Сенсорная интеграция для детей: что это такое простыми словами и зачем нужна
Если вы заметили, что вашему ребенку сложно справляться с повседневными задачами: вовремя и без истерики выйти из дома, сосредоточиться на задании — да даже съесть брокколи или шпинат («они некрасивые и склизкие, я это есть не буду!»), возможно, у него сложности с сенсорной интеграцией (СИ).
Рассказываем, что это такое и как занятия со специалистом могут помочь ребенку.
- Что такое сенсорная интеграция: объясняем простыми словами
- Как работа органов чувств влияет на развитие ребенка
- Что такое нарушение сенсорной интеграции у детей
- Как помочь ребенку
- Часто задаваемые вопросы
В 50-х годах прошлого века американский Энн Джин Айрес начала изучать взаимосвязь между поведением человека и тем, как его мозг обрабатывает информацию. Через 20 лет на основе своих выводов она написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция».
Во вступлении она приводит историю мальчика Брендона, которому было сложно учиться и играть со сверстниками. Его воспринимали капризным, неуклюжим и ленивым, но на самом деле так проявлялись трудности с сенсорной интеграцией.
Что такое сенсорная интеграция: объясняем простыми словами
Сенсорная интеграция — это естественный процесс, при котором мозг собирает информацию от всех органов чувств, анализирует и объединяет в целую «картинку», чтобы тело могло правильно на нее реагировать.
Это невидимая работа нервной системы, благодаря которой мы работаем, не отвлекаясь на фоновый шум, отличаем яблоко от груши на ощупь и учимся новому.
СИ — это способность мозга обрабатывать и организовывать информацию. С ее помощью мы осваиваем внешний и внутренний миры.
Но сейчас сенсорной интеграцией для детей называют и занятия, корректирующие нарушения в этом процессе. Например, если у ребенка сложности с координацией, с ним отдельно занимаются на балансире, качелях или фитболе.
Представьте, что мозг ребенка — это диспетчерский центр. Каждую секунду в него поступают тысячи сигналов-сообщений от «постов наблюдения»: глаз, ушей, кожи, мышц и суставов, вестибулярного аппарата во внутреннем ухе.
Задача мозга — быстро принять эти сигналы, рассортировать их, понять, что важно прямо сейчас, а что нет, и выдать четкую команду к действию.
Но все дети разные, и то, что легко и естественно дается одним, сбоит у других. Так появляется сенсорная дезинтеграция: мозг отдает телу неправильные команды и человек ведет себя неадекватно.
Методика Монтессори: что это такое, как работает, за что ее любят и критикуют
Читать статьюПока ученые не выяснили, почему это происходит. Но кого-то пугают звуки, громкие и не слишком, другие плохо координируют движения или медленно реагируют на голос, третьи чрезвычайно чувствительные. И получается, что ребенок не любит прикосновений, общественных мест или качелей не из-за капризов. Просто его мозг воспринимает какие-то сигналы от тела слишком остро или, наоборот, приглушенно.
Умение эффективно справляться с потоком информации — основа для всего последующего развития: движения, речи, обучения и общения. Когда этот процесс нарушается, мир может казаться малышу хаотичным и пугающим.
Специалисты отмечают, что так ощущают окружающую реальность некоторые дети с , , задержками психического и речевого развития (ЗПР/ЗПРР), ДЦП, синдромом Дауна. И если целенаправленно учить их реагировать правильно, в некоторых случаях можно добиться заметных успехов в социальной адаптации и улучшить самочувствие.
И в этом свете о СИ говорят как о целенаправленных занятиях, которые проводят квалифицированные специалисты в специально подготовленной среде — сенсорных комнатах. Так организуют сенсорную интеграцию для детей с аутизмом.
О положительных результатах у детей с РАС, например, упоминают в своей статье «Теория сенсорной интеграции и сенсорная интеграция Эйреса» Кристина Гасиевски, MEd, MOTR/L, BCBA, и доктор философии Мэри Джейн Вайс, BCBA-D.
Марина Лисовцева
Руководительница Центра развития «Детство» в Наро-Фоминске, Московской области, педагог-дефектолог, психолог
Помимо зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, есть ключевые для интеграции:
- вестибулярное чувство — равновесие, движение, гравитация — рецепторы во внутреннем ухе;
- проприоцептивное чувство — ощущение своего тела в пространстве — рецепторы в мышцах и сухожилиях;
- тактильное чувство — не просто «прикосновение», а глубокое и различное: давление, вибрация, боль, температура, текстура.
Если интеграция работает хорошо, мы чувствуем себя комфортно, можем легко учиться, концентрироваться, управлять эмоциями и движениями.
Если есть нарушения, мозг путает сигналы: одежда кажется колючей, вода из душа воспринимается как уколы, можно постоянно врезаться в мебель, не помещаться в дверной проем. Если так происходит, мозг не справляется с потоком информации. Итог: хроническая усталость, раздражительность, тревожность.
Терапию важно проводить с эрготерапевтом в специально оборудованном зале с гамаками, качелями, утяжеленными одеялами, массажными щетками, бассейнами с шариками. В домашних условиях — обязательно под контролем специалиста.
Как работа органов чувств влияет на развитие ребенка
Развивать СИ у дошкольников можно и нужно. Но с пониманием того, что для этого достаточно много двигаться, играть игрушками из разных материалов, качаться на качелях, гулять, копаться в песке и гонять мяч по траве.
Сенсорная интеграция — это фундамент, на котором строится все развитие. Хорошо организованная СИ позволяет ребенку уверенно осваивать мир, новые навыки и эффективно учиться.
Несколько примеров, на что она влияет:
- Физическое развитие и координацию: умение ловить мяч, кататься на велосипеде, аккуратно вырезать ножницами — все это требует слаженной работы чувств (зрения, чувства равновесия, ощущения своего тела).
- Познавательные способности и внимание. Чтобы сосредоточиться на задании, мозг должен отсеять лишние стимулы (шум за окном, складку на носке). При нарушении этого фильтра внимание рассеивается.
- Эмоциональное благополучие и поведение. Дискомфорт от слишком громкого звука или колючего свитера может вызывать у ребенка раздражение, тревогу или даже истерику, которую со стороны принимают за каприз.
- Речевые и социальные навыки: общение требует не только слов, но и умения читать мимику, интонацию, соблюдать дистанцию. Все это опирается на способность обрабатывать сенсорные сигналы от других людей.
Если хочется все же уделить СИ больше внимания, нужно играть в нейроигры (сочетающие нагрузку на разные зоны мозга одновременно), собирать сенсорные коробки с крупами и камешками, заниматься на балансирах, координационных дорожках, ортопедических ковриках.
Джаванат Мамалаева
Практикующий семейный психолог
Домашние занятия должны быть веселыми и не вызывать негатива.
- Для тактильной системы (осязание): контейнеры, наполненные крупами (рис, фасоль), песком, водой, гидрогелем, конструкторы, кубики, мячики-ежики, продевание шнурка сквозь пуговицу, лепка, пальчиковые краски, пена для бритья (рисовать на столе), массаж различными щетками, губками, тактильными дорожками, ходьба и ползание по тактильному коврику, коврику-ежику.
- Для вестибулярной (равновесие и движение): качание (гамак, качели) вперед-назад, из стороны в сторону, вращение (медленно и под контролем). Прыжки на батуте, игры в тоннелях, ползание под стульями, кувырки на матах, детские домики-шалаши.
- Для проприоцептивной (ощущение тела и мышц): сильное давление — утяжеленные одеяла (после диагностики специалиста!), игры с толканием и тягой — передвигать тяжелые коробки, «бороться» с диванными подушками. Если ребенок постоянно ищет давления, попробуйте «разогревающие» объятия или предложите толкать тележку с продуктами в магазине. Это поможет ему «заземлиться».
Однако, если есть нарушения, самостоятельно лучше не действовать. Максимум — организовать для малыша безопасную комфортную среду, в которой аккуратно и мягко заниматься с ним в игровой форме после консультации со специалистом.
«Самодеятельность может усугубить проблему, — подчеркивает Джаванат Мамалаева. — Нужен специалист — нейропсихолог, эрготерапевт, который проведет диагностику и составит индивидуальную программу интеграции. Ее задача не в том, чтобы устранить чувствительность, а в том, чтобы помочь нервной системе стать более гибкой и адаптивной».
Особенно это касается ситуаций, когда нарушения серьезные и сильно сказываются на поведении ребенка.
Что такое нарушение сенсорной интеграции у детей
Когда обработка сигналов от органов чувств дает сбой, нарушается СИ (это также называют дисфункцией или сенсорной дезинтеграцией). Мозг неправильно интерпретирует поступающую информацию: может усиливать безобидные сигналы до уровня угрозы или, наоборот, почти не замечать важных.
Проявления сенсорной дезинтеграции очень разнообразны, но их можно разделить на три основных типа:
- Гиперчувствительность (избегание) — когда нервная система слишком остро реагирует на стимулы. Ребенок закрывает уши от обычных бытовых звуков, отказывается носить одежду из определенных тканей или с ярлыками, остро реагирует на свет, не ест блюда из-за консистенции или запаха.
- Гипочувствительность (поиск) — когда нервная система недостаточно хорошо регистрирует на сигналы. Малыш может специально сильно ударяться или прыгать, чтобы почувствовать свое тело, постоянно крутиться или раскачиваться, тянуть все в рот.
- Нарушение сенсорного различения и моторного планирования — сложности с интерпретацией сигналов. Ребенок может быть неуклюжим, часто спотыкаться, с трудом осваивать новые движения (например, застегивать пуговицы), путать понятия «тяжелый» и «легкий».
Эти трудности появляются не из-за плохого воспитания или упрямства малыша. Их причина часто во врожденных особенностях развития нервной системы.
Недостаток или переизбыток разнообразных ощущений может усугубить ситуацию.
Марина Студнева
Логопед-дефектолог, эксперт по навыкам питания и кормления детей
Сенсорная перегрузка может привести:
- к поведенческим проблемам: раздражительности, агрессии или аутоагрессии;
- к трудностям в обучении: проблемам с концентрацией внимания в классе из-за отвлекающих факторов;
- сложностям при социальных взаимодействиях из-за чувствительности или непонимания сигналов от других людей;
- проблемам в самообслуживании из-за сенсорной перегрузки и нарушений координации.
Если нарушения серьезные, малыш не сможет находиться в коллективе или в общественных местах, нормально учиться в школе. Чтобы решить подобные проблемы, понадобится помощь специалистов и целенаправленная работа.
Лечение недешевое, но откладывать его нельзя. В этом случае поможет рассрочка — оформляйте Халву и записывайтесь к специалисту.
Халва поможет оплатить в рассрочку без переплат лечение в частных клиниках, стоматологиях и ортопедических салонах. Дополнительные плюсы карты: до 10% кешбэка за покупки и бесплатное обслуживание. Будьте здоровы!
Оформить картуКак помочь ребенку
Помощь детям с сенсорными трудностями всегда начинается с наблюдения и профессиональной диагностики. Первый шаг — внимательно понаблюдать за ребенком в разных ситуациях и отметить, что именно вызывает дискомфорт или необычные реакции.
Если есть опасения, обратитесь к специалистам. Первичный прием обычно проводит детский невролог. Также могут помочь:
- эрготерапевт — ключевой специалист, способный диагностировать и откорректировать нарушения;
- нейропсихолог — оценит связь работы мозга с поведением и познавательными функциями;
- логопед и дефектолог — если нарушения влияют на развитие речи и обучения.
Специалист проведет диагностику, составит индивидуальный сенсорный профиль. На его основе построит коррекционную программу.
Для малыша она часто выглядит как увлекательная игра в специально оборудованной комнате с гамаками, качелями, утяжеленными одеялами и различными фактурными материалами.
Марина Студнева
Логопед-дефектолог, эксперт по навыкам питания и кормления детей
Для самостоятельной работы дома рекомендую родителям пройти обучение по сенсорной интеграции.
Для любого занятия с ребенком, даже в домашних условиях, важно:
- Определить цель — над чем работать.
- Подготовить пространство, подобрать соответствующие игры и оборудование.
- Составить план занятия: с чего начать взаимодействие, что включить в основную часть, как и чем завершить работу.
Важно понимать, что сенсорная интеграция как направление работы нужна не каждому ребенку и не всем может помочь. Есть риск навредить и усугубить проблему.
Изначально СИ как терапию использовали для коррекции нарушений легкой и средней степени тяжести — чтобы помочь детям, которым, например, тяжело концентрироваться на уроке из-за внешних раздражителей.
Если у малыша более серьезные трудности, а тем более диагностированные ментальные нарушения, подходить к занятиям с ним нужно очень осторожно.
Нина Кулькова
Дефектолог, специалист по работе с неговорящими детьми, автор пяти книг, в том числе книги «Сенсорная интеграция без сенсорных комнат»
Метод широко используют для детей с тяжелыми дезинтегративными процессами. И порой это приносит больше вреда, чем пользы. Есть категория, которой противопоказаны подобного рода занятия. Это дети, мышление которых находится на уровне ощущений.
Что это значит? Развитие их сенсорных систем (зрение, слух, осязание и пр.) соответствует возрасту примерно от нуля до девяти месяцев, даже если на самом деле им пять или шесть лет. Поломка механизма интеграции привела к такому разрыву. В этот период мозг только учится обрабатывать отдельные сигналы и пока не способен их объединять.
Если мы будем насыщать ребенка сенсорно, мы закрепим его на этом уровне, мышление развиваться не будет. А это уже глобальная проблема. И я, и мои коллеги сталкиваются с такими последствиями с завидной регулярностью. Нужно обучать ребенка тому, к чему готова его нервная система.
Прежде чем идти на сенсорно интегративную терапию (и в целом к любому коррекционному педагогу) следует убедиться, что специалист понимает, что он делает, знает механизмы, как нарушается интеграция, может аргументировать и объяснить происходящее в кабинете.
СИ-терапия — не панацея, а всего лишь инструмент.
Часто задаваемые вопросы
СИ посвящено немало исследований, но по сути это достаточно новое направление в психологии. Собрали ответы на популярные вопросы по теме, которые возникают при знакомстве с ней чаще всего.
Что такое сенсорная интеграция простыми словами?
Это способность мозга правильно понимать и организовывать сигналы от всех органов чувств. Можно представить его как диспетчера, который принимает информацию от глаз, ушей, кожи, вестибулярного аппарата и мышц, чтобы мы могли реагировать на окружающий мир.
Если этот процесс работает слаженно, ребенок легко учится, играет и общается. Он не замечает фонового шума, спокойно пробует новую еду, уверенно двигается и сосредотачивается. Это фундамент для всех навыков.
Второе значение термина — направление работы, которое помогает ребенку с нарушениями СИ адаптироваться, научиться правильно реагировать. Чаще всего его применяют для дошкольников и младших школьников
Как понять, что ребенку нужна сенсорная интеграция?
Помощь нужна, если вы замечаете, что малышу сложно справляться с обычными ситуациями. Например, он часто капризничает в шумных местах, отказывается от многих продуктов из-за консистенции, испытывает страх на качелях или, наоборот, постоянно ищет экстремальные ощущения.
Также стоит задуматься, если ему тяжело даются действия, которые сверстники осваивают легко. Это может быть неловкость, проблемы с концентрацией, задержка речи или трудности в общении из-за необычных реакций.
Как понять, что у ребенка нарушена сенсорная интеграция?
Нарушение проявляется в виде постоянных и интенсивных реакций, которые мешают в повседневной жизни. Поведение часто кажется неадекватным: истерика из-за крошки на руке, паника от звука пылесоса или полное игнорирование боли при падении. Особенно такие реакции должны насторожить, если ребенок старше четырех лет.
Ключевой признак — это сочетание крайностей. Ребенок может одновременно бояться высоты (гиперчувствительность вестибулярной системы) и постоянно кружиться на месте (поиск тех же ощущений). Или он избегает прикосновений, но при этом сильно давит на карандаш при рисовании.
Что входит в занятия по сенсорной интеграции?
Занятия проходят в игровой форме в специально оборудованной комнате. Ребенок под руководством эрготерапевта участвует в активностях, которые дают ему нужные ощущения в нужном объеме. Это могут быть упражнения на платформе-качелях, лазание по канатной сетке, игры в сухом бассейне, на тактильных дорожках, раскачивание в гамаке.
Все упражнения подбирают индивидуально, исходя из сенсорного профиля ребенка. Цель — не просто развлечь, а помочь нервной системе научиться лучше обрабатывать информацию.
Как ведут себя дети с сенсорными нарушениями?
Одни выглядят гиперчувствительными и избегающими: они избирательны в еде и одежде, пугаются шума, не любят движения, их легко перегрузить новыми впечатлениями. Такие дети могут быть тревожными, плаксивыми, предпочитать тихие уединенные игры.
Другие, наоборот, выглядят гипочувствительными и ищущими. Они постоянно в движении — крутятся, прыгают, бегают, натыкаются на предметы. Могут не замечать боли, любят очень громкие звуки, давят на карандаш, жуют несъедобные предметы. Им сложно усидеть на месте и успокоиться.
Сколько раз в неделю нужна сенсорная интеграция?
Частоту занятий определяют индивидуально, исходя из тяжести нарушений и потребностей ребенка. Стандартный курс с эрготерапевтом обычно включает один-два индивидуальных занятия в неделю. Этого достаточно для последовательной работы и устойчивого результата.
Сенсорная интеграция — это фундаментальный навык, от которого зависит вся жизнь ребенка. Это не модная методика развития, а естественный процесс, позволяющий мозгу превращать хаос внешних сигналов в четкие команды для тела.
Понимание основ СИ дает родителям ключ к тому, чтобы увидеть физиологические причины детских реакций — от отказа от определенной одежды до трудностей с концентрацией.
Самое важное, что может сделать родитель, — внимательно наблюдать и при необходимости вовремя обратиться к специалисту (неврологу или эрготерапевту).
Список источников
- Э. Д. Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция» (дата обращения: 17.12.2025).
- Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ: «Сенсорная интеграция Айрес (Ayres Sensory Integration)» (дата обращения: 17.12.2025).
- Kristina Gasiewski, MEd, MOTR/L, BCBA and Mary Jane Weiss, PhD, BCBA-D, «Sensory Integration Theory and Ayres Sensory Integration» (дата обращения: 17.12.2025).
- Тверской реабилитационный центр для детей: «Родителям о сенсорной интеграции» (дата обращения: 17.12.2025).
- Блог онлайн-университета ИРАВ: «Сенсорная интеграция — кому и зачем нужна» (дата обращения: 17.12.2025).

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Подкасты на английском языке: 14 лучших для разных уровней

Методика Кюизенера: как использовать счетные палочки для обучения детей