
Колизей в Риме — история, где находится и как добраться
Колизей находится в Риме, и это главное чудо Вечного города. Когда-то его построили как главную арену для кровавых зрелищ, любимых горожанами. А сейчас это, пожалуй, самый известный артефакт древнего мира. Расскажем о нем подробнее.
Анастасия, автор статьи:
В детстве я прочла сказку Джанни Родари «Про человека, который решил украсть Колизей». Эта аллюзия на Герострата от «маленького человека» меня так впечатлила, что я дала себе обещание увидеть Рим.
С позиции ребенка из глубокой провинции 90-х это было почти так же амбициозно, как попытки украсть Колизей. А идея разобрать старый мир на стройматериалы прекрасно рифмовалась с окружающей действительностью.
Так или иначе, я выросла и увидела Колизей. Расскажу, как это сделать и зачем.
Как добраться
Колизей находится в Риме — столице Италии. Плохая новость — билетов за пару тысяч рублей туда больше нет. Но есть и хорошая — в этот город относительно дешево добираться из России.
Все рейсы будут с пересадками: выбирайте на свой вкус — Ереван, Стамбул или Баку. Если вы не из Москвы и Санкт-Петербурга, скорее всего, придется сделать еще одну пересадку в столице.
Ехать в Рим разумнее осенью и весной, погода стоит гулятельная, но не такая жаркая, как летом. А еще туристов чуть меньше (мало туристов в Риме не бывает никогда).
- Билеты из Москвы в Вечный город — от 32 000 рублей.
Если не хотите устать от долгой дороги, выбирайте длинные стыковки. Я предпочитаю суточные, можно погулять в еще одном городе и нормально выспаться в отеле. А в Стамбуле, Ереване и Баку много интересного.
Цены на отели в Риме немаленькие:
- от 5500 рублей — номер с общей ванной;
- от 6800 рублей — номер с собственной ванной;
- от 7000 рублей — апартаменты;
- от 6900 рублей — номер в трехзвездочном отеле;
- от 7000 рублей — номер в четырехзвездочном отеле;
- от 28 000 рублей — номер в пятизвездочном отеле.
Осмотреть основные достопримечательности Рима можно за 4-5 дней.
Для путешествия пригодится Халва. С картой рассрочки всегда сможете купить дешевые билеты или заранее забронировать отель. Покупайте быстро во время распродаж — расплачивайтесь комфортными платежами в течение нескольких месяцев.
Халва — универсальный билет в любую точку отдыха. Приобретайте туры по России и за рубеж, бронируйте номера в отелях в рассрочку без переплат или с кешбэком до 10%.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва "Мир"» на сайте банка sovcombank.ru
Виза
Чтобы увидеть Колизей, придется сделать шенгенскую визу. Один из плюсов Италии — лояльное консульство, которое сейчас лидирует по выдаче. Свежую статистику можно узнать на форуме Винского.
Но сроки оформления сейчас везде затягивают, подавайте документы минимум за 45 дней. Дополнительная сложность — искать слоты для записи.
Визы выдают в консульских центрах: VMS — отвечает за Москву, Санкт-Петербург и Архангельск, а Almaviva — за остальные регионы.
Предварительно ознакомьтесь со списком необходимых документов. Он плюс-минус стандартный: нужно подтверждение маршрута с бронями билетов и отелей, медстраховка, справки от работодателя и банка.
- Цена: 90 евро (8414 рублей) консульский сбор и 45 евро сервисного сбора (4207 рублей) у VMS и 3850 рублей у Almaviva.
Как попасть
Пройти мимо Колизея в Риме — проблематично. Он расположен в самом центре города, у одноименной станции метро и в 15 минутах ходьбы от вокзала Термини.
Вход узнаете по огромной очереди, а в высокий сезон купить билеты на месте и сразу зайти — вряд ли получится.
Рекомендую заранее забронировать дату и оплатить билет на официальном сайте. Проще всего купить комплексный — Колизей, Форум и Палантин обойдутся в 22 евро (2056 рублей).
История
Колизей — одна из самых грандиозных и хорошо сохранившихся построек Древнего Рима. Это символ империи и ее образа жизни. Не менее красивый Пантеон, например, не на слуху у широкого круга лиц. А что такое Колизей, знают все и наверняка видели его в фильмах и сериалах про отчаянных гладиаторов.
Кстати, само имя — относительно современное. Считают, что оно прижилось в VIII веке, но точное происхождение неизвестно. То ли от стоящего у входа колосса Нерона (позже переделали под бога солнца Гелиоса), то ли в честь холма Исиды — Collis Isaeum, то ли просто потому, что он колоссальный, а в VIII веке римлянам было не до исторических изысканий.
Постройка
А вот когда был построен Колизей, известно точно. Его заложили в 72 году н. э. Раньше здесь стоял впечатляющий Золотой дом императора Нерона с пышными садами.
Его владелец прославился экспрессивностью, и вы наверняка слышали байку, что он поджег Рим и играл на лире посреди пожарища. Скорее всего, это неправда, как это часто бывает в истории, на проштрафившегося правителя после смерти спустили всех собак.
Истории про распутство и зверство римлян стоит делить на 10. Кого-то после смерти ославляли пережившие их враги, а многие краски сгустили христианские монахи, которые в следующие пять столетий после падения Вечного города полностью контролировали средства массовой информации.
Так или иначе, в 64 году случился Великий пожар, который разрушил 10 из 14 районов Рима. Найти виновных в эпоху свечного освещения было нереально. Горожане валили на «любимого» императора (он как раз хотел реновировать эти районы), а тот переложил вину на христиан, устроив молодой церкви первые гонения с массовыми мучениками.
Христианские историографы, опираясь на Тертуллиана и Светония, считают, что в процессе этих гонений обезглавили апостолов Петра и Павла. Но исторические источники скудны, а слухи куда богаче. Например, писали, что Нерон поджигал христианских мучеников и использовал их в качестве свечей.
После этого император Веспасиан затеял масштабную стройку, чтобы вернуть Риму былое величие. Основатель династии Флавиев имел успех на войне, поэтому на стройку пригнали, по слухам, сотню тысяч пленных иудеев (некоторые источники утверждают, что их было шесть тысяч + римские безработные).
Их руками уже через восемь лет, в 80 году, отстроили новую арену — Колизей. Его открыли при императоре Тите, но еще немного достраивали при Домициане.
Так как Колизей строила династия Флавиев, его называли просто «амфитеатром Флавия».
Колизей в зените славы
Постройку объекта праздновали всем городом 100 дней, в течение которых там беспрерывно шли бои, включая знаменитые морские сражения — Колизей для них наполняли водой. Многие горожане приходили в амфитеатр с провизией, чтобы как можно меньше отвлекаться от действа.
Колизей не был самой большой ареной в Риме. Кроме него был еще Большой цирк — его использовали как ипподром, обычно там соревновались колесницы. Площадь цирка была 150 на 600 метров, и находился он между холмами Палатин и Авентин.
Следующие годы в Колизее проводили гладиаторские бои и публичные казни. Он стал символом «хлеба и зрелищ».
Почему его забросили
Шоу продолжалось, пока царила эпоха язычества. Но шло время, император Константин Великий в 313 году издал знаменитый эдикт о признании христианства. С тех пор бывшая опальная секта стремительно завоевывала популярность, а на кровавые развлечения церковь смотрела косо.
При первом императоре разделенной империи — Гонорие — произошел перелом.
По легенде, в 404 году на арену вышел монах Телемах и произнес речь о недопустимости происходящего. Зрители не оценили и забили его камнями. А император впечатлился и запретил бои. Так прошла слава этой арены.
Церковь не одобряла поединки, но не была против гонок на колесницах, которые тоже иногда заканчивались летально. Это азартное зрелище соперничало с боями гладиаторов, а потом полностью их победило из-за запретов.
В Риме они долго не прожили по причине упадка Западной империи, но в Восточной еще долго цвели. В Византии были целые партии болельщиков за разные команды (так называемые партии ипподрома), их главы имели серьезный политический вес и фактически руководили горожанами из своего клуба так, что даже императорам приходилось с ними считаться.
Если интересуют предтечи современной культуры болельщиков, почитайте у Успенского Ф. И «Партии цирка и димы в Константинополе».
После запрета Колизей использовали для менее кровавых развлечений, но былого успеха площадка уже не имела. Да и у римских граждан появились более насущные проблемы, с V века на город набегали варвары. А уже через 50 лет после запрета Вечный город разграбили вандалы.
Последний раз представление там проводили в 523 году, а потом Колизей надолго забросили.
В дальнейшем его использовали как стратегических запас стройматериалов, многие Рима строили из его камней. Например, палаццо Венеции.
В здании размещали лавки и склады, там даже жили люди, а стены время от времени обваливались. Хотя запасу прочности сооружения все равно можно позавидовать.
О сохранении наследия задумались только при папе Бенедикте XIV. Он освятил здание, поставил внутри крест в честь павших там христианских мучеников и более-менее изжил традицию растаскивать его на кирпичи.
Особенности
Здание неплохо сохранилось в своем первоначальном варианте. Это амфитеатр площадью 156 на 188 метров со стенами высотой 50 метров.
На трибунах три уровня, которые состоят из аркад с колоннами. Архитекторы использовали дорические, ионические и — практически все популярные в то время.
В здании было 80 арочных входов — это позволяло быстро попасть внутрь всей толпе зрителей. Четыре входа использовали только для высокопоставленных лиц.
В лучшие времена трибуны вмещали 80 000 человек. Люди занимали места согласно рангу — внизу сидели императоры, за ними власти, далее граждане, а сверху размещали рабов и прочих неграждан. Места особо важных лиц подписывали и украшали мрамором.
В плохую погоду над трибунами поднимали тенты, которые работали на механизме, схожем с парусным.
Под ареной были подземные ходы для выхода выступающих. Там работало 36 механических лифтов для подъема.
Мифы
Колизей занимает внушительное место в массовой культуре, из-за этого с ним связано много мифов.
Гладиаторы — не смертники, а селебы
Традиция этих боев не римская, а, скорее всего, этрусская. Изначально они имели сакральное значение. Их проводили во время похорон, а павшие воины должны были отправиться в свиту мертвого правителя.
Еще во времена Цезаря бои проводили только по этому случаю и не особо масштабно, популярными шоу стали в I-II веке н. э.
В эпоху расцвета Колизея большинство гладиаторов не были военнопленными и смертниками. Среди них было много профессионалов, которые прошли дорогое обучение в специальных школах.
Зачастую это были свободные люди или рабы, выступавшие по собственной воле. Они хотели прославиться и заработать денег, что в случае успеха вполне удавалось.
Тогда выживало порядка 90% гладиаторов, а у раба были хорошие шансы через 3–5 лет получить свободу.
На арене выступали даже женщины, им запретили это делать только при Септимии Севере в 200 году н. э.
А в 19 году н. э. выступать гладиаторами запретили людям из сословий всадников и сенаторов. Вдумайтесь, римской знати нужно было запрещать участвовать в играх под страхом лишения гражданства и других наказаний.
Разумеется, в Колизее проводили еще и смертные казни с элементами шоу — например, травля людей дикими зверями. Но участники статуса гладиаторов не имели и в основном выходили на арену в первый и последний раз.
Специальные места для рвоты
Эту байку иногда рассказывают гиды. Якобы арочные проходы — вомитории — использовали для того, чтобы опустошить свой желудок и продолжать есть дальше. Про демонизацию римских обычаев мы уже писали.
Но тут филологическое недоразумение. Само слово происходит от латинского vomere — «извергать». Оно имеет отношение не к рвоте, а толпе, которая единым порывом выходила из здания через эти проходы.
Колизей — как место гибели христиан
В Колизее действительно проводили казни. Но массовых смертей христиан там не было, хотя кого-то и могли казнить.
Эту историю сознательно использовали римские папы, чтобы защитить от разграбления Колизей. С историческими развалинами тогда особо не церемонились, другое дело — все, что связано с христианскими мучениками.
Современному человеку кажется это парадоксальным, но зачастую христианские мученики сами искали смерти. Они воспринимали такую кончину как быстрый билет в рай.
Если борьба с еретиками в позднее Средневековье зачастую носила политический или экономический характер, а противником признавали того, кто просто родился в неправильной семье или на неправильной территории, то в римский период дело было в идеологии.
То есть христианину, чтобы не умереть, достаточно было отречься. Но они не только не делали этого, но и зачастую сами стремились к мученичеству. В том же III веке отцам церкви даже приходилось осуждать такую практику и призывать не искать смерти.
В Колизее умер миллион человек
Это красивая цифра не имеет никакого подтверждения. Обычно говорят о полумиллионе погибших, но большинство из них — казнимые преступники, а не гладиаторы. А вот животных там умерло миллион или больше.
В Риме не было лайков и дизлайков
Популярный жест из фильма не имеет ничего общего с действительностью. Какие-то жесты, которые решали судьбу зрителей, римляне использовали. Но какие именно — историки до сих пор не знают.
Поднятый вверх палец впервые использовал художник Жан-Леон Жером в картине, которая так и называлась «Pollice Verso», а потом жест использовали в фильме «Гладиатор», и понеслось.
Более вероятна версия, что в качестве лайка римляне использовали поднятый кулак. Но это тоже неточно.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Делать нужно то, что любишь. Я люблю деньги, поэтому пишу о них, личном бюджете и экономике.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
