 

Почему родители и дети так переживают из-за отметок

Для родителей оценки часто становятся мерилом успешности ребенка, причем не только сейчас, но и в будущем. Мамы и папы воспринимают школьные отметки как показатель того, насколько хорошо их сын или дочь готовы ко взрослой жизни. Отсюда — стремление к пятеркам любой ценой: в дело идут совместное выполнение домашнего задания, дополнительные занятия, репетиторы и строгий контроль за учебой. 

Однако чрезмерное давление может дать обратный эффект: ребенок начнет бояться ошибок, потеряет мотивацию или будет хитрить (например, списывать), лишь бы соответствовать ожиданиям.

Чрезмерное давление из-за оценок вряд ли превратит троечника в отличника, а вот отношения с родителями может испортить. Источник: Shutterstock

Для детей отметки — это вопрос самооценки и социального статуса. В школьной среде успеваемость нередко становится поводом для сравнения. Ребенок, который получает низкие оценки, может чувствовать себя неудачником, даже несмотря на успехи в других сферах — в спорте, музыкальной или художественной школе. 

С другой стороны, тот, кто сконцентрирован на оценках, часто страдает от синдрома отличника — страха сделать что-то неидеально. Это мешает и в дальнейшей жизни.

Финансовая грамотность — тоже важный предмет, хоть его и не преподают в школе и оценок не выставляют. Но насколько успешно ребенок его усвоил, можно будет судить по тому, как он распоряжается деньгами. Стать более ответственным и самостоятельным под чутким руководством родителей поможет специальная карта для детей и подростков от Совкомбанка. 

Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru

Получить стикер

Когда оценки действительно важны

Несмотря на относительность школьных отметок, есть ситуации, когда они действительно важны. 

  • Формирование навыков

Даже если конкретные оценки не важны, они учат ребенка искать и анализировать информацию, работать системно, доводить дело до конца, работать над ошибками. 

  • Поступление в вуз

Попадет ли человек в престижный университет или институт, зависит в первую очередь от результатов ЕГЭ. Однако в некоторых учебных заведениях также учитывают и средний балл аттестата. 

Ещё по этой теме

Как перевести баллы ЕГЭ из первичных во вторичные и в оценки

Читать статью

Когда не стоит зацикливаться на оценках

Возможно, стоит отпустить ситуацию с оценками (или хотя бы немного ослабить контроль). 

  • В начальной школе

В первом классе не ставят оценки, однако учителя используют альтернативные методы. Например, ставят штампики или наклейки. Дети прекрасно знают, что «Молодец» — это пять, а «Старайся!» — три, и они тоже могут вести свои собственные соревнования, у кого каких оценок больше. 

Но в первые годы учебы важнее привить любовь к знаниям и научить выстраивать отношения со сверстниками и учителями, чем гнаться за идеальным аттестатом — в конце концов, до него еще нескоро дойдет дело.

  • Если ребенок явно силен в чем-то еще кроме школьной учебы

Например, если у него технический склад ума, можно немного снизить требования к знаниям по гуманитарным предметам. В будущем ему важнее будет математика или программирование, а не пятерка по литературе.

  • Когда оценки становятся причиной стресса

Если учеба становится поводом для тревожности, появляется бессонница и беспокойство, пропадает интерес к учебе, возможно, стоит пересмотреть приоритеты — самочувствие и психологическое благополучие важнее.

Ещё по этой теме

Как заинтересовать ребенка учебой. Советы экспертов

Читать статью
Светлана Берцец
Светлана Берцец
Семейный психолог 

Если ребенок справляется со школьной программой, мы видим его оценки и спокойно на них реагируем. Мы сигнализируем: учеба — твое дело. Если нужна помощь, обращайся, я готов тебе помогать.

В целом, если ребенок учится в классе, где ему комфортно, с учителями, которые его понимают, учеба не должна доставлять проблем. Могут помешать завышенные требования учителей или родителей, сложности с самооценкой, с общением, с уверенностью в себе. Иногда стоит обратиться к специалисту, чтобы понять, что именно мешает.

Некоторые дети очень боятся плохих оценок, иногда даже четверок. А тройка — это вообще кошмар, ребенок уверен: родители разозлятся, накажут, не будут любить. Страх плохих оценок доходит до физических проявлений — скачет давление, появляются головные боли, крутит живот. Ощущения усиливаются в школе, особенно на контрольной или если вызвали к доске.

Конечно, приятно видеть хорошие оценки. Можно за них как-то поощрять, особенно если знаем, что для них ребенок много работал. Но излишние требования — «Почему четверка?» — не помогают, а только ухудшают эмоциональное и физические самочувствие.

Как найти баланс

Важно выработать здоровое отношение к отметкам: не игнорировать их, но и не делать смыслом учебы. Излишняя расслабленность может привести к потере мотивации и низким результатам, а постоянное давление — к стрессу, страху ошибок и нежеланию учиться. Идеальный подход — воспринимать оценки как инструмент роста, а не как приговор, сочетая требовательность с поддержкой.

Хорошая оценка и похвала от учителя — хорошая мотивация для ребенка. Источник: Shutterstock
  • Объясните ребенку, что оценки — не главное

Куда важнее понимать материал и уметь использовать полученные знания для решения задач, а не просто получать высокие оценки ради оценок. 

  • Хвалите за усилия, а не за результат

«Ты так старался — это здорово!» звучит лучше, чем «Почему снова четверка?».

  • Не сравнивайте с другими детьми

Лучше сосредоточьтесь на личном прогрессе: «В прошлом месяце у тебя было три ошибки в диктанте, а сейчас только одна. Смотри, насколько лучше получается!»

  • Помогите там, где есть пробелы

Если ребенку сложно с предметом, разберитесь вместе или найдите альтернативные способы. Поищите объяснения в видеороликах или учебных приложениях, найдите толкового репетитора

Светлана Берцец
Светлана Берцец
Семейный психолог

Что делать, если вы заметили, что успеваемость снизилась и появились оценки, которые раньше были редки? Для кого-то это двойки-тройки, для другого — тройки-четверки. Нужно понимать, что любой ребенок хочет хорошо учиться и получать хорошие оценки — это можно назвать базовой прошивкой здорового ребенка. Но не у каждого есть ресурсы на это.

Конфликт с учителем, сложный момент в семье, переживания из-за отношений с одноклассниками, или ребенок упустил одну тему и не понимает следующие. Помогите разобраться в причинах и преодолеть трудности.

В практике бывает, что договариваемся не только с ребенком, но и с родителями. Что для них важнее — здоровый и счастливый ребенок или ребенок, который хорошо учится? Мы проговариваем это вслух, я задаю вопрос: «Можно ваша дочь будет плохо учиться? Можно она будет получать тройки?»

Это помогает снизить давление на ребенка. Важно разрешить ему ошибаться, быть не идеальным и донести до него мысль, что мама и папа все равно будут его любить: «Мне приятно знать, что ты хорошо учишься. Но я тебя все равно буду любить и ценить, даже если ты будешь троечником и двоечником. Это неприятно, но я справлюсь с этим».

Тревожность по поводу отметок сильно подтачивает самооценку ребенка, он считает, что должен быть отличником, иначе жизнь рухнет. Я думаю, для родителей важно понять, что оценки — лишь критерий успеваемости, а учеба в школе — лишь одна сторона жизни.

Альтернативный взгляд: успешные люди и их школьные оценки

Многие известные предприниматели, ученые и творческие люди в школе не блистали успеваемостью. Альберт Эйнштейн считался медлительным учеником. Стив Джобс бросил университет. Агате Кристи плохо давалась орфография, она всю жизнь писала с ошибками, но это не помешало ей стать королевой детективов.

Важны ли оценки в школе для будущей жизни? Скорее да, чем нет. Но сами по себе они не могут служить гарантией того, что у ребенка все сложится хорошо. 

Это не значит, что учеба не важна, просто успех зависит не только от оценок, но и от упорства, умения находить нестандартные решения. Не стоит делать из отметок самоцель (пятерки ради пятерок). 

Погоня за высоким баллом любой ценой, стресс из-за «не той» оценки разрушительны. Относитесь к ним как к одному из инструментов, с помощью которых можно отслеживать динамику. Прокачать умение учиться, добавить в занятия системности, использовать как понятную систему мотивации. 

Главное — помочь ребенку найти свой путь, где школьные оценки будут не ограничением, а ступенькой к будущим достижениям.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
967
Вероника Журавлева
Вероника Журавлева

Расскажу, как накопить, сохранить и приумножить. Помогу найти баланс между бережливостью и расточительством.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно