
Методика Монтессори: что это такое, как работает, за что ее любят и критикуют
Развивающие игрушки, занятия, упражнения, детские комнаты и даже целые детские сады «по Монтессори» знакомы каждому родителю, который интересуется методиками раннего развития. Но монтессори-педагогика — это не только использовать крупы, бусины и сортеры.
- Что такое методика Монтессори и на чем она строится
- Сензитивные периоды: дети предрасположены к порядку, изучению мира, математике
- Индивидуальный подход, особая среда, свобода выбора: «киты» Монтессори
- Дети-индивидуалисты, не знакомые с дисциплиной: критика и главные мифы о Монтессори
- Как организовать развитие «по Монтессори» дома
Методику ассоциируют в первую очередь с развитием мелкой моторики и играми с крупами, поскольку основательница любила применять в работе подручные материалы. Она была убеждена, что дошкольникам заниматься с ними и обычными бытовыми предметами куда интереснее, чем с игрушками.
Но на весь мир Марию Монтессори прославило все же не это. И даже не то, что по ее методу воспитывали создателей Google и принцев Великобритании.
Кем была основательница методики
Об основательнице одной из самых известных и популярных в мире педагогических систем в интернете много противоречивой информации.
Поклонники методики восхищаются ее преданности детям и любимому делу, которому Мария посвятила всю жизнь. Критики вменяют, что собственного сына она отдала на воспитание чужим людям, а педагогику создала для детей с ограниченными возможностями — и уже потом масштабировала на остальных.
Все это в какой-то мере правда про Марию Монтессори — невероятную женщину, которая родилась в Италии 155 лет назад, в 1870 году.
Уже с юных лет Мария отличалась от большинства сверстниц упорством, целеустремленностью, острым умом и активной жизненной позицией. В 12 лет она решила не ограничиваться базовыми знаниями по основным наукам и домоводству, которые давали в начальной школе, а продолжить образование. Сделать это было сложно, так как для девушки в то время это был нетипичный выбор жизненного пути.
Пришлось поступать в среднюю техническую школу для юношей. И учиться там, постоянно испытывая давление общества, не привыкшего к таким инициативам. Но это не остановило Марию и не заставило отказаться от своих целей.
После окончания технической школы девушка поступила в Римский университет, окончила курс естественных наук и решила продолжить учебу, чтобы стать врачом. В медицинской школе при вузе в 1893 году она стала первой студенткой. До нее там обучались исключительно мужчины.
Монтессори запретили присутствовать при вскрытиях: трупы были обнаженные, и девушке такое видеть не полагалось. Но она нашла выход — проводила их отдельно от однокурсников в нерабочее время. И успешно освоила профессию, став одной из первых женщин в истории страны, окончивших курс медицины, и одной из первых женщин — докторов наук.
В последние пару лет в вузе Мария изучала педиатрию и психологию, практиковала в клинике при университете и в частном порядке. После окончания учебы она продолжила заниматься медициной, начала заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержками развития.
В это же время у нее завязался роман с коллегой, от которого она родила впоследствии внебрачного сына Марио. По одним источникам, против брака была мать возлюбленного Марии, по другим, замужество закрыло бы ей путь к карьере. Возможно, повлияло и то, и другое. Но сына она отдала на воспитание в семью дальних родственников, чтобы спрятать от осуждения общества.
Надо сказать, что в то время многих детей даже при куда более благополучных обстоятельствах воспитывали гувернантки, заменявшие, по сути, матерей. Так что решение, которое нам кажется бессердечным, тогда было в порядке вещей, а возможно, и единственно правильным. Впоследствии отец ребенка Марии женился на другой, а она больше не пыталась создать семью.
Зато о сыне Мария не забывала. Кто-то говорит, что она никогда его не навещала. Но правда, скорее, наоборот: мать проводила с ребенком много времени в выходные и хорошо с ним ладила. Потому что после того, как она наконец забрала на тот момент пятнадцатилетнего Марио к себе, у нее появился самый преданный соратник, а в будущем и коллега.
Сын разделил идеи матери, поддерживал ее до конца жизни, всегда был рядом, а после ее смерти продолжил развивать и продвигать педагогическую систему Монтессори.
Что такое методика Монтессори и на чем она строится
В начале своей карьеры Мария много наблюдала за детьми с задержками развития, работая с ними. Параллельно углубилась в изучение педагогики, и на основании трудов предшественников постепенно разработала уникальную систему.
Методика Монтессори — это теория, основанная на детской психологии и длительном внимательном изучении их поведения в разных условиях. А еще это комплексные практические рекомендации, которые позволили даже умственно отсталым детям добиваться успехов в учебе.
Так как Мария Монтессори много работала с особенными детьми, изначально под них и на основе наблюдений за ними она создала свою систему. В работе с ними доказала ее эффективность. Но уже в 1906 году открыла первую школу для обычных малышей, в которой развивала и совершенствовала адаптированную методику.
Сложностей с масштабированием методов не было, потому что методика Монтессори строится не на нюансах психики отдельных детей. В основе — склонности каждого ребенка. По наблюдениям ученой, они свойственны всем детям в определенном возрасте: и особенным, и «нормальным».
Чтобы их успешно развивать, нужно соблюдать базовые условия:
- Знать особенности каждого сензитивного периода — возраста, в котором ребенок лучше всего осваивает определенные навыки.
- Создать развивающую среду — пространство, где малыш сможет беспрепятственно реализовать свое желание учиться.
- Предоставить свободу и необходимую помощь — дать ученику раскрыть свою индивидуальность, создать условия для самостоятельности, бережно направлять его, подсказывать, давать представление о навыках и возможность освоить и натренировать их самому.
Это три кита, на которых стоит методика Монтессори, без которых ее невозможно представить. Но теория намного глубже.

Метод Монтессори строится не только на определенных правилах или специальных игрушках. У него есть и философская составляющая:
- гуманистический подход, когда каждый человек ценится как отдельная личность, каждый изначально «хороший», с внутренним потенциалом к росту и развитию;
- идеи космизма и холизма — мы все тесно связаны между собой и природой. Целое всегда больше суммы частей, из которых собрано. Вместе с ним есть связи, структура. И они не могут быть сформированы извне.
Если мы принимаем холистическую идею образования, то мы не знаем, каким станет ребенок. Мы только можем создать среду, в которой может быть активным духовный зародыш (так автор методики назвала склонности и способности, с которыми рождается каждый малыш). И тогда происходит саморазвитие, следование своей собственной программе.
Все мы часть одной большой экосистемы, в которой необходимо уметь замечать взаимосвязи, роль других и найти свое место.
Что такое монтессори-сад или школа
Как выглядит обучение на практике?
Дети находятся в безопасном пространстве, наполненном простыми бытовыми предметами и специальными игрушками из натуральных материалов: сортерами, наборами кубиков, бусин, творческих материалов, пособиями.
Педагоги-наставники проводят для каждого ребенка презентацию — рассказывают, как чем пользоваться.
А дальше каждый малыш получает собственное рабочее место, коврик или стол, выбирает понравившуюся игрушку или набор и занимается самостоятельно. Выбор занятий зависит от возраста и сензитивного периода.
Сензитивные периоды: дети предрасположены к порядку, изучению мира, математике
Сензитивные периоды — это уникальные этапы развития, когда любой ребенок особенно восприимчив к освоению конкретных навыков. Мария Монтессори сравнивала их с «внутренним компасом», который направляет детей к нужным для них видам деятельности. К слову, выделяла и изучала эти периоды не только она, но и многие другие ученые и знаменитые педагоги.
Если в эти промежутки времени создать подходящие условия, обучение происходит легко и естественно, почти без усилий со стороны взрослых.
Что характеризует сензитивные периоды:
- Природная программа развития — ребенок инстинктивно тянется к тому, что ему необходимо в данный момент, будь то ходьба, речь или счет.
- Временны́е рамки — каждый период имеет начало, пик и спад, причем у разных детей они могут немного смещаться в зависимости от индивидуальных особенностей.
- Индивидуальность — один ребенок может начать говорить в год, а другой — в два, и это нормально. Главное — не пропустить момент наибольшей восприимчивости.
Если помешать ребенку в сензитивный период, например в период сенсорного развития запретить или не давать ему трогать разные текстуры, это может вызвать фрустрацию и задержку развития.
Выделяют несколько основных и несколько второстепенных сензитивных периодов по Монтессори. Вот самые важные.
Развитие речи (0–6 лет)
Делится на несколько этапов: сначала малыш впитывает звуки, затем начинает говорить слова, а позже — осваивает письмо и чтение.
В первые три года жизни мозг ребенка максимально восприимчив к языкам. Поэтому в двуязычных семьях дети легко усваивают оба языка без специального обучения.
Порядок (1,5–4 года)
В этом возрасте дети неожиданно становятся «маленькими перфекционистами». Если что-то лежит не на своем месте, они могут сильно расстраиваться из-за нарушенного распорядка.
Этот период важен для формирования внутренней организованности. Если малыш привыкает к хаосу, позже ему будет сложнее придерживаться правил.
Родители могут помочь, создавая четкие ритуалы вроде уборки игрушек перед сном и позволяя малышу участвовать в простых бытовых делах.
Сенсорное развитие (0–5,5 лет)
Через органы чувств ребенок познает мир: он трогает, нюхает, пробует на вкус, слушает и наблюдает.
В возрасте 2–4 лет дети особенно любят игры с песком, водой, крупами, что помогает им развивать тактильную чувствительность и различать свойства предметов.
Если в этот период ограничивать сенсорный опыт («Не трогай!», «Не пачкайся!»), это может привести к снижению познавательной активности в будущем.
Движение и координация (1–4 года)
От первых шагов до уверенного бега и сложных манипуляций с мелкими предметами — в этот период дети учатся контролировать свое тело. Развитие крупной моторики (лазание, прыжки) и мелкой (застегивание пуговиц, рисование) идет параллельно, и оба аспекта одинаково важны.
Если ребенку не давать достаточно двигаться (например, постоянно держать в коляске), это может сказаться не только на физическом, но и на умственном развитии.
Социальные навыки (2,5–6 лет)
В этом возрасте дети начинают осознавать себя частью коллектива: они учатся делиться, договариваться, понимать эмоции других. Игры становятся более сложными и сюжетными, появляются первые дружеские привязанности.
Если дошкольник изолирован от сверстников (например, воспитывается только дома), позже ему может быть сложнее адаптироваться в школе.
К дополнительным можно условно отнести периоды склонности:
- к изучению математики (3,5–6 лет);
- музыки (2,5–6);
- освоению этикета и вежливости (2–6);
- период восприятия мелких предметов — развития мелкой моторики (1,5–5).
Все это монтессори-педагоги учитывают в своей работе. Отслеживают смену периодов, наблюдая за воспитанниками, не мешают, но готовы прийти на помощь в освоении навыков, если без нее точно не обойтись. Также следят, чтобы в доступе у детей были нужные материалы, и презентуют их.
Хотите попробовать так же? Не спешите помогать малышу одеваться, обуваться, обслуживать себя. Дайте ему самостоятельно делать то, с чем он может справиться. Покажите как, но не делайте за него.
Что будет, если упустить сензитивный период? Монтессори считала, что навык все равно можно освоить позже, но с бо́льшими усилиями.
Индивидуальный подход, особая среда, свобода выбора: «киты» Монтессори
Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникален, у него свой путь развития. И только он сам лучше всего знает, как реализовать способности. Эту уверенность разделили с ней сотни тысяч воспитателей и учителей, на протяжении десятков лет работающие по методике.
Система Монтессори не устарела, а даже наоборот — стала актуальнее к настоящему времени, получила заслуженную всемирную известность и популярна во многих странах мира.
Педагоги, работающие по этой методике, не диктуют детям свои условия, а помогают овладеть навыками, рассказывают о пользе правил, дают уроки вежливости, учат детей уважать личные границы других людей.
Еще два важных элемента метода — подготовленная среда и свобода действий в ней.

Монтессори-среда — это пространство, где все организовано так, чтобы ребенок мог самостоятельно исследовать, учиться и развиваться. Мебель подобрана по росту, материалы доступны и упорядочены, а у каждой вещи свое место. Это помогает детям чувствовать себя уверенно и независимо.
В первую очередь речь о свободе, чтобы делать что-то. То есть это не вседозволенность, а возможность выбирать что нравится, в определенных рамках.
Например, ребенок может выбрать, как именно будет помогать накрывать на стол маме — нести чашку или раскладывать овощи на тарелку. Взрослый в методе Монтессори не навязывает свои решения, но направляет и помогает, является гарантом безопасности и границ.
Свобода выбора позволяет ребенку развивать самостоятельность, ответственность и внутреннюю мотивацию.
Все эти особенности педагогики многим кажутся как минимум непривычными, а некоторым — неприемлемыми. Монтессори-школ в России мало, больше частных платных садов и клубов раннего развития.
И как может ребенок до шести лет расти без строгой дисциплины, но при этом в таких узких рамках искусственной среды вне традиционной системы воспитания? Как потом он будет адаптироваться в других коллективах с другими правилами?
Эти вопросы критики задают последователям методов Марии Монтессори.
Дети-индивидуалисты, не знакомые с дисциплиной: критика и главные мифы о Монтессори
Чтобы не быть голословными, ответить на популярные вопросы и замечания мы попросили эксперта, опытного монтессори-педагога Екатерину Данилину.
— Первый минус и одно из главных переживаний родителей, которые присматриваются к системе Монтессори, — слабая подготовка к учебе в традиционных классах. Ведь дети, привыкшие к свободе выбора, отсутствию жестких рамок и оценок, могут испытывать стресс в обычной школе.
— Помимо свободы выбора занятия, детей в монтессори-классе учат длительной концентрации внимания, искреннему интересу к учебе и правилам поведения.
Это миф, что дети в монтессори-классе могут делать вообще что угодно. Они в любом случае ограничены определенными рамками.
Классическая школа предполагает строгие рамки, следование правилам, длительное удержание внимания и позы во время урока. Это сложно абсолютно всем. Но если у тебя есть навык концентрироваться на задании, не отвлекаясь на других, или жажда знания, то это немного облегчит задачу.
— Многих беспокоит недостаток социализации. По этому методу у детей много индивидуальной работы, мало командной, нет ролевых совместных игр.
— А вот это один из самых больших мифов про то, что дети занимаются каждый по отдельности.
В классе учат уважать работу другого, не мешать, аккуратно наблюдать, но при этом никто не ограничивает общение или общую работу, если оба не против.
Ближе к 5-6 годам дети готовы к совместной работе, и в классе появляется много задач, которые предполагается решать вместе. Философия монтессори-подхода учит как раз тому, что в обществе важны все. Выигрывают не конкуренты, а те, кто умеет успешно кооперироваться.
До 5-6 лет у детей в монтессори-классе также есть много общих задач — они вместе готовят, ухаживают за классом, помогают друг другу. Часто педагог может подчеркнуть, например, что на обед огурец резал Ваня для всех, а яблоко — Маша, и это тоже первые шаги к командной деятельности.
Социализация предполагает умение видеть свои границы, уважать границы других, умение действовать в коллективе исходя из общих интересов, но не теряя себя при этом. Это умение приходит к ребенку по мере роста и созревания.
Но для того, чтобы это случилось, необходима психологически безопасная и поддерживающая атмосфера. В ней есть шанс узнать, какой я, чего я хочу, что я люблю, и глубоко понять и принять, что у других людей могут быть другие интересы.
— Считается, что в воспитании по этой методике нет или мало творчества, мало сказок и фантазий, без чего многим сложно представить детство.
— В монтессори-методе действительно не предполагаются ролевые игры и сказки. Упор на реальную жизнь и проживание настоящего опыта с настоящими объектами. Но это важно и для развития нашего воображения, поскольку оно базируется всегда на реальном опыте.
Чтобы придумать что-то новое, нашему мозгу необходимо скомпилировать много сведений об объектах, их свойствах, возможностях использования, провести какие-то параллели и ассоциации между предметами.
Но вот дальше ребенок учится разделять два мира — реальный и воображаемый — и существовать одновременно в обоих. В этом помогает игра с предметами-заместителями (когда кубик выполняет роль картошки или телефона), сюжетные или ролевые игры.
Этот вопрос активно обсуждают в монтессори-среде, и каждый сад решает вопрос по-своему. Где-то вторая часть дня посвящена свободной игре, где-то есть в качестве дополнительных занятий игра по-Бахотскому (дети выбирают себе любую роль и, исходя из нее, взаимодействуют с другими, создавая общий игровой сюжет). И конечно же, есть игры на прогулках.
А творчества в монтессори-классах много, есть отдельная зона для него. И в этом плюс: ребенок может провести в этой зоне хоть весь день.
— Критики методики часто осуждают отсутствие строгих правил и дисциплины, иерархии между ребенком и педагогом.
— Все верно, любые отношения построены на иерархии, даже в детском коллективе. Поэтому педагоги в монтессори-классе такие же лидеры, как и в любом другом детском саду или школе.
Многих смущает, что к педагогу дети обращаются на «ты» и просто по имени, но не это влияет на вертикальность отношений. Педагог становится ведущим за собой благодаря знаниям, уверенности, авторитету и желанию детей следовать за ним.
Монтессори-класс — не система с детским самоуправлением. Тут есть строгие правила, ограничения, взрослые, которые несут ответственность за происходящее.
Много негатива в адрес методики связано с тем, что реализовать обучение по ней в рамках детского сада или школы дорого и сложно. Не только и не столько потому, что дорого закупать и обновлять специальную мебель, игрушки, пособия. А скорее из-за того, что важную роль в правильном обучении по ней играют квалифицированные педагоги.
Если обеспечить такими не удается, группы и классы получаются «Монтессори» только номинально. И у детей, и у родителей в этом случае действительно накапливается негативный опыт. Но виновата чаще всего не методика.
К слову, многие преданные делу педагоги пришли в систему как родители, которые искали для своих детей нестандартные подходы в образовании. Возможно, это и ваш путь? Оформите Халву, если желание изменить жизнь уже есть, но нет понимания, с чего начать.
Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. Оформляйте Халву и оплачивайте в рассрочку без переплат курсы иностранных языков и обучение топовым IT-специальностям.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Как организовать развитие «по Монтессори» дома
Если принципы системы итальянского врача и педагога вам понравились, их вполне можно применять в домашних условиях. Этим уже успешно занимаются многие родители в разных странах мира.
Лучше всего для начала познакомиться с материалами сайта «Монтессори.Дети», а также почитать труды самой Марии Монтессори и ее последователей — Эдуарда Стэндинга, Константина Сумнительного, Елены Хилтунен.

Создать монтессори-среду дома легко для ребенка любого возраста. Для этого достаточно пройтись не спеша по дому за ребенком, понаблюдать, что вызывает его интерес, где он просит вашей помощи, что он пытается повторить за взрослыми, но не может в силу роста или отсутствия других навыков.
В каждом конкретном случае проанализируйте, что сделать, чтобы среда стала немного доступнее: повесить крючок пониже, выделить нижний ящик ребенку, обеспечить доступ к воде и чашке, поставить вторую швабру для малыша рядом со взрослой.
Все это будет давать ему веру в собственные силы, ощущение успешности и чувство, что он вообще-то тоже не беспомощен и может управлять своим телом, а впоследствии и жизнью.
Немало интересного можно найти также в популярных социальных сетях. Начиная от роликов о четырехлетках, которые готовят себе завтрак, и заканчивая самодельными пособиями «по Монтессори» из подручных материалов. Потому что дело Марии Монтессори даже спустя столетие продолжает жить и вдохновлять тысячи людей.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Со мной вы легко найдете выгоду и узнаете о финансовых возможностях. Расскажу, как приумножать доходы и тратить с удовольствием.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
