Рекламный баннер
Авто

Как ездить на машине с «роботом»: обслуживание, управление, плюсы и минусы

Александра Мельник
от Александра Мельник / 20 января 13:05
0
11.3 тыс.
8 мин.
Текст изменился / 25 января 2025

Кроме автоматических, механических и вариативных есть роботизированные коробки переключения передач. Мы разобрали особенности «робота» и основные правила эксплуатации.

В управлении РКПП почти не отличается от автоматической коробки передач. Источник: Shutterstock

Что такое роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка переключения передач (РКПП, ), или проще говоря «робот», — это один из основных узлов в машине. Конструктивно он схож с механической коробкой, но принципом работы напоминает автоматическую.

От автомата и механики «робота» отличают:

  1. Сервоприводы. «Щелкают» передачи и контролируют сцепление.
  2. Электронный блок управления (ЭБУ). Собирает данные датчиков в машине и определяет, какую именно передачу включить.
  3. Сцепление. Не требует управления третьей педалью, поскольку крутящий момент от двигателя сразу и равномерно передается к КПП.

Роботизированная коробка может работать как в автоматическом, так и в мануальном или полуавтоматическом режиме, когда водитель самостоятельно переключает передачи.

Ещё по этой теме

Вариатор: чем отличается от автомата, особенности эксплуатации

Читать статью

Виды РКПП

Автопроизводители оснащают машины одним из двух видов роботизированной коробки передач:

  • Однодисковая. Внутри нее сервоприводы и электроника, которые и переключают передачи. Они также включают и выключают сцепление. Такая коробка неприхотлива в эксплуатации, обслуживании и ремонте, как и механическая. Но сравнительно медленно и иногда неравномерно переключает передачи.
  • Двухдисковая, или преселективная. В ней два сцепления, благодаря которым переключение передач быстрое и плавное. За счет этого авто не теряет мощность, когда едет.
Как «роботы» попали на российский рынок

Впервые полноценную РКПП, которой оснащено большинство современных авто, внедрил концерн Volkswagen AG в 2003 году. Многие водители негативно восприняли новинку и отдавали предпочтение механике и автомату.

Машины с DSG раньше всего появились в Москве и Санкт-Петербурге, а потом на Дальнем Востоке. В центральные регионы страны иномарки поступали из Европы, а в порты Владивостока — из Японии.

Мнение о том, что роботизированная КПП не надежна и совершенно не приспособлена для морозного климата с повышенной влажностью, укоренилось среди автомобилистов-дальневосточников. Ведь именно в этот регион японцы все чаще отправляли машины с DSG. Экспорт рос, а вместе с ним и интерес автолюбителей.

И со временем отношение водителей и спрос изменились. Теперь на российском рынке кроме «японцев» есть «китайцы» и «европейцы» премиум-класса с РКПП.

Особенности управления

Среди автомобилистов распространен миф, что «робот» ненадежный: будто он часто ломается. Но это спорно, и, скорее всего, поломки спровоцированы неправильной эксплуатацией и техобслуживанием.

Если почитать переписки владельцев машин с РКПП на водительских форумах, видно, что негативные отзывы давали те, кто умышленно или по незнанию нагружал «робота» по всем «запретным» пунктам.

Например, в машине с однодисковой РКПП нельзя резко трогаться — это ускоряет износ деталей. Советуют выжимать тормоз, чтобы коробка сразу не прыгнула с первой на вторую передачу. Либо при остановках на светофорах или в пробках включать мануальный режим (M).

Но это лишь одна рекомендация из многих.

Если сомневаетесь, возьмите авто с РКПП на тест-драйв. Источник: Shutterstock

Как пользоваться роботизированной коробкой

Есть вы опытный автомобилист, то легко поймете, как правильно ездить на «роботе». Но даже новичкам освоиться просто — соблюдайте эти правила:

  1. Переключайте режимы КПП плавно.
  2. Активируйте ручник, не отпуская педаль тормоза.
  3. Меняйте трансмиссионное масло и фильтр каждые 60 тысяч километров пробега.
  4. В сильных заторах переключайтесь на мануальный режим, чтобы самостоятельно контролировать передачи.
  5. Управляйте автомобилем спокойно, чтобы DSG подстроилась под ваш стиль вождения и своевременно переключалась.
  6. Из песка, снега, грязи вытягивайте машину буксиром, поставив коробку в режим «Нейтраль».
Ещё по этой теме

Что делать, если машина застряла в снегу: пять способов выбраться

Читать статью

Топ ошибок при использовании машины с DSG

Опытные автомобилисты, которые проехали ни один десяток километров на таком авто, точно знают, что делать нельзя:

  • буксовать;
  • двигаться накатом;
  • буксировать тяжелый прицеп;
  • резко ускоряться и тормозить;
  • игнорировать ручной тормоз на стоянке;
  • придерживаться агрессивного стиля езды;
  • раскачивать авто в грязи, песке или в снегу;
  • слабо жать на педаль тормоза при остановке;
  • переключать режим «Драйв» (D) на «Нейтраль» (N) при остановках в потоке;
  • стартовать с двух педалей, когда тормозом машина удерживается на месте, а газом поднимаются обороты двигателя до 4000–5000 об/мин.

Водители, «приручившие робота», советуют не нажимать на педаль газа сразу после переключения передач — каждый раз, когда машина трогается с места. Важно относиться к такой коробке внимательно и всегда следить за ее работой.

Если думаете, какую КПП выбрать, отталкивайтесь от предстоящих условий эксплуатации машины. Понимание, как правильно ездить на «роботе», придет со временем.

Коробка-«робот» прослужит дольше, если вы будете проводить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией. Оплачивайте техобслуживание в рассрочку и будьте уверены в своей машине.

Халва выручит в любой ситуации! Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Заявка на оформление карты

Плюсы и минусы коробки «робот»

Если вы уже заглядываетесь на новые автомобили и планируете покупку, изучите недостатки и преимущества «робота». Ведь умелый водитель быстро раскроет его потенциал.

Плюсы

Минусы

Экономия топлива

Износ узлов трансмиссии при неправильной эксплуатации

Удобство использования

Проблемы с механизмом переключения передач

Адаптация к стилю вождения

Сравнительно дорогое обслуживание: от 20 до 50 тысяч рублей за один ремонт

Быстрое переключение передач

Справедливости ради отметим, что и автоматическая, и механическая коробки тоже требуют пристального внимания. Они ломаются, троят, буксуют на переключениях и каждые 60–70 тысяч километров пробега нуждаются в замене масла, фильтров. А на 150 тысячах — даже в капитальной переборке.

Поэтому на вопрос, какую же коробку выбрать, автолюбитель должен отвечать, исходя из своих требований к машине.

Удачи на дорогах!

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
11.3 тыс.
Александра Мельник
Александра Мельник

Сохранить деньги — мудрость, умело расходовать — искусство. С легкостью рассказываю о финансовой стороне жизни.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер