Баннер
Путешествия

Опыт переезда за границу: сколько стоит жизнь в Узбекистане и на Бали

Анна Молчанова
/ 13 апреля 2023 08:10
221
19 мин.
Текст изменился / 9 сентября 2023

Что объединяет переселенцев с «Мэйфлауэра», пассажиров «Титаника» и современных релокантов? Они меняют страны и континенты в поисках работы, тепла и новых впечатлений. Поговорили с двумя российскими семьями о стоимости жизни на Бали и в Узбекистане.

бали
Жизнь на Бали — это не то же самое, что двухнедельный тур. Может оказаться, что вам это место совсем не подходит Источник: личный архив Ксении

В XXI веке переезд стал чем-то привычным: кто-то едет на время — узнать побольше о мире, перезимовать в тепле, поработать на время гранта, кто-то — насовсем.

В статье объединили две разные истории про релокацию: две семьи, возраст 25 и 38 лет, пара без детей и пара с ребенком, переезд в Индонезию и Узбекистан.

Обе пары — работающие люди, не студенты и не дауншифтеры, в обоих случаях семьи решились на переезд из-за работы. Мы поговорили с ними о ценах на все — от авиаперелета до кофе навынос, об аренде жилья и авто и просто о впечатлениях от жизни на новом месте.

Факт дня
Самые оригинальные материалы для денег: тюленья кожа, кусочки костей мамонта и красный фарфор.

Ксения и Ростислав, переезд на Бали

Я Ксения, моего мужа зовут Ростислав, нам по 25 лет. Супруг работает удаленно на зарубежную IT-компанию, и чтобы он мог продолжать работать на нее в 2022 году, мы переехали. Я сама учусь онлайн и тоже планирую в дальнейшем работать удаленно.

Почему Бали

Мы переехали на Бали, потому что там большое русское комьюнити, достаточно легко адаптироваться на самом острове благодаря большому количеству русскоговорящих, об острове много подробной информации в интернете.

С визой тоже все несложно — можно получить на четыре месяца и потом продлить еще на два, продление каждого месяца стоит четыре тысячи рублей.

В Индонезии на тот момент уже можно было получить бизнес-визу, стоимость — около 40 тысяч рублей на четыре месяца, каждое продление — около 4500 рублей, для этого нужно обратиться в визовый центр на острове.

Ехать на Бали долго: весной 2022 года не было прямых рейсов из России, поэтому мы летели Казань-Москва, Москва-Дубай, Дубай-Бали (Денпасар). По времени это заняло около суток. По стоимости, если брать билеты за 3-4 месяца, выходило на человека билет примерно 120 тысяч рублей.

Для нас несомненные плюсы острова:

• местное население хорошо говорит по-английски;
  • комфортный теплый климат, то есть не нужно везти вещи на четыре сезона;
  • муж мечтал заниматься серфингом, и Бали — одно из лучших мест для этого.

Про жилье

Сразу по приезде мы остановились в Чангу — одном из самых туристических районов. Он расположен около океана, удобно заниматься серфингом, много русскоязычных, но там не очень чистые пляжи и мало купаются.

Мы поселились в отеле на две недели с мыслью, что в это время будем искать постоянное жилье. Стоимость номера в местных пяти звездах — 8150 рублей в сутки. Но сразу оговорюсь, что на Бали «пять звезд» — это не то же самое, что в Турции. То есть, не очень «лакшери»: в номере будут ящерицы, насекомые, что-то может не работать и это считается нормой.

Позже мы арендовали виллу в Буките, это более тихий район, там не так много людей, пробок и байков. Здесь дешевле недвижимость, есть роскошные пляжи (как раз там расположены красивые локации, которые любят выкладывать в соцсети) и подходящие условия для серфингистов.

В дальнейшем мы сняли дом, и с этим связана интересная история. Мы предварительно забронировали дом через Airbnb, встретились с хозяевами лично — семья американец и индонезийка с детьми, живут в одном доме, другой сдают.

Они показали нам дом снаружи и сказали, что, как только съедут жильцы, можно заселяться. Дом нам понравился, люди показались приличными. Мы внесли предоплату — около 27 тысяч рублей. Когда мы въехали, оказалось, что там везде плесень, грязь, живут гекконы. Мы два часа пытались все это отмыть, но поняли, что это капля в море.

Отчаявшись, мы просто сели туда, где не было пятен, и стали искать другое жилье, так как даже переночевать в этом доме мы бы не смогли. Кстати, предоплату нам никто так и не вернул. Позже объяснили, что заранее деньги за услуги на Бали лучше не вносить и снимать не глядя нельзя.

У нас было одно требование при поиске нового дома — чтобы было просто чисто. Но во второй раз повезло: первый же объект оказался новым, это был двухэтажный дом 120 квадратных метров с тремя спальнями и двумя санузлами, расположенный на территории небольшого коттеджного поселка с охраной. Стоило это 122 тысячи рублей в месяц. Для нас столько места было как раз: мы работаем и учимся дома, каждому нужно свое пространство.

Куда бы вы ни собирались — в Тайланд на зимовку или в Австралию навсегда — планировать переезд лучше заранее: сходить к стоматологу, купить новый ноутбук, отремонтировать авто перед продажей. Сделать все это сразу проще с Халвой.

Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с подпиской «Халва.Десятка». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!

Про формальности

За время пребывания на Бали мы продлевали визу в местном миграционном центре: приехали, взяли талончик, через 20 минут с нас уже сняли отпечатки пальцев. Все очень быстро.

Мы оформляли местные банковские карты, чтобы расплачиваться в магазинах. Для этого за тебя должен поручиться житель острова. Местные охотно оказывают эту услугу за 10-11 тысяч рублей. Сам процесс выпуска карты со всеми формальностями занимает часа три, если ты приедешь в банк к восьми утра. Оформить можно мультивалютную карту или для расчета только в рупиях.

Мы покупали местные сим-карты на улице в ларьке, стоит это вместе с тарифом 1150 рублей.

Интересно, что симка действует, пока действует виза, и к ней же привязана банковская карта. Так что пользоваться ею потом вы не можете.

Про транспорт

Пока мы жили на Чангу, ездили на такси, стоимость — 1000 рублей за поездку продолжительностью до 10 минут.

После переезда на Букит мы арендовали машину. На острове левостороннее движение и праворульные авто, поначалу было непросто. Что интересно: в России перестроиться обратно на левостороннее движение тоже было сложно. Сначала мы взяли маленькую Toyota Astro 2007 года, она стоила около 11 тысяч в месяц.

Потом мы арендовали Nissan Juke достаточно свежий в полный комплектации с кожаным салоном — он стоил около 25 тысяч рублей в месяц. Кстати, арендовали у соотечественника: у него бизнес по аренде небольших кроссоверов, свой парк на 10 авто.

Муж брал мотоцикл на 2-3 месяца, стоило это 6560 рублей в месяц с учетом скидки за долгую аренду. Мы брали лучшее из того, что там нашли, но можно выбрать старенький байк, выйдет дешевле.

переезд
Привыкнуть к левостороннему движению можно, но оказавшись снова в России или Европе, придется опять переучиваться Источник: Личный архив Ксении

Про отдых

Мы объехали все интересные места на Бали, выезжали на соседние острова, занимались фридайвингом. Стоимость курса по фридайвингу — 32 тысячи рублей на человека. Муж занимался большим теннисом с местным тренером на корте на территории отеля. Стоимость занятия без аренды — 4000 рублей. Иногда ездили в местные торговые центры, но нечасто.

Про еду

Ели мы в основном дома, я сторонница здорового питания, готовила обычную домашнюю еду. Иногда ужинали в ресторане или заказывали еду на дом, выбирали европейскую кухню. Средняя цена ужина на двоих — 1200 рублей.

В целом в месяц на жизнь у нас уходило около 370 тысяч рублей на двоих.

Про впечатления

Первое впечатление от местных жителей, что они очень доброжелательные, милые и открытые, но при всей легкости и веселости где-то могут быть недостаточно внимательными и ответственными. Нам не близка культура дауншифтинга и было не очень комфортно на острове — как место для постоянной жизни мы его не рассматриваем.

Я поняла, что меня сильно утомляет жизнь в путешествиях, и на самом деле жить на одном месте — это здорово. Когда ты ходишь в одни и те же места, тебя там знают, у тебя складываются хорошие отношения с людьми, рядом твои друзья и семья. Возможно, мне было бы легче, если бы я хорошо знала английский. Теперь я его изучаю уже осмысленно, но лучше начинать в школе, потому что ты не знаешь, где окажешься.

Анна, Петр и Миша: переезд в Узбекистан

Мы – я Аня, мой муж Петя и наш сын Миша двух с половиной лет переехали в Узбекистан. Нам обоим по 38 лет, я занимаюсь ИТ-проектами, муж — конструктор/технолог, занимается производственным оборудованием, по образованию —  авиаконструктор.

Почему Узбекистан

На момент переезда наша семья жила в Крыму, в Симферополе. Наш проект там закончился, и мы рассматривали разные страны для переезда, взвешивали плюсы-минусы. Я даже составила табличку и сравнивала страны по ряду критериев.

Мы искали варианты с работой на новом месте, потому что когда ты переезжаешь, есть целый ряд неопределенностей: жилье, коммуникации (с кем, о чем), медицинское обслуживание, еда наконец. И если один из этих моментов заранее понятен, то стартовать уже гораздо проще.

узбекистан
Узбекистан казался хорошим вариантом, чтобы попробовать жизнь в другой стране: тепло, недалеко и, казалось, недорого Источник: Личный архив Анны

Про работу

У нас два источника дохода: работа мужа в Узбекистане и моя. Я работаю удаленно в IT. Мы получаем зарплату в разных валютах: муж — в долларах, я — в рублях. И это нужно учитывать, есть свои издержки, когда тратишь в одной валюте, а зарабатываешь в другой.

Мы искали работу везде, использовали интернет-каналы и социальные сети, типа LinkedIn, но вместе с тем решили отчасти довериться судьбе и посмотреть, что из этого выйдет. Найти работу помогла московская подруга родом из Ташкента, которая работает hr-консультантом. Она спросила в соцсетях, не интересует ли кого-то работа в Узбекистане, а нас как раз интересовала. Далее она предложила резюме Пети на вакансию, он подошел и очень быстро начал работать. Сейчас он технический директор в компании, которая занимается медицинским оборудованием.

Когда мы обсуждали для семьи жизнь в Узбекистане, для нас были важны следующие моменты:

• здесь почти не требуется адаптация (нам тогда так показалось);
  • большое количество людей, которые говорят по-русски, особенно в Ташкенте — примерно 80%;
  • тепло круглый год;
  • сравнительно недорого (это оказалось верно лишь отчасти).

В целом переезд в Ташкент — это относительно недорого: вначале переехал муж, первое время он жил в гостинице, спустя несколько месяцев он нашел и снял квартиру — тогда прилетели мы с сыном.

Наши расходы на первом этапе составили:

• билет на самолет — 8 тысяч на человека;
  • гостиница — 28 тысяч рублей в месяц;
  • аренда трехкомнатной квартиры — 49 тысяч рублей в месяц;
  • дополнительный багаж — 10 тысяч.

Про жилье

Здорово, что у нас была возможность заранее подобрать жилье для семьи, потому что наша аренда 49 тысяч — это довольно дешево. Здесь очень выросли цены с сентября 2022 года, до этого двушку-трешку можно было снять за 30 тысяч, а после цены пошли вверх, и сейчас мои друзья снимают однушку за 48-50 тысяч, а другие снимают двушку — за 80.

Про формальности

Как и везде, здесь есть свои законодательные нюансы. Например, с одной стороны, довольно легко легализоваться — твой арендодатель просто делает тебе регистрацию на полгода и все, живешь себе спокойно. При этом дорого ввезти свою машину. Ее здесь можно использовать только 90 дней, потом либо вывозить обратно, либо пошлину платить (несколько сотен тысяч рублей), либо делать растаможку с узбекскими номерами. На простую «Киа Рио» это больше двух миллионов рублей — эту сумму можно рассрочить на два года.

Если заболели вы или ребенок, нужно срочно наложить швы или просто где-то потерялся ваш чемодан, страховой полис поможет сделать жизнь в путешествии более предсказуемой.

Лучшие способы снизить тревогу за свое здоровье, близких, имущество это постоянная забота и страхование на разные случаи жизни. Выбирайте мультипакет или застрахуйте самое дорогое. Главное обретите уверенность в завтрашнем дне с Совкомбанк Страхование.

Про транспорт

Передвигаемся в основном на такси, оно довольно дешевое: например, поездка 20 минут стоит около 100 рублей, или даже меньше, если это утро. А еще здесь потрясающее метро, абсолютно ощущение, что ты в Москве. Стоимость проезда — 10 рублей.

Про цены

Цены обусловлены дорогой пошлиной на ввоз всего в страну. Например, в Узбекистане действует таможенный лимит на ввоз посылок  — 100 долларов на 1 посылку, или 1000 долларов в квартал. Все, что свыше, облагается пошлиной. Поэтому, с одной стороны, радует, что сюда можно заказать любимые ASOS и YOOX, также возит Wildberries, но надо учитывать эту особенность. Поэтому здесь так много местных товаров — одежда, обувь, машины Chevrolet.

Местное, с одной стороны, стоит дешево, с другой, качество временами вызывает вопросы. Например, в стране есть хлопок и шелк, поэтому у них хорошие ткани, но пошив часто оставляет желать лучшего. Например, можно недорого купить детскую одежду: три футболки, шорты, штанишки и толстовку на тысячу рублей. Но это не те вещи, которые долго проживут, которые не стыдно отдать сыну сестренки — это такие вещи, которые относишь сезон и выкинешь. Нам показалось, что это часть местной культуры — не вникать в детали: вещь есть, она выполняет свои функции — значит, все хорошо.

Про бэбибум и траты на ребенка

Всего детского вокруг очень много. В стране вообще бум деторождения, в семьях по три ребенка, и это считается мало! Увидеть на улице молодую девушку с двумя малышами, беременную третьим — абсолютная норма. Поэтому детских товаров и услуг полно, магазины на каждом шагу, есть микросадики. При этом качество также надо лично проверять, смотреть, ходить везде и разведывать места по знакомым.

Мы переехали с няней из Казани, и первые два месяца она жила с нами. Сейчас у нас местная няня, мы нашли ее через агентство, это в целом чуть-чуть дешевле, но и сама няня попроще. Пока не решила, останется она с нами или нет.

Вот какие расходы на ребенка я себе зафиксировала:

• зарплата няни — 50 000 рублей (для няни, которая приехала с нами) или 40 тысяч для местной няни;
  • большая пачка подгузников — 850 рублей;
  • пачка смеси — 600 рублей;
  • одежда: футболка 150 рублей, штаны — 250, толстовка — 350;
  • занятие в детском бассейне — 1000 рублей;
  • занятие в развивающей монтессори-группе 2 часа — 500 рублей;
  • детские площадки в парках — 80-150 рублей.
узбекская кухня
Здесь даже в простых столовых вкусная еда, много ярких тканей — хлопка и шелка своего производства, а вот купить хороший кофе можно не везде Источник: Личный архив Анны

Про еду

Местная кухня очень яркая! Сытная, жирная, вкусная, сладкая — все по-максимуму. Это плов, самса, много мясных блюд — хаш, долма, много хлеба и всяких лепешек — совсем не диетическая кухня. Мой муж, видимо, узбек где-то в глубине души, ему нравится местная еда и он ест ее каждый день. Мне вкусно, конечно, но я больше ценю куриный супчик и котлетки с пюрешкой. В одной из поездок попалось кафе с привычной домашней едой, я туда ходила три раза за два дня. Большой плюс — еда здесь качественная даже в обычных столовых.

Цены:

• плов — 150 рублей;
  • самса — 60 рублей;
  • лагман — 200 рублей;
  • лепешка — 15 рублей;
  • чайник чая — 50 рублей.

Большой минус для меня — не развита кофейная культура, кофе пить не принято, все пьют чай. Открыто много точек «кофе с собой», но это больше игрушка для молодежи в картонных стаканчиках — невкусно. Места с вкусным кофе передают по чату для «своих». Цена на стаканчик кофе 100-200 рублей, иногда дороже.

Про людей

Ну и главное достояние — это люди. Они расслабленные, добрые и душевные, стараются помогать. В метро часто уступают место, пока коляску поднимала на надземный переход — 5 человек предложили помощь, включая девочек-подростков. В январе, когда был аномальный мороз до —15℃, я шла по улице, смотрю — стоят и готовят плов, спрашиваю: «Сколько стоит?». Они говорят: «Мы готовим угостить людей, у которых дома газ отключили, и вообще всем, кому надо. Приходите через 20 минут, мы Вас бесплатно накормим». Местные жители очень гостеприимные, любят кормить, любят, когда хвалишь Ташкент или местную кухню.

самарканд
«Небольшое путешествие с семьей в выходные — способ образовать новые нейронные связи», — так считает героиня нашей публикации Источник: Личный архив Анны

Про опыт

Переезд научил нас многому, но если говорить обо мне, то я узнала, что мне нравится и что нет, что важно видеть там, куда мы переезжаем. Как ранее опыт жизни в Москве научил меня высокому уровню сервиса и жизни, как после опыт жизни в Крыму научил тому, что в созерцании красивой природы, гор, моря лежит огромный ресурс, так и жизнь в Узбекистане подсветила то, что не менее важно думать о круге общения, что коммуникация помогает как получить информацию, так и просто найти единомышленников, прожить какие-то радостные моменты.

В целом, хочу сказать, что для нас переезд в Узбекистан стал отличным опытом релокации с минимальным напряжением, без большого стресса от смены страны. И если надо с чего-то начинать, то я бы посоветовала пойти этим путем. Для себя мы уже понимаем, что будем двигаться дальше, но пока не до конца определились с направлением

Переезд — это непростое решение, и, как показывает опыт, принимать его тоже можно несколько раз, потому что то, что кажется привлекательным или недорогим со стороны, изнутри может оказаться совсем другим. Как отмечают мои собеседницы, опыт позволяет понять, что для вас важно, а на что можно не обращать внимания

Все цены указаны с учетом курсов валют на момент написания статьи.

Для тех, кто отдыхает с умом

Сэкономить в поездке и отдохнуть по высшему разряду? Легко! Подпишись на рассылку и получай еженедельную подборку лучших статей о путешествиях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
221
Анна Молчанова
Доступно пишу о финансовых возможностях, которые помогают жить лучше и интереснее. Рассказываю про осознанный подход к деньгам.