
Чем отличаются логопед и дефектолог и когда вести к ним ребенка
Логопед и дефектолог работают с проблемами развития у детей и взрослых, помогают корректировать нарушения и задержки. Но это не один и тот же специалист. Рассказываем, в чем разница и в каких ситуациях к кому обращаться.
Проконсультируйтесь с врачом
Мы не врачи и не можем давать вам советы, ставить диагноз или что-либо запрещать. У нас вы можете прочитать лишь о фактах, подтвержденных медицинскими исследованиями.
Кто такой логопед
Это специалист, который помогает детям и взрослым говорить правильно и понятно. Он работает с разными речевыми нарушениями. Учит выговаривать звуки, строить фразы, понимать речь других, читать и писать без ошибок.
По данным некоторых источников, речевые нарушения наблюдаются у 25% детей школьного возраста.
На чем фокусируется
Работа логопеда охватывает все стороны речи. Вот главные проблемы, которые он решает:
Проблема |
С чем работает специалист |
C произношением звуков |
Помогает, если ребенок картавит, шепелявит, не выговаривает Р, Л, Ш, С или другие звуки, заменяет их или говорит нечетко, с эффектом «каши во рту». Работает с и |
С пониманием речи |
Учит корректно толковать слова окружающих, выполнять просьбы, отвечать на вопросы по возрасту |
Со словарным запасом |
Помогает запоминать новые слова, подбирать нужное, не путать близкие по значению |
С грамматикой и синтаксисом |
Исправляет ошибки в согласовании слов, например «синяя платье», «много карандашов», учит строить правильные фразы |
С темпом и плавностью речи |
Работает с заиканием и особенностями, когда ребенок говорит слишком быстро или слишком медленно |
Со связностью речи |
Учит пересказывать сказки, рассказывать истории по картинкам, описывать события |
С письмом |
Работает с , например когда школьник пропускает буквы, заменяет их друг другом или пишет «зеркально», если причина таких ошибок — в нарушении речевых процессов |
С чтением |
Помогает детям с или когда ребенок медленно читает из-за проблем с |
Когда идти
Рассказываем, о каких сигналах сообщить педиатру или неврологу. Если специалисты заподозрят нарушения, они проведут диагностику, чтобы найти причину речевой проблемы, и уже с диагнозом отправят ребенка к логопеду.
Собрали в таблицу ориентиры для родителей в зависимости от возраста детей.
Возраст |
Сигналы |
Малыши от года до трех лет |
|
Дошкольники от трех до семи лет |
|
Школьники |
|
Помните: эти сигналы не диагноз, а лишь повод проконсультироваться с врачом.
Как проходят занятия
Специалист подбирает индивидуальную программу в зависимости от диагноза и особенностей ребенка. Вот что обычно делает логопед:
- Играет — использует куклы, машинки, картинки, чтобы вовлечь ребенка и отрабатывать речевые навыки в естественной ситуации.
- Делает артикуляционную гимнастику — упражнения для языка, губ, щек, которые готовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.
- Ставит звуки — показывает и объясняет, как нужно их произносить, при необходимости использует специальные палочки и шпатели.
- Автоматизирует звуки. Учит использовать новый звук не только на занятии, но и в слогах, словах, предложениях, стихах и, наконец, в свободной речи.
- Развивает фонематический слух. Играет в игры, чтобы научить ребенка различать на слух похожие звуки, например С-Ш, Р-Л, З-Ж. Это основа для грамотного письма.
- Расширяет словарный запас с помощью карточек, лото. Учит правильно изменять слова и строить предложения.
- Работает с сериями картинок, простыми историями, чтобы побудить ребенка к связному рассказу.
Важно, чтобы родители регулярно выполняли с детьми домашние задания и упражнения, которые дает логопед. Так вы ускорите прогресс и надежнее закрепите результат.
Кто такой дефектолог
Дефектолог — это специалист, который помогает детям и взрослым корректировать и компенсировать нарушения развития. Он работает не только с речью, а со всем комплексом познавательных способностей: мышлением, памятью, вниманием, восприятием, моторикой.
Его главная задача — помочь ребенку с трудностями адаптироваться к жизни.
Чем занимается
Фокус дефектолога шире, чем у логопеда. Перечислим ключевые направления его работы.
Направление |
Как помогает специалист |
Развитие мышления |
Учит понимать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, решать простые логические задачи, которые соответствуют возрасту и возможностям ребенка |
Тренировка памяти и внимания |
Помогает лучше запоминать информацию, концентрироваться на задании, не отвлекаться |
Восприятия окружающего мира |
Формирует четкие представления о цвете, форме, размере, пространстве, времени |
Развитие речи |
Расширяет словарь, учит строить фразы, понимать, что говорят другие, но с акцентом на то, что речь — это инструмент познания и общения |
Учебные навыки |
Готовит к школе: учит слышать инструкцию, выполнять задания по образцу и правилу, работать самостоятельно некоторое время, понимать смысл сказок, простых текстов |
Развитие моторики |
Работает над общей координацией движений и мелкой моторикой рук |
Социально-бытовая адаптация |
Учит навыкам самообслуживания, правилам поведения дома, в садике, на улице, взаимодействию с другими детьми и взрослыми |
Коррекция поведения |
Помогает снизить импульсивность, гиперактивность или, наоборот, преодолеть заторможенность, страхи, сформировать желательные формы поведения |
Специализации в дефектологии
Дефектологи часто углубленно работают с определенной категорией детей. Вот основные профили:
- Олигофренопедагог. Помогает детям с и . Ключевой фокус — развитие познавательной деятельности, социально-бытовая адаптация.
- Сурдопедагог. Специалист для детей с нарушениями слуха. Работает над развитием остаточного слуха, речи, коммуникации. Учит познавать мир с помощью языка жестов.
- Тифлопедагог. Помогает детям с нарушениями зрения. Учит ориентироваться в пространстве, развивает осязание, слух, остаточное зрение, адаптирует учебные материалы.
- Специалист по . Развивает умение общаться, корректирует нежелательное поведение, формирует учебные навыки.
- Специалист по . Работает над максимально возможной адаптацией и развитием.
- Логопед-дефектолог. Корректирует речевые нарушения у детей, которые имеют отклонения в психическом и физическом развитии.
Кандидат психологических наук Прилепко Юлия Владимировна называет заболевания, травмы и сильные эмоциональные стрессы матери во время беременности одними из основных факторов риска, которые приводят к нарушениям развития ребенка.
Когда идти
К дефектологу направляют детей с конкретными диагнозами — ЗПР, УО, РАС, , синдром Дауна, нарушения слуха или зрения, , который сопровождается когнитивными трудностями.
Проконсультироваться с педиатром или неврологом можно и в ситуации, когда вы замечаете, что ребенок значительно отстает от сверстников или проявляет особенности развития. Например:
- не может удерживать внимание даже на интересной игре несколько минут, легко отвлекается на любой шум;
- с трудом запоминает стихи, новые слова, не помнит, куда положил игрушку, что было вчера;
- не понимает простых причинно-следственных связей из серии «если толкнуть чашку, она упадет», не может найти отличия на картинках, подобрать пару предмету;
- плохо усваивает новое, не понимает смысла обучающих игр;
- очень активный, импульсивный, неусидчивый или, наоборот, чрезмерно медлительный, вялый, не проявляет интереса к окружающему;
- не играет с другими детьми, не понимает правил игры, ведет себя агрессивно или, наоборот, слишком замкнут, избегает взгляда;
- не справляется с программой — в садике или школе ребенку очень тяжело, он не понимает заданий, не успевает за другими, хотя слух и зрение в норме.
Врачи успокоят, если переживания напрасны, или проведут диагностику и направят к нужному специалисту, в том числе к дефектологу.
Оплатить занятия с логопедом или дефектологом проще, когда есть Халва. С ней легче подстроить траты под нужды: часть покупок делать в беспроцентную рассрочку, за другие — получать кешбэк, а еще копить резерв через процент на остаток.
Халва выручит в любой ситуации! Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Как проходят занятия
Программу подбирают индивидуально, исходя из возможностей и потребностей ребенка. Вот что может делать дефектолог:
- Проводит игры, которые тренируют внимание, память, мышление, восприятие.
- Работает с дидактическими материалами. Использует карточки, кубики, пирамидки, конструкторы, рамки-вкладыши, сенсорные коробки, чтобы развивать конкретные навыки.
- Учит ребенка сидеть за столом, смотреть на педагога, слушать инструкцию до конца, выполнять задание по образцу, ждать своей очереди.
- Использует картинки, игрушки, ситуации, чтобы развивать речь, — расширить словарь, обучить простым фразам, ответам на вопросы.
- Делает с ребенком пальчиковую гимнастику, играет в мозаику, шнуровки, лепит, рисует, конструирует, чтобы развивать мелкую моторику. Использует подвижные игры для общей координации.
- Проигрывает бытовые ситуации, например поздороваться, попросить, поделиться, объясняет правила поведения.
- Отрабатывает шаги одевания, раздевания, мытья рук, аккуратной еды с помощью алгоритмов и подсказок.
Грамотный специалист тесно сотрудничает с родителями. Объясняет, как заниматься дома, дает конкретные задания и рекомендации по созданию развивающей среды. Без домашней работы результат будет слабее.
Логопед vs Дефектолог: отличия, точки пересечения
Навыки и умения обоих специалистов регулирует профессиональный стандарт Минтруда России. Согласно документу, дефектолог — это педагог особого профиля, а логопед — одна из более узких специализаций направления.
Чтобы работать в этой сфере, нужно получить высшее образование по логопедии или дефектологии или пройти переподготовку, если уже есть «корочка» психолога или педагога. Медицинское образование не требуется.
Найти специалиста можно в поликлиниках, некоторых детских садах и школах, центрах психолого-педагогической помощи населению, частных развивающих и речевых центрах.
Резюмируем, в чем разница между логопедом и дефектологом.
Параметр |
Логопед |
Дефектолог |
Основной фокус |
Речь: звуки, слова, грамматика, связная речь, речевая основа письма и чтения |
Познавательное развитие в целом: мышление, память, внимание, восприятие, моторика, адаптация, речь как часть познания |
Главная цель |
Скорректировать или развить непосредственно речь, сделать ее правильной и понятной |
Развить познавательные способности, сформировать базу для обучения и социальной адаптации, компенсировать последствия основного нарушения |
Диагнозы, с которыми работает |
Дислалия, дизартрия, , заикание, дисграфия, дислексия, как речевое нарушение |
ЗПР, УО, РАС, , сенсорные нарушения (слух, зрение), , синдром Дауна, ДЦП с когнитивными нарушениями, сочетания психофизических нарушений |
В сложных случаях логопед и дефектолог часто работают вместе, дополняя друг друга.
Если вы заметили что-то тревожащее в развитии ребенка, не паникуйте, но и не игнорируйте эти признаки. Проконсультируйтесь с педиатром или неврологом. Если затянуть и упустить время, это затруднит работу специалиста.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Ищу ответы на вопросы обо всем на свете. А потом рассказываю вам — как лучше, где, куда и за сколько.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
