Что такое наказание в педагогике
Можно ли воспитывать ребенка, не наказывая? Одни уверены, что без строгих санкций ребенка не вырастить, другие считают любой запрет травмирующим.
Разберемся, что такое наказание в педагогике и насколько оправданно его применять.
- Наказание: пережиток прошлого или инструмент воспитания
- Когда можно наказывать
- Виды и методы наказания в педагогике
- Между попустительством и жестокостью
- Список источников
Наказание: пережиток прошлого или инструмент воспитания
Ни одна тема в воспитании не сравнится по спорности и эмоциональной заряженности с наказанием. «Нас били, и ничего, нормальными людьми выросли», «Меня в угол ставили, и мне это пошло на пользу», «Без наказаний ребенок на шею сядет» можно услышать от людей разных поколений.
В бытовом понимании это что-то вроде возмездия, расплаты за проступок. В педагогике же наказание — это метод воздействия, который помогает решить несколько задач:
- предупредить или прекратить негативные действия ребенка;
- дать ребенку понять, что у любого поступка есть последствия.
Раньше наказание было основным инструментом в борьбе за дисциплину. Современная педагогика кардинально пересмотрела его роль — акцент сместили с подавления воли и наказания как угрозы на осознание последствий.
То есть теперь ключевая задача — не запугать ребенка, а помочь ему понять причинно-следственные связи: «Твой поступок привел к таким результатам. Давай вместе подумаем, как исправить ситуацию и избежать ее в будущем».
Когда можно наказывать
Наказание допустимо, но только при определенных условиях. Перечислим основные принципы.
- Справедливость и соразмерность. Наказание должно быть логичным следствием проступка и обязательно соответствовать возрасту.
- Осознанность. Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают. Обязательно предварительно объясните правила и предупредите о последствиях, если их нарушить.
Наказание «на ровном месте» или по плохому настроению родителя разрушает доверие и воспринимается как несправедливая агрессия.
Например, в доме всегда разрешали играть в мяч. Но однажды вечером родители вернулись с работы уставшие, и, когда ребенок пришел в гостиную с мячом, его отобрали, а юного футболиста наругали и поставили в угол.
Ребенок сбит с толку и напуган: почему то, что всегда разрешали, вдруг оказалось под запретом?
- Индивидуальный подход. То, что будет действенным для одного ребенка, окажется бесполезным или даже травмирующим для другого. Важно учитывать темперамент, возраст и особенности характера.
Петина мама — женщина экспрессивная и резкая. Она склонна к перепадам настроения, и Петя (так же, как и другие домочадцы) привык пропускать ее угрозы мимо ушей.
А вот у Вани в семье совсем другие порядки — родители спокойные и даже флегматичные. Их сложно вывести из себя.
Однажды слякотной осенью мальчики пришли с прогулки, чтобы поиграть в приставку, сбросили в прихожей грязные ботинки, забрызгав шкаф. Петина мама, увидев это, пришла в ужас и тут же пригрозила мальчикам, что ноги их больше в этом доме не будет.
Петя кивнул и продолжил играть, а Ваня не знал, куда себя девать, и ушел домой, сказавшись больным. И даже не соврал: у него скрутило живот и он почувствовал себя очень плохо.
- Своевременность. Наказание должно следовать сразу за проступком, особенно для детей младшего возраста. Отсроченное теряет связь с действием, вызывает лишь тревогу и обиду.
«Вот придет папа с работы, и ты у него получишь!» — такое не работает. Вернее, работает, но не так, как вы, вероятно, хотели.
Вместо того чтобы понять свою неправоту, ребенок начнет попусту тревожиться и пугаться.
- Отсутствие насилия. Недопустимы физические наказания и методы, унижающие ребенка, — публичный позор, бойкот, оскорбления. Грубого тона, недоброжелательных высказываний, обзываний также надо избегать.
Они наносят ущерб психике, разрушают привязанность и учат ребенка, что сильный имеет право бить слабого.
Виды и методы наказания в педагогике
Условно методы можно разделить на традиционные и современные (косвенные или логические).
Традиционные методы
Это прямое воздействие взрослого.
Вербальное порицание
Краткое, четкое осуждение проступка, а не личности. Например, «Кидать песок в других нельзя. Это опасно».
Лишение чего-то важного для ребенка
Речь не идет о питье, еде или сне, а, например, о том, чтобы поиграть в телефон, побеситься перед сном. Наказание должно быть логично связано с нарушением.
Например: «Не сделал уроки — играть на компьютере вечером нельзя».
Привлечение к исправлению
Ребенок должен участвовать в ликвидации ущерба, который он причинил. Например: «Ты разлил воду — вот тебе тряпка, чтобы вытереть лужу».
Важно применять эти методы спокойно, не унижая и не подавляя.
Современные методы
Современные педагоги и психологи сходятся на том, что основой воспитания должна быть не система запретов и санкций, а одобрение и позитивное подкрепление желаемого. В этом помогут следующие методы.
Естественные последствия
Так называют результат действий, которые наступают сами по себе без вмешательства взрослого.
Наступил в глубокую лужу и промочил ноги — придется идти домой в хлюпающих ботинках. Не положил ланч-бокс в портфель — остался без перекуса. Нельзя трогать горячий чайник не потому, что мама будет ругать, а потому что это больно.
Задача взрослого — не спасать от последствий, а поддержать ребенка, когда он с ними столкнется. Помочь с ними справиться — но не делать все за него.
Логичные последствия
Наказание устанавливают взрослые, но оно должно вытекать из проступка.
Разбросал фломастеры — следующую игру придется отложить до тех пор, пока не уберешься. Опоздал к ужину — еда остыла, мама и папа разогревать не будут.
Пауза, или тайм-аут
Нужно «вынуть» ребенка на короткое время из эмоционального накала, чтобы дать ему (а часто и себе) возможность успокоиться.
Не «Иди в угол, выйдешь оттуда, когда обдумаешь свое поведение», а «Давай разойдемся по разным комнатам, чтобы остыть, а потом поговорим». Это необязательно может быть отдельная комната — родители должны быть уверены, что ребенок в безопасности. А если он на взводе, лучше, чтобы он был под присмотром.
Подойдет стул для раздумий или тот же угол. Главное — четко обозначить временной интервал.
Психологи говорят, что приемлемый срок — столько минут, сколько ребенку лет. Трехлетке хватит трех минут наедине с собой, семилетке — семи.
Какой метод уместен
Эти подходы смещают фокус с «кары» на обучение через последствия.
Как выбирать метод:
- по возрасту. Для дошкольника — короткая пауза, для подростка — лишение привилегии;
- по контексту. Одно нарушение — одно последствие.
Важно делать акцент на решение проблемы. Вместо вопроса «Кто виноват?» и наказания, спросите, что случилось и как это можно исправить. Это развивает у ребенка ответственность и критическое мышление.
Эффективное воспитание строится на ясных правилах и личной ответственности. Этот же принцип помогает детям освоить и первую финансовую самостоятельность — безопасно и под вашим контролем.
Оформляйте для ребенка стикер «Халвау» и помогайте ему контролировать свои расходы.
Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Между попустительством и жестокостью
Возможны две крайности.
С одной стороны — авторитарный стиль: наказание или угроза как главный метод. Это приводит к тревожности, страхам, напряжению в отношениях и может стать причиной низкой самооценки ребенка и скрытности.
С другой — вседозволенность и попустительство. Отсутствие границ приводит к тому, что ребенок не учится контролировать свои порывы и учитывать интересы других людей.
Он не сталкивается с последствиями своих действий, отсюда — отсутствие ответственности и эгоизм.
Золотой серединой можно назвать авторитетный, или демократичный, стиль воспитания. В глазах ребенка у родителей есть авторитет, они поддерживают теплую эмоциональную связь.
В семье действуют четкие, понятные и разумные правила, а дисциплина строится на уважении, диалоге и совместном поиске решений.
Итак, в арсенале современного педагога и родителя наказание допустимо, но не как инструмент устрашения, а как крайняя мера. Цель — помочь ребенку остановиться, задуматься о своих действиях и возможных последствиях, выбрать другую модель поведения в будущем.
Не забывайте, что главная задача взрослого — не контролировать через страх, а вырастить человека, способного управлять собой, своими импульсами и порывами самостоятельно.
Список источников
- Мальцева С. М. Телесные наказания детей: отношение будущих педагогов (дата обращения: 8.12.2025).
- Бибик О. Н. Педагогическое наказание: сущность и проблемы применения (дата обращения: 7.12.2025).
- Наказание как метод педагогического процесса (дата обращения: 8.12.2025).
- Гиппенрейтер Ю. Б. Поведение ребенка в руках родителей (дата обращения: 6.12.2025).

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Меня считают неудобным другом, но я уверена, что это признаки настоящей дружбы
Аутоагрессия у ребенка: что это, почему возникает и как с нею бороться
