Инклюзивное образование в России: где учатся дети с особенностями
В последнее время по телевизору, в СМИ, на различных интернет-площадках часто говорят об инклюзии и инклюзивном образовании. В чем особенности такого обучения — разбираемся в статье.
- Что такое инклюзия и инклюзивное образование
- Кто обучается по инклюзивной программе
- Что изменилось с утверждением ФГОС
- Права родителей
- Инклюзивное образование на сегодняшний день
- Где лучше учиться ребенку
Что такое инклюзия и инклюзивное образование
Термин «инклюзия» означает «включение». Поэтапное вовлечение человека, у которого есть ментальные или физические особенности, в общественную жизнь.
Инклюзия — процесс глобальной перестройки всех структур общества. Смысл в том, чтобы люди с ограниченными возможностями не испытывали проблем в быту, были мобильными, могли реализовать творческий и интеллектуальный потенциал.
Это процесс взаимонаправленный. Окружающий мир должен максимально удовлетворять потребности всех, в том числе тех, кому необходимы особые условия. В то же время люди с инвалидностью должны обладать умениями и навыками, которые позволят им активно участвовать в жизни общества, развиваться, получать профессии.
Огромную роль в адаптации и интеграции людей с особыми потребностями играет образование и создание инклюзивной образовательной среды. Инклюзия в этом случае означает обучение детей с ограничениями по здоровью и инвалидностью вместе с остальными детьми.
Кто обучается по инклюзивной программе
Дети с ОВЗ и инвалидностью. Не стоит путать эти поняти я. Первый термин расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья». Определяет ПМПК — специальная комиссия, состоящая из педагогов, психологов, медиков. Инвалидность устанавливают врачи на медико-социальном освидетельствовании.
Все дети, независимо от национальности, вероисповедания, социального положения, ограничений по здоровью имеют право учиться в школе. Оно закреплено федеральным законом No 273 от 2012 года. В этом документе впервые появились понятия «инклюзивное образование» и «адаптированная образовательная программа».
Десять лет назад я работала учителем с ребятами, которым требовался индивидуальный подход в связи с ограниченными возможностями здоровья. Кто-то не мог посещать школу из-за временных трудностей, например перелома ноги. Но у многих была инвалидность.
Школа предоставляла право выбора. Дети могли:
- приходить в школу и получать знания вместе с одноклассниками, но отлучаться на реабилитацию и учиться дома при обострении проблем со здоровьем;
- учиться исключительно дома. В таком случае учителя приходят домой и объясняют материал индивидуально.
У ребенка было право:
- получить аттестат при помощи ГВЭ (специальная форма проверки знаний для детей с ограничениями по здоровью, которая позволяет получить аттестат);
- сдать вместе со всеми ОГЭ (сдают в 9-м классе) и пойти в училище или лицей;
- сдать ЕГЭ (сдают в 11-м классе) и поступить в университет.
Два моих ученика, которые обучались на дому, решили в 11-м классе сдавать ЕГЭ. Школа не только не препятствовала и х желанию, наоборот, всячески помогала. Например, увеличила число индивидуальных занятий с педагогом по «егэшным» предметам за счет сокращения других учебных дисциплин.
Сейчас инклюзивное образование пошло еще дальше. Огромную роль в этом сыграло принятие ФГОС для детей с ОВЗ в 2016 году.
Что изменилось с утверждением ФГОС
В документе зафиксировали основные принципы инклюзивного образования и требования к обучению детей с различными особенностями здоровья.
Предполагается единство образовательного процесса, когда все дети могут обучаться вместе. В то же время отмечается вариативность учебных программ в зависимости от типа нарушений и потребностей ученика.
Это значит, что новые стандарты направлены на то, чтобы вовлечь ребенка в процесс образования, в то же время учитывать особенности его здоровья и развития, адаптировать учебную программу, образовательные технологии, формат подачи материала требования, критерии оценивания.
В начальной школе стандарты образования делятся на два вида — для детей с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью.
Далее дети с ограничениями здоровья учатся по общеобразовательным стандартам. Но кроме ФГОС есть другие регулирующие документы: адаптивная образовательная программа, индивидуальный учебный план, индивидуальная программа развития. Последняя нужна в случае тяжелых нарушений, когда ребенок не в состоянии справиться с программой, соответствующей его возрасту.
Как правило, дети с ограничениями здоровья перед поступлением в школу проходят комиссию ПМПК, которая выдает справку-заключение и предлагает несколько вариантов обучения в зависимости от психофизиологических особенностей ребенка.
Справка, которую выдает комиссия, никак не ограничивает ребенка и их родителей. Это скорее рекомендация от специалистов. Родители могут не предоставлять справку при поступлении. Но тогда они не смогут рассчитывать на специальные условия для ребенка. Прежде всего это помощь тьютора (специального педагога, который будет сопровождать ребенка), занятия с узконаправленными специалистами, например психологом или логопедом, специа льные учебники, рабочие тетради.
Права родителей
Государство предоставляет родителям несколько инклюзивных программ на выбор. Необходимо определиться с учетом особенностей здоровья ребенка, его дальнейших целей и приоритетов.
Родители могут выбрать:
- общеобразовательный класс, где учатся дети по стандартной программе без особенностей здоровья;
- специальные ресурсные классы, где ученики группируются по виду заболевания и обучаются по специальным программам. Например, группы для детей с расстройствами аутического спектра. Кроме обычного класса, где проходят уроки, должны быть комнаты для релаксации с мягким покрытием, сухим бассейном с шариками, подушками, креслами. Однако ресурсные классы есть не везде;
- специальные школы-интернаты для детей с ОВЗ, где классы формируются в зависимости от типа нарушений. Здесь работают узконаправленные специалисты: тифло- и сурдопедагоги (первые обучают людей с нарушениями зрения, вторые — слуха), логопеды, дефектологи;
- центры психолого-педагогической или медико-социальной помощи;
- обучение на дому. В этом случае учите ля приходят домой и дают индивидуальные уроки. Однако количество уроков по предметам будет меньше, чем в школе. Ребенок учится по адаптивной программе и сдает ГВЭ. При желании может сдать ОГЭ и ЕГЭ;
- семейное образование. Ребенок учится дома самостоятельно, при помощи родителей или репетиторов. В школе сдает промежуточную аттестацию и итоговую в выпускных классах.
Могут ли ребенка с ОВЗ не принять в общеобразовательную школу? Нет. Если в классе есть свободные места, администрация не вправе отказать. Это не касается только школ с конкурсным зачислением, куда дети поступают по результатам вступительных испытаний. Если нет места в школе по прописке, нужно обратиться в местную администрацию. Они должны определить ребенка в ближайшую школу, где будут места.
Инклюзивное образование на сегодняшний день
За 10–15 лет в России инклюзивное образование сделало рывок в развитии: открываются ресурсные классы, сопровождение тьюторов, повышается квалификация психологов, учителей, логопедов, выпускают дидактические материалы.
Три года назад я работала репетитором и занималась с девочкой, которая оканчивала коррекционную школу для детей со зрительными нарушениями. Настя занималась легкой атлетикой, готовилась к поступлению в университет.
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 96 баллов. В связи с особенностями здоровья ей пред оставили дополнительных 90 минут во время экзамена.
Моя подруга работает учителем в школе. В прошлом году ее сын с диагнозом РАС пошел в первый класс. Директор по ее просьбе открыла ресурсный класс для детей с расстройствами аутического спектра, привлекла к работе тьюторов. Это еще раз подтверждает, что инклюзивная образовательная среда активно развивается.
Есть множество организаций, которые специализируются на инклюзивном образовании. Институт проблем инклюзивного образования МГППУ, фонд «Обнаженные сердца» развивают инклюзивное общество, решают проблемы образования детей с ограничениями.
Самое главное в жизни — здоровье. Свое и своих близких. Но иногда оно требует серьезных вложений: попасть на платный прием к врачу, купить ортопедическую обувь, матрас или очки, дорогие лекарства. В экстренных случаях выручит карта «Халва». Покупайте товары и услуги в рассрочку, отдавайте только сумму покупки без переплаты банку.
Халва Рассрочка на лечение
Где лучше учиться ребенку
Куда определить ребенка: в «обычную» общеобразовательную школу или выбрать адаптированные варианты обучения?
Учеба в общеобразовательном классе имеет множество плюсов.
Ребенок социализируется и адаптируется к реальным условиям жизни. У него появляются друзья, хобби и кружки. Такой формат обучения полезен и для нормотипичных детей. Они учатся помогать другим людям, принимать и понимать их.
Много лет назад у меня был ученик с легкой степенью нарушений интеллекта. Миша числился в школе как «надомник», то ес ть ученик с домашним обучением. Он иногда ходил в школу на уроки с остальными детьми, а потом оставался на индивидуальные уроки, которые ему полагались по программе. Одноклассники очень любили Мишу, всегда радостно с ним здоровались.
Но есть и обратная сторона. Дети с особенностями здоровья могут подвергаться насмешкам и буллингу со стороны одноклассников. Многое зависит от воспитания детей, ценностей и особенностей взаимоотношений, которые приняты у них в семье. Также вектор задают учителя, в особенности — классный руководитель, которые объясняют детям, как нужно себя вести. Помогают ученикам с инклюзивным обучением влиться в коллектив, поддерживают их во время учебы.
Для поступления в университет и многие колледжи нужно сдать ОГЭ и ЕГЭ. Учеба по общеобразовательным программам охватывает все темы, представленные на экзаменах, и позволяет подготовиться к итоговым аттестациям.
Но для ребенка с особенностями развития объемы информации, темпы преподавания и критерии оценивания могут не подходить. Ему будет сложно учиться. Тогда лучше выбрать специальную программу или надомное обучение. Если планируете сдавать ОГЭ и ЕГЭ, готовьтесь к экзаменам самостоятельно.
И еще несколько нюансов. Поддержку инклюзивного образования каждая школа определяет сама. Финансов на техническое оборудование школ пандусами и другими адаптационными средствами, обучение педагогов, привлечение тьюторов, логопедов, дефектологов не хватает.
Обычные классы могут быть переполненными. Да, педагоги проходят специальное обучение для работы с инклюзивными детьми. Но времени и возможности, чтобы обеспечить особый подход, может не быть.
Прислушайтесь к рекоменд ациям ПМПК.
Посоветуйтесь с ребенком. Если есть возможности и желание учиться в классе вместе с остальными детьми, поддержите его в этом. У вас всегда будет возможность поменять формат обучения. Будьте на связи с учителями, помогайте ребенку учиться и устанавливать контакты с одноклассниками.
Как известно, дорогу осилит идущий. А любовь и поддержка совершают чудеса.
Не пропустите самое важное
Как планировать семейный бюджет, успешно сдать экзамены, выбрать профессию — об этом и многом другом каждую неделю рассказываем в email-рассылке.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
Пишу просто и понятно о важном и сложном.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу