Словесные игры для детей и взрослых: 9 способов весело провести время
Долгая дорога, очередь в поликлинике или дождливый вечер дома — отличный повод поиграть в слова всей семьей. Для таких игр не нужны ни карты, ни кубики, ни гаджеты: только фантазия и хорошее настроение.
- «Да/нет»
- «Ассоциации»
- «Я беру с собой в поход»
- «Две буквы»
- «Обними словами»
- «Контакт»
- «Рифмы-загадки»
- «Буриме»
- Анаграммы
- Чем полезны игры в слова
- Темы для игр в слова
- Частые вопросы
- С какого возраста можно играть в словесные игры?
- Как заинтересовать ребенка, если он не хочет играть?
- Можно ли играть вдвоем или нужна компания?
- Как усложнить игру для старших детей и взрослых?
- Источники
«Да/нет»
Один игрок загадывает существительное — например, «слон» или «мороженое». Остальные задают вопросы, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет». Это живое? Оно большое? Его едят? Так, шаг за шагом, компания приближается к разгадке.
Малышам лучше загадывать предметы из окружающего мира: игрушки, еду, животных. Дети постарше справятся с абстрактными понятиями вроде «радость» или «приключение». Кто угадал — становится ведущим следующего раунда.
- Количество участников: от двух человек.
«Ассоциации»
Первый участник произносит слово. Второй называет первую пришедшую на ум ассоциацию. На нее реагирует третий — и так далее. «Солнце» — «лето» — «каникулы» — «море» — «волны» — «серфинг» — «доска» — «шахматы». Цепочка уводит в самые неожиданные дали.
Правил минимум: не повторяться и не думать долго. Если кто-то замешкался дольше пяти секунд — получает шуточный штраф или выбывает. Игра тренирует скорость мышления и образное восприятие мира.
- Количество участников: от двух человек.
«Я беру с собой в поход»
Ведущий объявляет: «Я беру с собой в поход компас и карту»; его задумка — чтобы все вещи начинались на К. Игроки по очереди спрашивают: «А возьмешь палатку? Спальник? Котелок?» Ведущий отвечает «да» или «нет».
Задача — вычислить закономерность. Принцип может быть любым: вещи на определенную букву, особенной формы или текстуры, съедобные или переиначенные имена писателей.
Кто догадался — шепчет ответ ведущему. Если угадал, ведущий «берет его в поход». Игра продолжается, пока все не угадают принцип.
- Количество участников: от двух человек.
«Две буквы»
Как , только слова могут быть любыми и повторяться должна не последняя буква, а две последних. «Яблоко» — «колесо» — «сокол» — «олень» — «Ньютон» — «онлайн».
Дошкольникам достаточно обычных правил — на одну букву. Для школьников и взрослых можно усложнить — две буквы будет интереснее. Особенно весело, когда цепочка заканчивается сочетанием букв вроде «-сь» или «-ие».
- Количество участников: от двух человек
«Обними словами»
Ведущий называет существительное: «Бабочка». Первый игрок добавляет глагол: «Бабочка летит». Второй — прилагательное: «Яркая бабочка летит». Третий дополняет: «Яркая бабочка летит над полем». С каждым ходом предложение обрастает деталями.
Так дети осваивают грамматическую основу предложений (подлежащее, сказуемое, определение), даже не подозревая об этом. Последняя фраза иногда получается очень забавной.
- Количество участников: от двух человек.
«Контакт»
Ведущий загадывает слово (например, «азбука») и называет первую букву: «А». Любой игрок придумывает слово на эту букву и объясняет его остальным, но не ведущему.
Например, игрок придумал слово «академия» и говорит остальным: «Это научное учреждение». Если кто-то понял, о чем речь, он кричит: «Есть контакт!» — и оба вслух считают до пяти. На счет «пять» оба называют слово. Если совпало, ведущий открывает следующую букву: «З». Теперь любой игрок загадывает слово на «Аз».
Если ответы не совпали — следующую букву не открывают.
Цель игры — угадать слово ведущего. Бывает, что это происходит уже после второй буквы, а иногда интрига сохраняется до самого конца.
- Количество участников: от трех человек.
«Рифмы-загадки»
Один игрок придумывает пару рифмующихся слов или фраз — например, «толстый кот — жирный крот» — и сочиняет подсказку: «Упитанный домашний питомец и пухлый подземный житель». Остальные должны угадать все четыре слова сразу.
Для малышей подойдут простые рифмы: «жук — лук», «дом — гном», «день — пень». Или более сложные: «ежик — ножик», «ложка — кошка», «мышка — книжка», «помидор — мухомор».
Настоящий вызов для подростков и взрослых — рифмующиеся фразы: «пушистая лисица — голосистая певица», «шоколадная конфета — быстрая ракета». Игра развивает умение рифмовать и расширяет словарный запас.
- Количество участников: от двух человек.
«Буриме»
Игра похожа на «Рифмы-загадки», но в ней участники не угадывают фразы, а сочиняют стихи. Правила просты: ведущий называет несколько рифм — например, «звезда — всегда», «мечта — темнота». Игроки должны сочинить четверостишие, используя эти слова в конце строк. Менять порядок рифм нельзя.
Название пришло из Франции XVII века и означает «рифмованные концы строк». Тогда в буриме играли в светских салонах наравне с пасьянсом и домино.
Кстати, буриме любил Пушкин. Однажды ему досталась банальная пара «морозы — розы», и он остроумно обыграл ее в «Евгении Онегине»: «Читатель ждет уж рифмы "розы"; На, вот возьми ее скорей!»
- Количество участников: от двух человек.
Анаграммы
Ведущий произносит слово с перепутанными слогами или буквами: «шокак», «фонсмарт», «асморонид» и засекает время. Игроки должны быстро сообразить, что загадано: «кошка», «смартфон», «смородина». Чем больше слов разгадают за определенное время — тем больше получат очков.
Начинайте с простых коротких существительных, постепенно усложняя задачу. Малышам хватит перестановки двух слогов, а школьникам можно загадать что-нибудь посложнее.
- Количество участников: от двух человек.
Семейные развлечения станут еще приятнее, если не думать о расходах. Оплачивайте детские книги, настольные игры и канцелярию картой «Халва» — и получайте кешбэк за покупки у партнеров.
Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Чем полезны игры в слова
Это тренировка для мозга, замаскированная под развлечение. Пока ребенок придумывает рифму или подбирает ассоциацию, в голове выстраиваются новые нейронные связи. Фонематический слух становится острее, словарный запас растет, и развивается умение логически мыслить.
Педагоги рекомендуют такие занятия как подготовку к чтению и письму. Дети учатся слышать звуки, различать буквы, понимать структуру предложений — а это база грамотности. При этом никто не сидит за партой, не зубрит правила: все происходит легко, между делом.
Еще один плюс — совместное времяпрепровождение без гаджетов. Родители и дети общаются, смеются, узнают друг друга с неожиданной стороны. Такие моменты запоминаются надолго.
Темы для игр в слова
Когда правила освоены, самое время разнообразить содержание. Готовые темы выручат, когда фантазия иссякнет или захочется направить игру в познавательное русло.
- Для малышей от четырех лет. Домашние животные, фрукты, овощи, цвета, игрушки, одежда, части тела, транспорт, погода. Слова короткие и знакомые — ребенок легко включится в процесс.
- Для дошкольников. Герои мультфильмов, профессии, дикие животные, музыкальные инструменты, виды спорта, времена года, праздники. Темы чуть шире, но все еще опираются на повседневный опыт.
- Для младших школьников. Страны и столицы, реки и моря, планеты Солнечной системы, динозавры, насекомые, деревья и цветы, школьные предметы, книжные персонажи. Игра превращается в мини-викторину и помогает закрепить знания из уроков.
- Для подростков и взрослых. Фильмы и сериалы, музыкальные группы, исторические события, научные термины, блюда разных стран, марки автомобилей, знаменитые картины и художники. Чем у́же тема — тем сложнее и азартнее.
- Сезонные темы. Летом играйте во «все, что увидишь на пляже» или «я беру с собой в поход». Зимой — «новогодние игрушки, «зимние виды спорта». Осенью — «урожай», «школьные принадлежности». Весной — «птицы, которые возвращаются», «сад и огород».
- Ситуативные темы. В дороге — «что видим из окна». В очереди — «предметы в этой комнате». На прогулке — «все зеленое вокруг». Такие задания развивают внимательность и превращают скучное ожидание в приключение.
Смешивайте категории, придумывайте собственные, подстраивайтесь под интересы ребенка. Любит космос — пусть называет созвездия. Увлекается футболом — перечисляет команды и игроков. Чем ближе тема к увлечениям, тем дольше продержится интерес.
Начните с одной-двух игр и наблюдайте, какая приживется. Со временем соберется целая коллекция любимых развлечений — на любую ситуацию и настроение.
Частые вопросы
Словесные игры развивают речь, логику, воображение и сближают семью. Собрали ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у родителей.
С какого возраста можно играть в словесные игры?
Простые игры вроде «Ассоциаций» или «Да/нет» подходят детям с трех-четырех лет. Главное — выбирать знакомые слова и темы. Чем старше ребенок, тем больше усложняйте правила и понятия.
Как заинтересовать ребенка, если он не хочет играть?
Начните сами — с азартом и удовольствием. Дети охотно включаются, когда увидят, что взрослым весело.
Выбирайте темы, которые близки ребенку: любимые мультфильмы, животные, игрушки.
Можно ли играть вдвоем или нужна компания?
Большинство словесных игр рассчитаны на двух и более участников. Для «Контакта» нужны минимум трое.
Как усложнить игру для старших детей и взрослых?
Добавляйте ограничения: называть слова только на одну тему, укладываться в пять секунд, использовать только существительные. Для «Буриме» можно задать стихотворный размер.
Источники
- ГБУЗ «Детский бронхолегочный санаторий No68» Департамента здравоохранения Москвы «Роль словесных игр в речевом развитии детей» (дата обращения: 12.12.2025).

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
В Минспорте поддержали введение единой спортивной формы в школах

Как научиться красиво писать: методы, тренировки и полезные привычки