Что считают изменением в конструкции ТС
Далеко не каждое вмешательство в конструкцию автомобиля попадает под понятие «внесение изменений». Это значит, что автотюнинг не всегда связан с утомительным хождением по «бюрократическим мукам».
Критерии модернизации ТС определяет Техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Опираясь на них, можно определить, насколько законно изменение и нужно ли вносить его в ПТС и СТС.
Как видно из названия документа, эти правила действуют на территории всех стран Таможенного союза.
Регистрировать автотюнинг необходимо , если вы устанавливаете на машину детали, не предусмотренные заводом-изготовителем.
Это не означает, что можно применять лишь оригинальные детали. Многие предприятия выпускают качественные аналоги по лицензии от завода-изготовителя ТС. Если с сертификатом соответствия все в порядке, органы ГИБДД не будут считать их установку внесением изменений в конструкцию ТС.
К примеру, вместо оригинальных амортизаторов можно без всякой бюрократии установить стойки Kayaba. Главное, чтобы они соответствовали VIN-коду машины. Под эту категорию автозапчастей подпадают афтермаркет — точная копия оригинала, выпущенная сторонним производителем под своим брендом, — и качественные аналоги.
Михаил решил установить фаркоп на любимый УАЗ «Патриот». Продавец на авторынке предложил ему два варианта: подешевле — кустарный автокрюк за 2500 рублей, и подороже — сертифицированный фаркоп за 4500 рублей.
Михаил хочет сэкономить, поэтому выбирает второй вариант. Да, сертифицированное устройство обойдется дешевле! На установку кустарного крюка потребуется получить разрешение и уплатить госпошлины.
А еще Михаил экономит на машине благодаря Халве, среди партнеров которой более 70 автомагазинов и автосервисов.
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 17% с подпиской «Халва.Десятка». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Типовые изменения в конструкции автомобиля, которые требуют проверки
Некоторые «переделки» придется регистрировать вне зависимости от происхождения деталей. Разумеется, речь идет о серьезном вмешательстве в конструкцию автомобиля.
Перечислим самые распространенные изменения в конструкции ТС, после которых автовладелец обязан представить машину в ГИБДД на предмет соответствия требованиям безопасности:
- установка ГБО;
- переоборудование под водителя с ограниченными возможностями (ручное управление);
- замена фар (чаще всего с галогенных на ксеноновые);
- установка оборудования для повышения проходимости внедорожника (лебедка, усиленные бамперы, увеличенные колеса);
- переоборудование грузовых автомобилей и пикапов (изменение кузова, установка кунга);
- занижение клиренса машины;
- значительное увеличение мощности двигателя.
Любая из этих трансформаций изменяет динамические характеристики ТС и его поведение на дороге, а значит, влияет на безопасность водителя и других участников движения. Поэтому их необходимо согласовать.
Так, неправильно отрегулированные ксеноновые фары сильно ослепляют водителей встречных машин, а выступающие за пределы кузова детали (лебедка, кенгурятник) повышают риск ДТП и тяжесть его последствий.
Иногда внесение изменений в конструкцию транспортного средства обосновано желанием сделать старую машину более актуальной, не вкладывая много денег. А иногда продиктовано стремлением выделиться из толпы.
В обоих случаях стоит посчитать, сколько в общей сложности придется вложить в автомобиль, и если сумма приближается к сотням тысяч, сравнить со стоимостью нового. Возможно, не стоит тратить деньги и время на бюрократические процедуры только ради ксеноновых фар. Покупка новой машины может оказаться намного выгоднее с автокредитом от Совкомбанка.
Мечтаете о новом автомобиле? Пора действовать! Купите новую или подержанную машину в салоне или напрямую у владельца, а деньги на покупку одолжит Совкомбанк. Кредит позволит быстро и легко пересесть за руль того авто, на покупку которого не хватало средств. Удобный калькулятор на сайте поможет рассчитать сроки и сумму платежей. Заполните заявку онлайн — это занимает меньше минуты. С вами свяжется сотрудник банка для уточнения деталей и быстрого решения.
Порядок оформления переоборудования автомобиля
В 2019 году Правительство РФ приняло Постановление №413, которое регламентирует механизм изменения конструкции транспортного средства. Общий порядок действий следующий:
- получение предварительной техэкспертизы;
- оформление разрешения в ГИБДД;
- выполнение работ по переоборудованию ТС;
- получение протокола по результатам проверки безопасности;
- техосмотр ТС;
- получение СКТС в ГИБДД;
- переоформление регистрационных документов (ПТС и СТС).
Если вас не пугает этот квест на четырех локациях (как минимум), тогда предлагаем ознакомиться с каждым пунктом подробнее. А заодно и посчитать затраты.
Проходим предварительную техэкспертизу
Прежде чем приступить к ремонту, нужно убедиться, что это технически и юридически допустимо. Провести такую экспертизу могут только специально аккредитованные технические лаборатории. Они перечислены в едином реестре соответствия ЕАЭС.
Заполните форму и укажите планируемые изменения. Эксперт проверит возможность переоборудования ТС, при необходимости потребует предоставить его для осмотра. Если он не найдет нарушений, то вы получите предварительное заключение с положительной резолюцией.
Стоимость услуги — от 2500 рублей. На каждое изменение конструкции транспортного средства выдают отдельное заключение. Если вы собираетесь одновременно установить ксенон и лебедку, то придется платить за две экспертизы.
Обращаемся в ГИБДД за разрешением
Полученное заключение следует приложить к заявлению в ГИБДД. Документы можно подать через портал «Госуслуги» или принести лично.
Сотрудники инспекции проверят, можно ли вносить изменения в ПТС. Например, если автомобиль находится в обременении у банка, получить разрешение на переоборудование не получится.
Раньше услуга была бесплатной, но с прошлого года законодательство изменилось. Разрешение выдадут только после оплаты госпошлины в размере 1000 рублей.
Модернизируем автомобиль
Если заветное разрешение у вас на руках (в бумажном или электронном виде), можно приступать к техническим работам. Тюнинговать машину можно в любом автосервисе или даже самостоятельно. Главное — не потерять сертификаты соответствия оборудования.
В случае установки на машину ГБО необходимо также оформить специальное заявление-декларацию (Приложение № 2 к ПП № 413). Оно должно быть заполнено и подписано администрацией автосервиса.
Сумма затрат на этом этапе зависит от объёма работ и стоимости новых деталей.
Снова в техлабораторию за протоколом проверки безопасности
Конструкция машины изменилась, но эксплуатировать ее еще нельзя. Следует убедиться в ее безопасности. Для этого логичнее всего обратиться в ту же аккредитованную техлабораторию, где вы проходили предварительную экспертизу. Можно обратиться и в другую, главное, чтобы у организации были полномочия заполнять протокол проверки безопасности.
Наверняка они потребуют с вас сертификаты соответствия новых деталей, которые вы бережно сохранили.
На этот раз заплатить придется больше, чем при первом посещении лаборатории, — от 3000 рублей.
Едем на станцию техосмотра
Обязательный техосмотр для личных автомобилей в нашей стране отменили еще в 2021 году, но это особый случай. Выполнив внесение изменений в конструкцию транспортного средства, требуется провести диагностику и получить соответствующую карту.
Процедура такая же, как и при обычном техосмотре, — на сертифицированной станции ТО с фотофиксацией и видеоотчетами. На обратной стороне диагностической карты техэксперт должен подтвердить все произведенные изменения согласно протоколу безопасности.
Объем затрат зависит от вида ТС. Для легкового автомобиля — не более 800 рублей, для грузового — вдвое больше.
Снова в ГИБДД за СКТС
СКТС — это свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Оформляют его в подразделении технадзора ГИБДД. Чтобы его получить, нужно предоставить инспектору все полученные ранее документы (кроме заключения предварительной экспертизы), а также:
- заявление;
- паспорт;
- доверенность, если ТС принадлежит другому человеку;
- квитанцию об оплате госпошлины — 800 рублей.
Напоминаем, что с 1 января 2023 года скидка 30% на госпошлины при подаче заявлений через «Госуслуги» больше не действует.
Едем в МРЭО за ПТС и СТС
Поздравляем, вы на финишной прямой. Все разрешительные документы у вас на руках, осталось лишь внести изменения в регистрационные документы на машину.
Подайте заявку через «Госуслуги» или в отделении ГИБДД. Не забудьте оплатить две госпошлины:
- за внесение поправок в ПТС — 350 рублей;
- за выдачу нового СТС — 500 рублей.
В назначенный день прибудьте в МРЭО, чтобы завершить перерегистрацию.
Считаем затраты
Одних только госпошлин придется уплатить в казну на общую сумму 2650 рублей. Для сравнения, еще в декабре 2022 года процедура была вдвое дешевле — 1155 рублей (при оплате через портал «Госуслуги»). Сюда же добавляем расходы на техосмотр — в среднем 720 рублей на легковое авто.
Услуги техлаборатории обойдутся не менее чем в 5500 рублей (чаще — намного дороже).
Таким образом, автотюнинг — удовольствие затратное как по деньгам, так и по времени. Отложите не менее 10 тысяч рублей только на бюрократические процедуры и приготовьтесь общаться с многочисленными авточиновниками.
Вопросы и ответы
В этом разделе собрали краткие ответы на популярные вопросы о регистрации автотюнинга.
Что считается внесением изменений в конструкцию автомобиля
Установка любых деталей, не предусмотренных производителем. Без согласования можно устанавливать только запчасти, соответствующие VIN-номеру автомобиля.
Что будет за внесение изменений в конструкцию ТС без согласования
Автомобиль с несогласованными изменениями не считается безопасным для эксплуатации. Согласно ч. 1 статьи 12.5 КоАП за это предусмотрен штраф 500 рублей. Машину снимут с регистрации, то есть на ней нельзя будет ездить, пока изменения не будут согласованы.
Можно ли вносить изменения в конструкцию автомобиля старше 30 лет
Чем старше автомобиль, тем труднее подбирать для него детали и тем меньше он отвечает современным требованиям безопасности и экологичности. Порядок действий такой же, как для новых автомобилей: нужно пройти экспертизу, узаконить изменения и внести их в документы.
С одной стороны, эти машины не подпадают под действие ТР ТС 018/2011, так как были изготовлены до его выпуска. С другой, почти любая попытка модернизировать конструкцию — вмешательство в конструкцию. Установка безопасного руля, удобных кресел и ремней безопасности — всё это нужно будет согласовать.
Какие документы нужны для внесения изменений в конструкцию ТС
Для начала достаточно трёх документов:
- вашего паспорта;
- СТС;
- ПТС;
- доверенности, если собственник авто — не вы.
По мере прохождения инстанций в пакет документов добавятся:
Документ |
Где получить |
Экспертное заключение |
Аккредитованная техническая лаборатория |
Разрешение на внесение изменений |
ГИБДД |
Сертификаты соответствия на купленные детали и оборудование |
Автомагазины |
Для ГБО — заявление-декларация |
Автосервис, где установили ГБО |
Протокол проверки безопасности внесенных изменений |
Аккредитованная техническая лаборатория |
Диагностическая карта |
Пункт техосмотра |
СКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства |
ГИБДД |
Обновлённые СТС и ПТС |
МРЭО |
Перед приемом в каждой инстанции потребуется заполнить заявление об услуге. Также понадобятся квитанции об оплате госпошлин.