Баннер
Сбережения

Как составить претензию должнику

Ильвина Хазиева
/ 2 сентября 2021 14:10
1.9 тыс.
7 мин.
Текст изменился / 17 июля 2023

Вас не устраивает товар или услуга, поставщик задерживает товар, или заказчик не платит? Не стоит горячиться и сразу бежать в суд, сначала отправьте должнику претензию. В статье рассказываем, как сделать это правильно.

Если должники нарушают условия договора, отправьте им претензию. Зная, как правильно ее оформить, можно сделать это без юриста
Если должники нарушают условия договора, отправьте им претензию. Зная, как правильно ее оформить, можно сделать это без юриста

Василий – индивидуальный предприниматель. Он продает комоды ручной работы. У него много клиентов, и дела идут хорошо.

Но возникла проблема – древесина заканчивается, а поставщик привез материалы плохого качества. Василий не принял товар, просит заменить брак или вернуть деньги. Поставщик отнекивается и не дает четкого ответа.

Василий недоволен и хочет решать дело через суд, но не знает, с чего начать. Давайте поможем ему разобраться в ситуации.

Когда нужно подавать претензию

В работе с партнерами, клиентами и поставщиками хочется достичь взаимопонимания и выполнять свои обязанности так, чтобы все были довольны.

Нередко оказывается, что вторая сторона так или иначе нарушает договоренности. Например, задерживает поставку, привозит товар с браком или не производит оплату вовремя.

Такие ситуации, как минимум, неприятны. Но не стоит поддаваться эмоциям и сразу идти в суд. В некоторых случаях лучше сначала направить должнику претензию.

Претензия – это обращение, в котором вы излагаете суть своих возражений в адрес второй стороны, просите устранить нарушения и предупреждаете о последствиях. Такой документ нужен, чтобы решить конфликт во внесудебном порядке.

Если знать, в каких случаях оформляется претензия, и как сделать это правильно, то можно устранить конфликт без обращения в суд. Следовательно, не потерять при этом энергию, время и деньги.

Оформление понадобится в следующих случаях:

  • В вашем договоре прописан претензионный порядок решения спорных ситуаций или это установлено законом.

Например, закон обязывает писать претензии перевозчикам, прежде чем решать дело через суд. Еще один пример – защита исключительных прав. Видео с авторскими правами нельзя просто так размещать на чужих ресурсах.

  • Вы недовольны качеством предоставляемых услуг или приобретенных товаров.

К этому пункту относится случай Василия. Поставщик привез товар с браком, да еще и забрал за него деньги. Во-первых, он нарушает условия договора, во-вторых – незаконно обогащается за счет клиента. По факту Василий остался и без материалов, и без денег.

  • У вас есть возражения относительно исполнения договора.

Допустим, в договоре были оговорены сроки поставки, но на деле они срываются. Вы хотите перестраховаться и сдвинуть поставку на более ранний срок, но контрагент не соглашается на это.

Если в случаях, когда претензия необходима, избежать составления и сразу пойти в суд, то вам вернут иск. Так вы потеряете еще больше времени.

Но есть и такие ситуации, когда претензия не понадобится:

  • хотите взыскать долг меньше 500 тысяч рублей;
  • хотите возместить вред, нанесенный имуществу компании;
  • хотите взыскать заложенное имущество;
  • хотите установить факты, имеющие юридическое значение.

Срочно нужна крупная сумма денег? Тогда возьмите кредит под залог недвижимости. Заем можно оформить на сумму до 30 млн рублей на срок до 15 лет.

Как написать текст претензии

Мы выяснили, что Василию следует написать претензию, прежде чем обращаться в суд. Давайте поможем грамотно ее оформить.

Строгой формы для составления нет. Можно посмотреть образец оформления в интернете – главное, прописать всю необходимую информацию.

В заголовке в центре листа следует написать «Претензия». В верхнем правом углу указать информацию об отправителе и получателе – наименование компании, ИНН, ОГРН или ОРГНИП, юридический адрес или адрес регистрации.

Прописывайте информацию о себе максимально развернуто. Укажите телефон, электронный адрес и дополнительные контакты, чтобы контрагент мог связаться с вами для решения конфликта.

Если вы работаете с юристом, оставьте его контактные данные для связи с контрагентом
Если вы работаете с юристом, оставьте его контактные данные для связи с контрагентом

Направить претензию можно на имя генерального директора компании. Если контрагентов несколько, отправляйте каждому.

Прописывая адрес, выбирайте тот, который указан специально для получения почты. А если такого нет – юридический. Его обычно пишут в договоре. Если в реквизитах он не указан, загляните на сайт налоговой, там можно найти юридический адрес компании бесплатно.

Случается, что контрагент меняет адрес и не сообщает об этом; или почтовый и юридический адреса отличаются. В таких случаях лучше отправлять на два адреса.

Самое важное в претензии:

  • изложить суть возражения,
  • основания,
  • возможные последствия.

Проблема Василия – поставка товара несоответствующего качества. Для начала ему стоит написать обстоятельства сделки: с кем и когда заключался договор, какая сумма была оплачена. Далее нужно перейти к описанию самого возражения. При этом можно ссылаться на законы и подходящие пункты в договоре.

Во время написания нужно соблюдать хронологию и логику повествования. Лучше излагать описательную часть в деловом стиле, не злоупотребляя эмоциями. Лишняя «вода» помешает второй стороне понять смысл претензии.

Требования, которые предлагаются для мирного решения конфликта, нужно описывать четко, иначе суд не признает письмо претензией.

Например, Василий требует в определенные сроки доставить ему товар надлежащего качества.

Также в письме предупредите, что в случае несоблюдения требований вы намерены обратиться в суд и взыскать с должника по полной – за неустойки и судебные издержки.

Обязательно укажите срок ответа, в течение которого контрагент может отправить вам письмо с несогласием претензии. Пусть получатель знает: если вы не получите ответ в указанный период времени или не дождетесь разрешения конфликта, то обратитесь в суд.

Совет от банка

Помните, что при указании неустоек или иных санкций вы делаете расчет во время составления претензии, а значит, после обращения в суд суммы могут увеличиться. Такие расхождения могут привести к отказу в суде. Для подстраховки напишите, что санкции рассчитаны на момент составления претензии.

Некоторые договора обязуют прикладывать копии документов для подтверждения. Не пренебрегайте этим требованием, иначе суд может придраться к этому, как к нарушению правил. Перечень всех документов, копии которых вы приложили, пропишите в претензии.

На последней строке оставьте место для даты, подписи руководителя и печати, если она есть. Если претензию составляет доверенное лицо, приложите копию доверенности.

Перед отправкой проверьте вашу претензию на наличие следующей информации:

  1. Есть наименование компании, получатель, адрес, ИНН, ОГРН/ОГРНИП.
  2. Изложены основания.
  3. Описаны требования ко второй стороне.
  4. Обозначены сроки для ответа.
  5. Есть слова о том, что сумма неустойки рассчитана на момент предъявления.
  6. Есть подпись руководителя или доверенного лица.
  7. Приложены все копии документов, их перечень прописан.
Если вас не устроило качество предоставляемой услуги или товара, опишите проблему в письме. Ссылайтесь на договор, составленный с контрагентом
Если вас не устроило качество предоставляемой услуги или товара, опишите проблему в письме. Ссылайтесь на договор, составленный с контрагентом

Как отправить письмо

Вы можете отправить претензию лично; письмом – заказным или ценным; курьером или по электронной почте.

В вашем договоре или непосредственно в законе может быть прописана необходимость сделать опись письма или возможность отправить претензию электронно. Но даже если вы отправите на электронную почту, мы рекомендуем продублировать ее печатным вариантом, чтобы избежать споров по методу доставки письма.

При отправке курьером передают две копии – для адресата (или его уполномоченного) и для возврата отправителю. На копии для возврата адресат (или уполномоченный) должен поставить дату получения, подпись и печать. Такой же второй экземпляр должен остаться у вас при вручении претензии лично.

При отправке претензии желательно собрать все доказательства:

  • сделать опись для доказательства, что в конверте была именно претензия;
  • сохранить почтовую квитанцию и уведомление о получении письма;
  • можно даже сделать скрины об отслеживании письма по трек-номеру.

Все это может вам понадобиться, если дело дойдет до суда.

Бывает ли шопинг выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процента на остаток собственных средств до 15%. А самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!

Сроки для претензии

Срок для отправки претензии может быть прописан в договоре – например, вы можете отправить ее в течение недели, месяца или полугода после того, как узнали о нарушении своих прав.

Желательно уложится в этот срок, или хотя бы в срок исковой давности по вашим требованиям. На него же следует ориентироваться, если периоды не прописаны в договоре.

Если вы не успеваете уложиться в сроки, оговоренные договором, но отправляете претензию до истечения срока исковой давности, то судьи относятся к этому лояльно. Но лучше не пренебрегать условиями.

Бывает и такое, что суды находят в таких просрочках нарушение претензионного порядка и отказываются рассматривать иск или удовлетворять его требования.

Факт дня
Самая древняя русская монета называлась «златник», ее чеканили вскоре после Крещения Руси князем Владимиром.

Сколько ждать результата

Василий составил и отправил претензию. Теперь его интересует – как долго ждать результата?

Во-первых, сроки могут быть описаны в договоре. Обычно это 10-30 дней.

Если в договоре срок не прописан, то ожидать ответа или действий по урегулированию конфликта можно в течение 30 календарных дней.

По истечении этого срока можно подать иск с претензией и подтверждающими документами. Если не сделать это сразу, то суд отклонит иск или заморозит его до того момента, пока вы не принесете документы. И если вы не успеете принести все в срок, обозначенный судом, иск отправят обратно.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
1.9 тыс.
Ильвина Хазиева
Ильвина Хазиева
Расскажу интересно о скучном и сложном. И пусть ваши финансовые страхи исчезнут!
Баннер